35 лет со дня гибели шаттла Challenger
kiri2ll — 28.01.2021 Сегодня исполнилось 35 лет со дня катастрофы шаттла Challenger, унесшей жизни семи американских астронавтов. Корабль погиб 28 января 1986 года во время своей десятой миссии. На 73-й секунде полета, когда Challenger находился на высоте 15 км, левый твердотопливный ускоритель сорвался с крепления и пробил основной топливный бак, что привело к его мгновенному разрушению.Кабина с семью астронавтами пережила разрушение бака. Она продолжила полет по баллистической траектории, достигла высоты в 18 км, после чего упала в океан. В дальнейшем удалось выяснить, что как минимум несколько членов экипажа Challenger оставались в сознании после катастрофы. Но в сложившейся ситуации астронавты уже не мог ничего изменить. Challenger не имел системы спасения, рассчитанной на эвакуацию экипажа в случае разрушения корабля. Через две минуты свободного падения кабина ударилась о поверхность Атлантического океана на скорости около 333 км/ч, мгновенно убив всех, кто находился на борту. Последующее расследование установило, что прямой причиной катастрофы стало вызванное конструкторским просчетом разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Через него прорвался поток горячих газов, что и запустило всю дальнейшую цепочку событий. Повреждения уплотнительных колец ускорителей случались и раньше. Но руководство NASA не отдавало должного внимания опасным инцидентам, считая, что система имеет достаточный ресурс надежности. Оно ошибалось. Ночь перед запуском Challenger выдалась необычно холодной по меркам Флориды. Температура в районе мыса Канаверал опустилась до −2 °С. Низкие температуры уменьшили гибкость использовавшегося в ускорителях вулканизированного уплотнительного материала, сделав его более хрупкими и уязвимым для нагрузок. Известно, что утром 28 января несколько инженеров потребовало у руководства полета отмены предстоящего запуска по соображениям безопасности, но получили отказ. Что касается экипажа Challenger, то он и вовсе не знал о существовании каких-то проблем с ускорителями. Гибель корабля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие американской космической программы и имела ряд значимых последствий. После катастрофы шаттлы не летали почти три года. NASA серьезного ужесточила нормы безопасности и отказалась от использования крылатых кораблей для вывода на орбиту коммерческих грузов. Был отмене проект по запуску шаттлов на полярные орбиты с западного побережья США. Многие научные миссии, чей запуск должен был состояться еще в 1986 году, отправились в космос лишь спусти три – четыре года. Среди них телескоп «Хаббл» и межпланетные зонды Galileo и Ulysses. Challenger стал косвенным виновником другой крупной катастрофы. Твердотопливные ускорители челноков использовали в качестве топлива перхлорат аммония, производившийся на заводе PEPCON в штате Невада. Из-за длительного перерыва в полетах шаттлов на его складах скопились большие запасы неиспользованного топлива. 4 мая 1988 года на заводе начался сильный пожар в итоге приведшей к серии взрывов суммарной мощностью в одну килотонну. Катастрофа привели к гибели двух и ранениям 372 человек, а сумма нанесенного ущерба составила около 100 млн долларов.
|
</> |