40 лет—катастрофе теплохода "Александр Суворов"

топ 100 блогов vital_drobishev05.06.2023 40 лет—катастрофе теплохода Александр Суворов

Ровно сорок лет назад произошла крупнейшая в СССР по количеству погибших катастрофа на речном транспорте 5 июня 1983 года теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в железнодорожный мост в районе Ульяновска.
Жертвами столкновения стали более 170 человек, а по слухам — более 300. Эта авария фактически открыла десятилетие великих катастроф — техногенных аварий и стихийных бедствий, сопровождавших крах Советского Союза.

Теплоход «Александр Суворов» был построен в 1981 году в Чехословакии был приписан к Ростову-на-Дону . К моменту аварии он отработал на маршруте всего год. Речные круизы пользовались популярностью в СССР, так что недостатка в пассажирах обычно не было. 5 июня 1983 года корабль шел из Ростова-на-Дону в Москву.
На борту было более 400 человек, точное количество так и не установлено, поскольку некоторые члены экипажа взяли в рейс друзей.

Около 22 часов вечера корабль на полном ходу врезался в несудоходный пролет железнодорожного моста. Причины этого так и не были выяснены.
События развивались следующим образом.

Капитан судна спокойно спал у себя в каюте перед тем как заступить на ночную смену. Кораблем управлял штурман по фамилии Митенков, радистка и не слишком опытный рулевой Андрей Уваров, вернувшийся на вахту за три минуты до столкновения, они с самого начала вели судно не в тот пролет и начали что-то подозревать лишь в непосредственной близости от моста.
Ситуацию усложнило и то, что на мосту по халатности не были включены сигнальные огни (причем в ходе расследования так и не удалось найти ответственных за это).
Кроме того, над пролетом была установлена будка путевого обходчика, которую штурман в сумерках мог визуально спутать с указателем нужного пролета.

В общем, перед самым заходом под мост Митенков связался с диспетчерами порта и уточнил у них габариты моста. Выяснив, что корабль под мостом не пройдет, Митенков не стал делать вообще ничего. Корабль на максимальной скорости продолжил движение.
В те времена судовые команды нередко нарушали дисциплину — и потому компетентные органы первым делом предположили, что рулевой и штурман были пьяны. В пользу этой версии свидетельствовало то, что на борту в тот вечер действительно происходило застолье, отмечали 19-летие повара Надежды Чалой.

Впрочем, экспертиза показала, что Уваров был трезв, а Митенков и вовсе не употреблял алкоголь из-за язвы желудка. Почему тогда "Суворов" вместо сбавления хода, наоборот, разогнался и шел к мосту на максимальной скорости — на этот вопрос ответа не было.

В результате столкновения на полном ходу у корабля просто снесло практически всю верхнюю палубу. Те, кто находился на нижних палубах практически не пострадали. Однако многие пассажиры в это мгновение находились в кинотеатре или на танцплощадке, которые как раз располагались на самом верху и были просто сметены ударом.
В момент столкновения по железнодорожному мосту двигался грузовой состав, который от удара опрокинулся, и содержимое вагонов стало падать вниз, на корабль, засыпая его углем и зерном. Только по невероятной случайности на корабль не рухнул вагон с горючим, застрявший на мосту

40 лет—катастрофе теплохода Александр Суворов
Рухнувший мост

Жертвами столкновения стали по меньшей мере 176 человек — примерно треть от общего количества находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.
Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров. Верхней палубы просто не стало. Повсюду были только изуродованные и покалеченные люди.

... Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы...” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой...

40 лет—катастрофе теплохода Александр Суворов

Расследовать катастрофу прибыла правительственная комиссия во главе с будущим хозяином независимого Азербайджана Гейдаром Алиевым.

В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:
- халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация.
Вина железнодорожников в аварии была тоже. Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек.

В итоге главным виновником назначили капитана корабля Клейменова, который вообще находился в своей каюте и его вина в катастрофе былв минимальной . Митенков и рулевой погибли и с них уже спроса не было, а Клейменову дали 10 лет.

Его освободили по состоянию здоровья через 6 лет и буквально через несколько месяцев после этого он умер от сердечного приступа.

Крушение "Александра Суворова" стало первой ласточкой — после него практически каждые несколько месяцев случалась какая-нибудь напасть: аварии, землетрясения, атомные катастрофы, кровавые этнические конфликты на окраинах. СССР начал рушиться в буквальном смысле этого слова.

40 лет—катастрофе теплохода Александр Суворов
Памятник на месте гибели теплохода

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Памятуя о различных ярких ослепительных шоу, которые часто сопровождают празднование Дня Победы. Вот такое прекрасное проходило на 9 мая в Казахстане, в славном городе Караганда. Отсюда тоже много ушло добровольцев, в том числе и в ту самую 316-ю СД. То, что помнят, это хорошо. Но вот то, ...
Как вы думаете, нужен ли Московскому метро новый логотип? Не знаю, замечали вы или нет, но если вы передвигаетесь на подземном транспорте, за один день можете увидеть несколько десятков разных логотипов нашего метрополитена. Они везде: на билетах и схемах, у входов в вестибюли, на информ ...
Аннотация : А все таки чудеса случаются :) Вчера я оценивал вероятность этого события, как один к миллиону, а вот сегодня пообщался с вице-премьером российского правительства Ольгой Голодец, по поводу личного письма отправленного просто в ЖЖ. Скажу честно - через канцелярию вряд ли удал ...
Перечитываю уж в который раз «Шум и ярость». И нельзя сказать, что проследил все связи и все скачки времени. Наверно просто на это неспособен, а может быть в такой запутанности и заключается прелесть книжки. Есть же издания, где синхронные места подсвечены одним цветом и все-все-все ...
Очередной пост об экспериментах с нейросетью. Тег для неё завести, что ли? Для начала – немного технической информации. Картинка для нейросети начинается с зерна – достаточно длинного числа, обычно случайного. Зерно задаёт отправную точку, начальное распределение цветовых пятен на ...