35 лет со дня гибели шаттла Challenger
kiri2ll — 28.01.2021
Сегодня исполнилось 35 лет со дня катастрофы шаттла Challenger,
унесшей жизни семи американских астронавтов. Корабль погиб 28
января 1986 года во время своей десятой миссии. На 73-й секунде
полета, когда Challenger находился на высоте 15 км, левый
твердотопливный ускоритель сорвался с крепления и пробил основной
топливный бак, что привело к его мгновенному разрушению.
Кабина с семью астронавтами пережила разрушение бака. Она
продолжила полет по баллистической траектории, достигла высоты в 18
км, после чего упала в океан. В дальнейшем удалось выяснить, что
как минимум несколько членов экипажа Challenger оставались в
сознании после катастрофы. Но в сложившейся ситуации астронавты уже
не мог ничего изменить. Challenger не имел системы спасения,
рассчитанной на эвакуацию экипажа в случае разрушения корабля.
Через две минуты свободного падения кабина ударилась о поверхность
Атлантического океана на скорости около 333 км/ч, мгновенно убив
всех, кто находился на борту.
Последующее расследование установило, что прямой причиной
катастрофы стало вызванное конструкторским просчетом разрушение
уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Через него
прорвался поток горячих газов, что и запустило всю дальнейшую
цепочку событий.

Повреждения уплотнительных колец ускорителей случались и раньше. Но
руководство NASA не отдавало должного внимания опасным инцидентам,
считая, что система имеет достаточный ресурс надежности. Оно
ошибалось. Ночь перед запуском Challenger выдалась необычно
холодной по меркам Флориды. Температура в районе мыса Канаверал
опустилась до −2 °С. Низкие температуры уменьшили гибкость
использовавшегося в ускорителях вулканизированного уплотнительного
материала, сделав его более хрупкими и уязвимым для нагрузок.
Известно, что утром 28 января несколько инженеров потребовало у
руководства полета отмены предстоящего запуска по соображениям
безопасности, но получили отказ. Что касается экипажа Challenger,
то он и вовсе не знал о существовании каких-то проблем с
ускорителями.

Гибель корабля оказала огромное влияние на дальнейшее развитие
американской космической программы и имела ряд значимых
последствий. После катастрофы шаттлы не летали почти три года. NASA
серьезного ужесточила нормы безопасности и отказалась от
использования крылатых кораблей для вывода на орбиту коммерческих
грузов. Был отмене проект по запуску шаттлов на полярные орбиты с
западного побережья США. Многие научные миссии, чей запуск должен
был состояться еще в 1986 году, отправились в космос лишь спусти
три – четыре года. Среди них телескоп «Хаббл» и межпланетные зонды
Galileo и Ulysses.

Challenger стал косвенным виновником другой крупной катастрофы.
Твердотопливные ускорители челноков использовали в качестве топлива
перхлорат аммония, производившийся на заводе PEPCON в штате Невада.
Из-за длительного перерыва в полетах шаттлов на его складах
скопились большие запасы неиспользованного топлива. 4 мая 1988 года
на заводе начался сильный пожар в итоге приведшей к серии взрывов
суммарной мощностью в одну килотонну. Катастрофа привели к гибели
двух и ранениям 372 человек, а сумма нанесенного ущерба составила
около 100 млн долларов.