35-я батарея

Сверхлюди погибали, брошенные своим командованием. Такая армия гибла! Это была Голгофа, жертвоприношение десятков тысяч жизней на алтарь победы.
Не понимаю, как мог штаб улететь, бросив умирать армию.

утром 2 июля 1942 года, несмотря на то, что корабли ушли с рейда 35-й батареи, на полуразрушенном причале, возле него и на высоком берегу продолжали стоять плотной стеной тысячи бойцов, командиров и гражданских людей, все еще надеявшихся, что еще подойдут корабли. Они не могли поверить, что их больше не будет и поэтому упорно стояли, не двигаясь с места, вглядываясь в темноту ночного моря. Но вот стало светать и тогда кто-то из командиров на берегу стрельнул в воздух и закричал:
«Да разойдитесь же, скоро рассвет, прилетят немцы и сделают из вас месиво!».
Так вспоминает этот возглас бывший секретарь Балаклавского райкома комсомола Р. С. Иванова-Холодняк, находившаяся в тот момент в плотной толпе на рейдовом причале.
Ее слова перекликаются с воспоминаниями полковника Д. И. Пискунова, также находившегося в толпе на рейдовом причале.
«Для нас стало очевидным, что эвакуация не удалась, но и не была еще потеряна надежда на приход транспортов в предстоящую ночь. И мы решили призвать людей идти в оборону:
«В оборону, товарищи, в оборону!» — закричали мы. Нас поддержали другие. По всему берегу стали слышны выкрики, призывавших идти в оборону. На наших глазах люди стали строиться в колонны и уходить в сторону переднего края.
Вскоре спуск в Ново-Казачью бухту (Голубая бухта, авт.) и причал опустели».
В то же время, как уже упоминалось, справа от рейдового причала на скалах берега под крутыми обрывами 35-й береговой батареи, к которым не было прохода с его стороны к причалу из-за широкой, отвесно уходящей в море стены, находились многие сотни старших командиров и полифаботников армии и Береговой обороны, выведенных в эту ночь из ее казематов для эвакуации с необорудованного берега. После провала попыток организовать их эвакуацию, происходившую на их гладах и убедившись в ее невозможности, они разошлись по берегу. Часть из них укрылась в существовавших тогда многочисленных естественных гротах, пещерах и террасах под обрывами берега батареи, образовавшихся в результате работы морской стихии.
В общем, это совершенно невыносимая боль. Тысячи тел прибой бил о берег, а море не успевало уносить кровь, вода была розовой. Это слишклом больно
|
</> |