5 реальных людей, ставших прототипами героев советских фильмов

В основу сценария для фильма часто ложатся настоящие судьбы живых людей. Причем иногда такие, что ни один сценарист не придумает. И вот сегодня я хотел бы рассказать вам о пяти реальных людях, ставших прототипами героев известных советских картин.
Александр Святогоров - Александр Белов ("Щит и меч", 1968)

Знаете, как рождаются легендарные персонажи? Вот и Александр Белов из сериала Владимира Басова "Щит и меч" появился не просто так. Писатель Вадим Кожевников сначала хотел сделать героем своей книги Рудольфа Абеля - но тот наотрез отказался. Пришлось перенести действие на 25 лет назад. И искать другой прототип.
Им стал Александр Святогоров - человек удивительной судьбы. Родился в 1913 году в простой семье, работал на заводе стахановцем. В НКВД его взяли за принципиальность: когда коллегу обвинили в шпионаже, Святогоров отказался давать против него показания.
Великую Отечественную Святогоров встретил в Запорожье - минировал заводы перед отступлением. Потом - Харьков, где разведчик устроил взрыв в особняке, где жил немецкий комендант. Подложили две мины: одну немцы нашли, вторую (радиоуправляемую) - взорвали из Воронежа прямо во время приема.
Операции Святогорова всегда были нестандартными. То устроит помолвку своего агента с переводчицей, чтобы выманить важного абверовца. То под видом эсэсовца будет руководить партизанами в Словакии.
После войны Александр Святогоров работал в Германии. Говорят, именно он разработал операцию против Бандеры - но это только слухи.
Александра не стало в 2008 году, он прожил 94 года. Ну, а в фильме от Абеля остались только инициалы главного героя - Александр Белов. Но прототипом легендарного разведчика стал именно Святогоров.
Михаил Поспелов - Павел Верещагин ("Белое солнце пустыни", 1969)

Я не люблю пересматривать "Белое солнце пустыни". Каждый раз надеюсь - вдруг в этот раз Верещагин не заведёт баркас. Но увы. А ведь у Павла Артемьевича был реальный прототип - офицер пограничной стражи Михаил Дмитриевич Поспелов.
Родился он в 1884 году в Орле. Начальника Поспелова звали Александр Верещагин - вот откуда фамилия героя. Сам же Михаил Дмитриевич служил на границе с Персией.
Это был настоящий богатырь: отличный наездник, мастерски владевший оружием. Но главное, Поспелов он умел находить общий язык с местными. Туркмены помогали ему, а он защищал их от работорговцев и контрабандистов. За рыжие усы таможенника прозвали "Красный шайтан".
После революции многие офицеры бежали к Деникину. Поспелов остался. С женой и переводчиком они вдвоём охраняли свой дом от бандитов. Потом Михаил Дмитриевич собрал отряд из туркмен и продолжил службу уже при советской власти.
Удивительно, но красные оценили его профессионализм: назначили командовать пограничным полком. Позже Поспелов участвовал в борьбе с басмачами, работал геологом, а в войну служил в ташкентской пожарной охране.
Поспелова не стало в 1962 году, за 8 лет до выхода фильма. Вот только непонятно, зачем сценаристы так сурово обошлись с Верещагиным, если его прототип прожил долгую и яркую жизнь.
Яков Слащев - Роман Хлудов ("Бег", 1970)

Белый генерал Яков Слащев-Крымский - человек удивительной судьбы. В гражданскую он год удерживал Крым с 4 тысячами бойцов против превосходящих сил красных, за что получил почетное прозвище "Крымский". Жесткий командир (его называли "вешателем"), Слащев безжалостно карал мародеров и дезертиров.
После поражения белых Слащев эвакуировался в Турцию, где жил впроголодь, торгуя овощами на рынке. В 1921 году, разочаровавшись в эмиграции, он стал одним из первых белых генералов, принявших советскую амнистию.
В СССР Слащёв преподавал тактику в школе. По легенде, когда Буденный пальнул в него во время лекции, генерал хладнокровно заметил: "стреляете так же, как воюете".
11 января 1929 года Слащева устранил мститель за брата, казненного в Крыму. Преступника признали невменяемым и отпустили. Так закончился путь одного из самых противоречивых героев гражданской.
Именно Яков Слащев стал прототипом Романа Хлудова в фильме "Бег" (по роману Михаила Булгакова). Примечательно, что Хлудов так и остался в Турции смотреть на далекий, но недоступный российский берег.
Владимир Арапов - Жеглов и Шарапов ("Место встречи изменить нельзя", 1979)

Я всегда удивлялся - как получилось, что в "Месте встречи" такие живые, настоящие герои? Оказывается, у обоих, Жеглова и Шарапова, имелся один реальный прототип. Владимир Арапов, легенда МУРа, человек с удивительной биографией.
Начал он в 1941 году, когда в 15 лет пошёл работать на завод "Динамо". Потом вступил в дружину - помогал милиции. В 1945-м Арапова взяли в 37-е отделение. Времена были голодными, а работа в милиции хоть как-то кормила.
Арапов прославился нестандартным подходом. Однажды выяснилось, что в школе пропадают детские вещи. Чтобы поймать вора, Владимир переоделся женщиной. И взял с поличным учительницу музыки.
В 1951 году Арапова пригласили в МУР, и почти сразу он столкнулся с бандой Митина, которая держала в страхе всю Москву.
Как Владимир Арапов обезвредил шайку?
Все началось с налета на сберкассу в Мытищах. Одна из кассирш успела незаметно нажать тревожную кнопку. Когда из райотдела перезвонили, бандит, схвативший трубку, брякнул первое, что пришло в голову: "это не сберкасса, а стадион!"
Обычный оперативник пропустил бы это мимо ушей. Но не Арапов. "Нормальный человек в такой ситуации сказал бы "ошиблись номером". А этот - "стадион". Почему?" Арапов начал думать. Может, бандиты живут у стадиона? Или сами спортсмены? А может, там их "малина"? Владимир Арапов лично объехал все стадионы в округе, расспрашивал дворников, уличных торговцев.
Выяснилось, один из бандитов раньше играл за местную футбольную команду. А их "штаб-квартира" действительно находилась в двух шагах от стадиона "Спартак". Через некоторое время всю банду повязали.
Так одно случайное слово помогло раскрыть самое громкое дело года. А Арапов доказал, что в оперативной работе важнее всего внимание к деталям и умение мыслить нестандартно.
Позже Владимира Арапова прозвали "черным полковником". Он мог накричать на подчиненного, но выбивал им квартиры. Именно Арапов поймал маньяка "Мосгаза", подослав к нему переодетую оперативницу вместо возлюбленной.
Трое сыновей Владимира Арапова тоже стали милиционерами. Арапова не стало в 2013 году. Черный полковник оставил после себя не только реальные подвиги, но и бессмертный образ в культовом фильме.
Валентин Дьяченко - Павел Зубов ("Мужики!", 1981)

Сценарист Валентин Дьяченко из тех людей, чья жизнь сама как готовый сценарий. Он родился в 1921 году в Мариуполе, а уже через год потерял отца: того забрали по ложному доносу.
Великую Отечественную Дьяченко встретил разведчиком в 9-й армии. Но в 1943-м его самого арестовали - якобы за "антисоветские разговоры" и небрежное хранение шифров. Приговор оказался суровым: высшая мера. Два месяца Дьяченко провел в камере смертников, а затем наказание заменили лагерем. Так Дьяченко оказался в шахтах Интлага. Этот опыт позже лег в основу "Мужиков" - его самого знаменитого сценария.
В лагере Валентин Дьяченко встретил девочку Олю, получившую 5 лет за то, что сбежала с торфоразработок помыться. В "Мужиках" она стала Полей. После освобождения Дьяченко женился на женщине с двумя детьми - так в сценарии появились Павлик и Степа.
Удивительно, но после лагеря Валентин смог поступить во ВГИК! Реабилитировали его только в 1958-м. Таким образом, сценарист Валентин Дьяченко стал прототипом Павла Зубова из фильма "Мужики!", усыновившего троих детей.
В сегодняшней статье я рассказал о пяти реальных людях, ставших прототипами героев советских фильмов. Однако, таких случаев было куда больше. И поэтому можете прочитать мою вторую статью на другом канале - "Киноблогер". Там рассказывается о еще 5 людях, чьи жизненные истории легли в основу наших любимых кинокартин.
|
</> |