4 неожиданных факта о дизайне: на вкус, на цвет товарищи есть
arcobaleno_ru — 04.10.2011 Кажется, что наши эстетические вкусы уникальны и неповторимы. Однако, ключевое слово в этом предложении «кажется». Исследователи из Венского университета установили, что есть общие фундаментальные принципы и паттерны, которые позволяют предсказать, понравится ли объект или нет.Мало того, человеческие вкусы очень гибкие, могут меняться и подвержены манипуляциям. Это, кстати, я знаю по себе. Я люблю яркие цвета, что в интерьере, что в одежде. Когда приехала учиться в Голландию, меня страшно разочаровало, что они ходят там в каких-то серых и песочных «дерюжках». Через полгода, однако, я и себе таких накупила, мало того, носила с большим удовольствием.
1. Люди предпочитают большие объекты маленьким, округлые формы заостренным и сложные паттерны простым.
В экспериментах большинство людей отдавало предпочтение диванам и часам округлых форм и картинкам со сложным детальным рисунком. Объяснима тут только нелюбовь к заостренным предметам – они активируют в мозге зону страха. Возможно, потому, что острые объекты – такие как колючки, ножи и копья – традиционно символизируют опасность.
Также большинство людей предпочитают симметричные объекты. Объяснения этому также нет, но в природе вообще очень много симметрии, возможно, это не только человеческое предпочтение.
2. Люди чаще отдают предпочтение знакомым объектам, формам и рисункам, однако знакомые объекты могут наскучить экспертам или даже просто людям в хорошем настроении.
Обратное, кстати, тоже верно – люди в плохом настроении склонны выбирать что-то традиционное, неяркое, неброское.
И вообще, узнаваемость объекта – самый достоверный элемент в предсказании, понравится ли объект. Чайники и кофейники узнаваемой формы нравились большему числу людей.
Из этого, кстати, вытекает и первое правило изменения вкуса. Достаточно, чтобы новый объект некоторое время мелькал перед глазами, чтобы он стал «узнаваемым» и больше нравился. При этом слишком усталость от одних форм влечет к другим – после множества сложных вещей видят красоту в простых и наоборот.
Единственная устойчивая к повторению черта – симметрия. Участники регулярно выбирали симметричный дизайн (мне, кстати, удивительно, я люблю асимметрию).
3. Отдельная оригинальная черта при общей узнаваемости особенно выигрышна.
В эксперименте участники ниже всего оценивали наиболее традиционные формы чайников и кофейников, чуть-чуть выше – чайники и кофейники настолько нетипичных форм, что было непонятно, что же перед ними. Самую же высокую оценку получил дизайн, сочетающий узнаваемую форму с одной оригинальной чертой.
4. Через некоторое время после покупки дизайн вещи уходит на второй план, а на первый выходят ощущения от использования.
К ним относятся тактильные ощущения, запах, звук – все невизуальное. Чтобы избежать разочарования покупателей, продавцам имеет смысл показать невизуальные свойства товара заранее. Очень плохо, если покупатель придет домой с покупкой и поймет, что от звука новой кофеварки ему хочется лезть на стену.
А вот если вы покупатель, подумайте, в каком настроении вы покупаете, что влияет на ваш выбор. И если это не ваше типичное настроение, возможно, покупку стоит отложить, чтобы не разочароваться потом.