30 августа 2021 власти России объявили о революционных изменениях в управлении
rubin65 — 31.08.2021Подготовлен законопроект, предполагающий изменения в управлении государственными финансовыми ресурсами. Согласно документу, правительство получит новые полномочия, а роль Минфина будет нивелирована до уровня исполнения бухгалтерских функций.
Правительство России отказывается от «бюджетного правила», которое в своё время «ввёл в оборот» политик/экономист Алексей Кудрин, занимающий ныне пост главы Счётной палаты РФ. Законопроект устанавливает правовые основания, позволяющие правительству изменять сводную бюджетную роспись максимально оперативно, не корректируя закон о федеральном бюджете. Ранее такой возможности не было, поскольку корректировка ФЗ о бюджете требовала длительных парламентских процедур и согласований. Среди важнейших бюджетных направлений, на которые будет распространено действие предлагаемого законопроекта, выделяются следующие:
Кабмин получает возможность использовать на постоянной основе средства ФНБ сверх объёма, предусмотренного ФЗ о федеральном бюджете в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Таким образом, блокирующее внутренние инвестиции в течение многих лет «бюджетное правило», которое было введено Кудриным под давлением МВФ, фактически утратило силу. Соблюдать его или нет, будет решать правительство. Резервный фонд правительства можно будет увеличивать на сумму остатков средств федерального бюджета, которые в отчётном году не были использованы (или не могут быть использованы до конца текущего периода) в плановом порядке. По итогам 2020 года таких переходящих остатков насчитывается на 1 триллион рублей.
Кроме того:
Правительство получит возможность перераспределять в пределах 10% от общего объёма годовые бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию государственных программ, не увеличивая общий объём ассигнований, предусмотренный федеральным бюджетом. Проще говоря, в зависимости от того, как выполняется та или иная программа, деньги могут быть переброшены туда, где дела идут хорошо. Либо в связи с конкретной экономической ситуацией, — рост цен, благоприятная закупочная конъюнктура, увеличение экспортного спроса и т.д.. Федеральные органы исполнительной власти будут иметь возможность маневрировать деньгами и ресурсами.
Законопроект также даёт возможность уменьшать или увеличивать объёмы расходов бюджета в зависимости от поступления определённых видов дохода. Такой инструмент также повышает оперативность и гибкость финансовой политики, позволяя быстро перебрасывать ресурсы, закрывая сиюминутные острые проблемы. И последнее:
Убран лимит стоимости объектов, которым правительство самостоятельно без согласований может предоставлять субсидию на капитальные вложения. Эти и другие новшества в управлении бюджетными средствами в сочетании с созданием цифровых платформ повышают роль центрального аппарата правительства и его аналитических центров. Одновременно нивелируется роль Минфина, который в соответствии с принципами монетаризма претендовал на роль главного идеолога бюджетной политики и распорядителя государственных средств. В новой ситуации Минфин будет исполнять свои изначальные бухгалтерские функции.
Законопроект предусматривает также конкретные меры по укреплению и сбалансированности региональных бюджетов. В 2022 году все 100% доходов от акцизов на средние дистилляты будут переданы в федеральный бюджет (сейчас эти доходы распределяются в равной пропорции между регионами и центром). Уменьшение доходов региональных бюджетов будет компенсировано передачей им дополнительно 4% акцизов на крепкие дистилляты, что обеспечит гарантированное поступление субъектам федерации 9 миллиардов рублей.
- Компиляция публикаций телеграм-канала «Незыгарь» и агентства «EurAsia daily». 30 августа 2021