5 самых нелепых и вредных советских запретов
smapse — 26.03.2024
Иностранные гости, посещавшие Советский Союз, поражались местным искусством, балетом и спортивными достижениями. Однако куда большее удивление и недоумение они испытывали относительно некоторых ограничений, существовавших в повседневной жизни страны!

Например, советское отношение к западной музыке и культуре, характеризуемое фразой из ленты 1949 года «Чужой голос» — «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» — отражало глубокое неприятие властей к влиянию капиталистических государств.
Иностранные гости, например, Кристиан Диор, который посетил Москву в 1959 году, описывали свои впечатления о стране как о смеси восхищения ее культурой и историей и одновременного удивления тяжелыми условиями жизни советских граждан. Диор описывал СССР как страну с богатым прошлым и народом, который, несмотря на жесткие условия жизни, сохранял веру в будущее и свою миссию.

Советский человек жил в условиях ограничений свободы слова и действий, и многие из них принимали это как данность, полностью подчиняясь правилам и нормам, установленным властью. О каких правилах, нормах и запретах идет речь?
Запрет на брак с иностранцем
В СССР гражданам запрещалось заключать браки с иностранцами, особенно с жителями западных стран: такие союзы часто рассматривались как признак нелояльности к родине и потенциальной связи с иностранными разведками.

Женщины, которые решались на брак с иностранцами и переезд за границу, фактически теряли возможность вернуться в СССР, связь с иностранцем могла повлечь за собой уголовное преследование или даже принуждение к шпионажу.
Тема запрета на международные браки и сложностей, с которыми сталкивались советские граждане, отражена в сериале «Красная королева», где одна из главных героинь, советская модель, влюбляется в иностранца и мечтает выйти за него замуж.
Запрет на неформальную яркую одежду, необычный макияж
В советское время основной упор в легкой промышленности делался на создание одежды, которая была скорее функциональной и немаркой, чем модной или яркой.

Это соответствовало идеологии равенства и утилитарности, акцентируя внимание на труде и общественных обязанностях, а не на индивидуальности и самовыражении. В школьной среде строго контролировали внешний вид учеников, конечно, и до запрета на ношение макияжа.
Те, кто предпочитали более яркую и модную одежду, получили презрительное название «стиляги», часто сталкивались с осуждением со стороны общества и властей, даже могли подвергаться физическому воздействию от комсомольцев, которые могли портить их одежду или обрезать длинные волосы. Принадлежность к культуре стиляг могла иметь серьезные последствия, включая исключение из учебных заведений, пионерской и комсомольской организации, что ставило крест на перспективе вступления в партию, а, стало быть, и карьере.
Запрет на хранение иностранной валюты
В булгаковском романе «Мастер и Маргарита» ярко описан эпизод, где председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой становится объектом обвинения в хранении иностранной валюты.

Этот момент с Котом Бегемотом и Коровьевым в роли доносчиков символично отражает советскую действительность, где любой мог стать объектом внимания КГБ по доносу, часто от соседей. Владение иностранной валютой в те времена автоматически делало человека подозрительным в глазах властей, и приводило к обвинениям в шпионаже и предательстве родины.
«Запрет» на левшей
Большинство предметов и инструментов, включая станки и бытовые принадлежности, в прошлом были спроектированы исключительно для правшей. В школьных классах, где ученики писали чернилами, это создавало особые трудности для левшей: держа перо в левой руке, они часто размазывали чернила по бумаге собственным рукавом.

Левшам в те времена приходилось приспосабливаться, часто их переучивали на правую руку, иногда применяя довольно жесткие методы. «Преступную» левую руку могли привязывать, чтобы заставить ребенка писать правой рукой, нередко в дело шли угрозы, запугивание и ремень. В результате такого подхода многие люди в СССР стали амбидекстрами, то есть научились одинаково хорошо работать обеими руками.
Запрет на половое воспитание
В Советском Союзе обсуждение сексуальности и физиологических аспектов жизни с детьми считалось неприемлемым. Родители, бабушки и дедушки избегали поднимать эту тему из опасений, что это пробудит чрезмерный интерес к сексу у молодых людей, существовало молчаливое согласие о том, что подобные вопросы не обсуждаются в семейном кругу.

Ситуация с порочным, «кривым» восприятием сексуальности отражалась и в медицинской сфере. Многие женщины вспоминают, что визиты к гинекологу были серьезным испытанием из-за неуместных комментариев врачей касательно их личной жизни. Табу на обсуждение секса в обществе приводило и к определенным негативным последствиям, таким как рост числа незапланированных ранних беременностей и распространение венерических заболеваний среди молодежи.
Отсутствие открытого и понятного просвещения в области сексуального воспитания порождало недопонимание и страхи, связанные с этой частью человеческой жизни. Это привело к тому, что многие молодые люди вступали во взрослую жизнь без должной подготовки и знаний.
Важное значение образования для развития инклюзивного спорта
Осенний закат
Питер летом
Непрошенные гости
Сезон летних салатов закончен, пора готовить другое
Спасибо "Сумеречной зоне"
Про это вот
Без слов
Обложки журнала «Graphis» 1950-х

