31 августа / 13 сентября 1800 года умер забытый ныне русский гений — КОЗЬМА
von_hoffmann — 13.09.2024«Нетленны лишь заслуги и добродетель» – эти слова как нельзя лучше характеризуют величайшего из ученых XVIII века, современника легендарного Михайло Ломоносова. Но о Ломоносове все знают и помнят, а вот о Фролове, к сожалению, известно лишь тем, кто подробно изучал историю или интересовался гидротехникой и гидравликой.
Когда конкретно родился будущий гений, сейчас установить трудно: одни источники выдают 1726 год, другие – 1728-й. Но точно известно, что Козьма родился в семье мастерового Дмитрия Фролова, проживавшей на уральском Полевском заводе.
Срубик мастерового стоял совсем близко к заводской плотине. И огромное для маленького мальчика колесо крутилось перед глазами Козьмы ежедневно, он его видел даже чаще чем собственного отца, занятого тяжелой работой. Смышленый мальчик с интересом наблюдал, как легко вода проворачивает лопасти колеса. И постепенно он осознал, что у воды есть своя, невиданная сила, и есть еще множество возможностей для ее успешного применения.
Но сразу осуществить свою мечту Козьме не удалось. Как и все местные мальчишки, он окончил заводскую школу в 1744 году, стал «горным учеником» и почти десяток лет работал в самых разных должностях по всему Уралу. Однако свое свободное время он занимал обдумыванием новых механизмов и их проектированием. Козьма очень хотел, чтобы его разработки облегчали людской труд, одновременно увеличивая производство.
Музей Северская домна на Полевском заводе. Колесо рудодобытчиков
Уже заслужив следующее горное звание (штейгера), он получил большую свободу и сконструировал промывальную машину, приводимую в движение силой воды, увеличивающую эффективность и требующую в три раза меньше работников. Фролову дали внеочередное повышение и карт-бланш на применение своих изобретений.
Нововведения молодого горняка дошли до генерала Андрея Порошина, который руководил заводами на Алтае. Он был очень удивлен проектами и нововведениями Фролова и пригласил его на Алтай, обещая дать возможности для продвижения передовых проектов Козьмы.
Так Козьма поехал на алтайские заводы и там проработал всю оставшуюся жизнь. Его труды были вознаграждены – он смог осуществлять свои смелые идеи. Козьма Фролов со временем получил чин полковника горной службы и руководил золотодобывающими рудниками.
Сын простого рабочего уже в 1760-х годах построил четыре громадных машины для толчения и промывки руды на Змеиногорском руднике. Эти сооружения были построены одно за другим, и не требовали ни человеческих, ни лошадиных сил. В движение их приводила вода из реки Корбалихи. Она же мельчила и промывала горную породу, заполняла рядком стоящие тележки рудников, провозила их по рельсам до специального резервуара, там опустошала и привозила обратно! Полная механизация процесса. Рабочие только контролировали его. Все это было похоже на конвейер. Правда, до официального изобретения конвейера было ещё полтора века!
Модель Змеиногорского завода. Алтайский краеведческий музей
Это устройство позволило заводу существенно экономить. А добыча золота и серебра в месяц стала в десятки раз выше. Однако Козьма Фролов хотел еще больше автоматизировать процессы. Практически 10 лет его проект проходил все стадии согласования, в потом еще столько же строили плотину. На Змеиногорском заводе появилось водохранилище и 18-метровая плотина. Из водохранилища шел канал, уходивший под землю, а там расположилась целая механическая система.
Русла приносили воду в кузницу, лесопилку и на рудообогатительные механизмы. Потом эти русла соединялись в единый поток и направлялись к колесу машины, поднимавшей породу. Она тоже находилась частично под землей и позволяла добывать до 10000 пудов руды за смену с глубины 100 метров.
Дальше вода, отработавшая на Преображенской шахте, шла на Екатерининскую. Там сила воды прокручивала еще одну машину для подъема руды чуть меньшего размера и затем поступала на грандиозное 17-метровое колесо, которое с помощью насосов откачивало лишние воды с 200-метровой глубины. Потом эта же вода шла на Вознесенскую шахту, где стояло 15-тиметровое колесо. И весь процесс нова повторялся.
Схема Змеиногорского рудника
То есть вода из Корбалихи проходила под землей около 2 км, и снова возвращалась на поверхность в эту же реку. Но с ее помощью оживали 7 огромных и десятки небольших механизмов. Козьма Фролов создал прекрасно отрегулированный и полезный подземный мир.
Козьмы Фролова не стало в 1800-м году – он проработал на Алтае 37 лет. А вот его система продолжила работу вплоть до 1893 года, когда закрылся Змеиногорский завод. Но и сегодня здесь расположено предприятие, где люди пользуются тем же водохранилищем и каналами для забора воды. Хотя сейчас они используются в других целях – для своих технологических процессов.
Сын Козьмы – Петр, стал горным инженером, и тоже изобретателем. А с 1817 года Петра Козьмича назначили начальником Колывано-Вознесенского округа, с 1822-го года – гражданским губернатором Томска и сенатором Российской империи. Козьма Дмитриевич Фролов похоронен в Барнауле, и на его надгробии выбиты слова: «Не вечно всё! Прохожий сам тому свидетель. Нетленны лишь одни заслуги, добродетель».
Отец и сын стали настоящей гордостью Урала и Алтая!
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_184312
или