«Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток.

топ 100 блогов zina_korzina21.02.2010
  • Посвящаю Юлии Школьниковой.

    • Сегодня я хочу вспомнить об одном из самых позитивных фильмов позднего Застоя - «Не бойся, я с тобой!» Я уже как-то раз писала о предперестроечной «пятилетке» - 1980-1985, когда общество жило в состоянии dolce vita - разрешённый эскапизм, итальянский стиль в музыке и в одежде, жизнеутверждающее (и часто - деидеологизированное кино). «Не бойся, я с тобой!», вышедший в 1981 году - это восточная сказка на фоне «ковбойских» приключений. Эта картина уникальна, в первую очередь, тем, что в ней оказались сосредоточены все составляющие хорошего-советского-кино застойной эпохи. Хорошего с точки зрения нормального обывателя, а не умного критика, постоянно сравнивавшего всё, что выходило с вещами Пудовкина или Протазанова. Вместе с тем, в «Не бойся...» был отражён классовый антагонизм и показана борьба с таким пережитком восточной дикости, как кровная месть.

      «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток. «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток.

    • 'Go East!' Идём на Восток!

      На западе есть вестерн - приключенческий жанр, специализирующийся на ковбойско-индейских приключениях, на стрельбе из кольта, на увозе красоток и битии бутылок по салунам. В этих фильмах действуют хорошие или плохие шерифы, кто-то грабит поезда с золотом, кто-то зависает с мустангами в прериях. В СССР к жанру вестерна относились двояко - на экраны выпускали, но в печати ругали за трюкачество и безыдейность. В советском кино царил иной жанр, названный в шутку - истерном. Истерн, в отличие от своего американского аналога, был наполнен идеями, как правило, идеей борьбы за советскую власть в Туркестане (или на Кавказе). В истернах было тоже много стрельбы, экзотики, погонь и соревнований в ловкости. Разве что любви было значительно меньше.

    • Цитата:
      «Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»

      Надо сказать, что советская публика хорошо принимала истерны - идеологическая составляющая отходила на второй план, а первым планом оставался экшн. В фильме «Не бойся, я с тобой!» практически нет идеологии, зато есть восточная специфика, помноженная на типовой вестерно-истерновский экшн - стрельба, погони, ворованные сокровища, месть, драки, любовь, чёткое деление на хороших и плохих парней. Надо сказать, что в СССР было гораздо проще пробить приключенческую ленту, основанную именно на «национальном материале». Это могло пройти под соусом «поддержки республиканского кинематографа» или ещё какого-нибудь «дополнительного развития», которым баловали именно восточные окраины. К тому же, в истерне было легче всего показать пресловутую дружбу народов - один из краеугольных камней советской идеологии. Сейчас-то уже понятно, что дружба народов - это миф, ибо дружат люди, а не страны и не нации.

      «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток. «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток.

    • Цирк и мюзикл.

      Если Вы помните, Сан Саныч и Рустам - артисты цирка, а цирк в СССР нежно любили все - и народ, и чиновники. О цирке всегда было принято говорить восторженно - почти, как о балете, ибо советское цирковое искусство ценилось во всём мире. Неизменно подчёркивалось, что цирк в России начал развиваться позже, чем в Европе, но достиг колоссальных успехов, особенно, начиная с 1930-х годов. Делая своих героев циркачами, авторы фильма сразу же давали им определённую положительную маркировку. К тому же, циркачи до революции считались самыми угнетёнными из артистов, что делало их ближе к революционным массам. Хотя, герои фильма выглядят вполне респектабельными господами, подспудная жалость к гуттаперчевому мальчику и прочим Каштанкам, всё равно сидела в подкорке простого советского человека.

    • Цитата:
      «-Когда он поёт, сердце тает, как кусок сахара. Это талант, великий талант! И ты хочешь, чтобы я его убил? За триста рублей?!
      -А за сколько?
      -Пятьсот».


      ...А ещё музыка. В конце 1970-х - в начале 1980-х годов на телеэкранах царили лёгкие, музыкальные фильмы, близкие по жанру к мюзиклу - «Чародеи», «Ах, водевиль-водевиль», «Труффальдино из Бергамо» и прочие «Благочестивые Марты» с «Собаками на сене». Музыка очень быстро начинала жить отдельно самих сюжетов - из всех этих «Пора-пора-порадуемся!» перед Новым Годом создавались очаровательные киноконцерты. «Не бойся, я с тобой!» ничем по сути не отличался от вышеуказанных музыкально-приключенческих лент, кроме одного момента - это был бенефис певца и композитора Полада Бюль-Бюль оглы, человека разноплановых способностей - от игры в кино до административной деятельности. В этом фильме Полад сам играет, сам поёт, сам пишет музыку. Его музыка - это интересный фьюжн восточной и западной традиции. (Если проследить его творчество в целом, то видно, как он плавно перешёл от твистов и шейков к традиционной азербайджанской музыке).

      «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток. «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток.

    • Каратэ.

      ...На следующий день после премьеры мальчики нашего класса говорили так: «Вчера был фильм про каратистов» (sic!) То есть из всего содержания они ухватили тему каратэ и Сан Саныча, этакого Чака Норриса (что ли). Дело в том, что тема каратэ в те времена была сверх-модной. Мальчики постоянно рубили ладошками воздух с криками: «Кия-я-яяя!» и вообще поголовно хотели быть каратистами. У каратэ в СССР была сложная история. Легализация этого вида спорта произошла только в 1978 году. И эта сложность (читай - дефицитность!) делала каратэ ещё моднее, ещё престижнее. Девушки хотели гулять с каратистами, юноши лихорадочно искали секции. Повышенный спрос рождал полуподпольное предложение... Но это уже совсем другая история.

    • Цитата:
      «Их человек тридцать, и все они безоружны! Не бойтесь, дети мои».

      В фильме приёмы демонстрирует супер-положительный Сан Саныч, человек интеллигентного вида и столь же интеллигентного образа мышления. Его искушённость в боевых искусствах оказалась настоящим сюрпризом для зрителя. К тому же была явлена и мораль - каратист имеет право только защищаться, но не нападать, обязан иметь чистые помыслы и светлые мысли. А потом уже - крушить. В фильме показан именно хороший каратист, что было важно. Авторы сделали это вполне намерено - с учётом вкусов 1981 года. Никакого отношения к реалиям начала XX века, когда происходит действие, это не имело. Кроме Эраста Фандорина (ещё одного Чака Норриса), никто тогда Японией не заморачивался. В моде был английский бокс...

      «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток. «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток.

    • Belle Epoque - любимое ретро.

      В эпоху Застоя любили эстетику ретро - патефоны, канотье, танго-чарльзтоны, штиблеты чечёточников и разноцветные боа Людмилы Марковны. По экранам порхали «Небесные ласточки» (в кабриолетах с клаксонами) и звучал танец шимми, о котором нелицеприятно отзывались Ильф с Петровым. «Не бойся, я с тобой!» чётко вписывался в эту ретроманию застойной эпохи. Действие происходит во времена, именуемые Belle Epoque - эпоха, предшествовавшая войнам и революциям XX столетия. Очаровательный мир дамских шляпок и дамских капризов. Разрешённая игра в буржуазную роскошь, которая очень ценилась и зрителем, и автором. В восточном фильме - приметы Belle Epoque. Даже среди ворованных сокровищ герои находят патефон, а в конце счастливая девушка Тейли предстаёт перед нами в модном платье года этак 1909-го, с зонтиком и, разумеется, в шляпе.

    • Цитата:
      «У Нагиева есть, у Тагиева есть, у Нобеля есть, у Ротшильда есть, только у меня нет».

    • В общем, создателям картины удалось впихнуть в своё произведние всё, что на тот момент было модно (и главное - можно!) - истерн, мюзикл, ретро, каратэ... Сам же Юлий Гусман, автор сценария говорил так: «Это - крутой боевик, в котором за 3 часа сплошного мордобоя и стрельбы не погибает ни один человек». Но самое позитивно тут - название. Хорошо иметь человека рядом, который бы время от времени говорил именно эти слова. «Не бойся, я с тобой!»

    • Интересный материал от «Не бойся, я с тобой!»: каратэ, ретро и Восток. [info]tiomkin: Здесь. И тут его же - постинг 2007 года.



  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Покупатель всегда... Сколько можно терпеть это безобразие за свои же деньги. Я пишу этот пост потому, что надоело когда потребителя, из уважаемого человека, который платит деньги за товар, делают бесправным дураком. Думаю многие из вас ...
    Этот вопрос мне задавали уже десятки раз. Видел ли я чеченцев на Донбассе? Кстати, почему никого из дончан и луганчан не парит вопрос - на Донбассе или в Донбассе? Ну это так, отвлечение. Нормальным людям пофиг "в" или "на". Так вот, да, видел я... ...одного чеченца. Лейтенант в НМ ЛНР. ...
    Мой первый сотовый телефон весил не много ни мало полкило. Хороший был. Надежный. В нем не было ничего лишнего. Скажу больше, вообще ничего не было. Даже списка контактов и определителя номера. BENEFON Max NMT450i Потом прогресс пошел, а вместе с ним и тоннаж моих телефонов начал ...
    Не успели мы порадоваться за Холли Берри, которая в субботу родила сына , как появился повод для радости за отечественных звезд. Алла Пугачева и Максим Галкин стали родителями двух близнецов: мальчика Гарри и девочки Лизы, которые родились 18 сентября от суррогатной матери. Алла ...
    Но ничего, мы сами про них расскажем: Фото №2 Сергей Кузьмин, пенсионер из города Шелехов Иркутской области. Спас пассажиров, остановив неуправляемый автобус, водитель которого умер за рулем. «В тот день я утром поехал в поселок, в гараж. Сел в рейсовый автобус, в салоне ...