29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут — линкор

топ 100 блогов von_hoffmann29.06.2024
29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут — линкор



Во время Русско-японской войны Россия потеряла свои самые современные и мощные корабли. Потому весной 1906 года при Морском министерстве была создана Особая комиссия, призванная осмыслить итоги недавних сражений и разработать технические требования к новым кораблям. К концу 1907 года Морское министерство, проделав огромную аналитическую работу, разослало ведущим отечественным заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на лучший проект линейного корабля.

Требования к новому кораблю выдвигались следующие: водоизмещение около 19–20 тысяч тонн, скорость хода не менее 20 узлов, артиллерийское вооружение главного калибра не менее восьми 305-миллиметровых орудий, толщина броневого пояса по ватерлинии до 203 мм.

В конце следующего года, после утверждения Императором Николаем II так называемой малой судостроительной программы, был объявлен большой конкурс на лучший проект линейного корабля для российского флота. В конкурсе приняли участие конструкторские отделы шести русских заводов и 21 иностранная фирма. К весне 1908 года они представили в общей сложности 51 проект. Лучшими были признаны проекты российского Балтийского завода, германской фирмы «Блом унд Фосс» и итальянской «Ансальдо».

В итоге заказ решено было отдать отечественным кораблестроителям. Профессорам Морской академии Ивану Бубнову и Алексею Крылову. Им предстояло проанализировать опыт коллег и создать свой, русский дредноут.

В это время в строительстве дредноутов обозначились два направления — английское и немецкое. Бесконечно увеличивать массу кораблей было невозможно, поэтому приходилось делать выбор — усиливать либо бронирование, либо артиллерию. Британцы сделали выбор в пользу орудий, поэтому их дредноуты иногда уничижительно называли «вооруженными до зубов скорлупками».

Немецкие корабли были куда лучше защищены, а облегчение артиллерийских установок они пытались компенсировать новейшими крупповскими снарядами усиленной мощности.

Наши инженеры выбрали золотую середину. Русский линкор предполагалось сделать не столь мощно бронированным, как немецкий, но более укрепленным, чем английский. Артиллерийскую мощь должны были обеспечить новые длинноствольные 305-миллиметровые орудия Обуховского завода, размещенные в четырех трехорудийных бронированных башнях, и специально разработанные для них снаряды. Эти орудия большинством специалистов оценивались как лучшие в своем классе, и они по праву были предметом гордости русских инженеров. Причем размещены башни были так, что по находящейся с любого борта цели одновременно могли вести огонь все 12 стволов. Столь удачной компоновкой иностранцы похвастаться не могли.

Новый отечественный корабль был совершенен для своего времени. Но очень дорог в производстве. Настолько дорог, что некоторые специалисты предлагали отказаться от больших кораблей в пользу более дешевых эсминцев и крейсеров (по цене один линкор соответствовал трем легким крейсерам или 14 эскадренным миноносцам), а задачу обороны балтийских берегов возложить на береговые крепости. Но оказалось, что перевооружение крепостей обойдется не дешевле, а легкие корабли без поддержки линкоров были способны решать лишь оборонительные, а не наступательные задачи. Реальное присутствие нашего флота в Мировом океане могли обеспечить лишь серьезные корабли.

Собственных средств Морского ведомства на такую программу не хватало, требовались дополнительные ассигнования, которыми распоряжалась Государственная дума. Депутаты почти единогласно отвергли проект. Но правительство не сдавалось. Строительство линкоров активно поддерживал Петр Аркадьевич Столыпин, в своем выступлении в Думе четко расставивший геополитические приоритеты: «Появление в составе Балтийского флота новых мощных кораблей послужит уже сейчас мировым интересам России при известных политических конъюнктурах». Премьер-министра поддержал глава МИДа Александр Петрович Извольский: «В настоящее время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России есть такие задачи, осуществление которых невозможно без основательной морской силы…». Но Дума денег так и не дала. Тогда Столыпин выступил в Государственном совете и добился его согласия на ассигнование средств, необходимых для начала постройки линкоров, использовав его чрезвычайное право в «порядке верховного управления страной».

16 июня 1909 года в присутствии членов царской семьи, адмиралов и высших чиновников были торжественно заложены все четыре линкора, которые получили знаковые названия «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава». Первые два строились на Балтийском заводе, третий и четвертый — на Адмиралтейском. По названию первого корабля серии все они стали именоваться линкоры типа «Севастополь». Заказы на оборудование и артиллерию были размещены на Ижорском, Обуховском и Путиловском заводах, броневые пластины и сталь делали на Сормовском и Кулебакском заводе в Нижегородской области. Все узлы и механизмы новых кораблей принципиально изготавливались на отечественных предприятиях.

В процессе строительства проекты линкоров неоднократно корректировались. Начала развиваться авиация, и пришлось срочно доукомплектовать корабли зенитным (противоаэропланным, как тогда говорили) оружием.

29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут — линкор


Все четыре линкора были спущены на воду уже после начала Первой мировой. Испытания проводили осенью 1914 года, уже практически в боевых условиях. Линкор «Севастополь» продемонстрировал скорость хода в 24,6 узла (45,6 км/ч)

Всерьез повоевать в Первую мировую новым кораблям не довелось — командование не выпускало их в открытое море, опасаясь открыть врагу Петроград, а немцы приближаться к нашим берегам не рисковали. В итоге русские линкоры были вынуждены ограничиться патрульной службой и прикрытием установки минных заграждений. Все годы Первой мировой «Севастополь» входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, базировавшихся в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки).

В марте 1921 года экипажи базировавшихся в Кронштадте «Севастополя» и «Петропавловска» почти в полном составе участвовали в знаменитом мятеже. Линкоры своей артиллерией пытались воспрепятствовать переброске частей РККА, но без должной корректировки стрельба их главных калибров оказалась неэффективной, к тому же корабли были скованы льдом и не могли маневрировать. Наладить же организованные действия моряки без офицеров не смогли. После подавления мятежа и репрессий в отношении его участников (лишь небольшая часть экипажей успела уйти в Финляндию) корабли встали на прикол. Чтобы окончательно стереть память о восстании, линкоры решено было переименовать: «Севастополь» стал «Парижской коммуной», а «Петропавловск» — «Маратом».

В 1929 году первый русский линкор совершил переход из Балтики в Черное море. Во время Великой Отечественной войны он был флагманом и самым мощным кораблем Черноморского флота, его орудия помогали защитникам Одессы и Севастополя, поддерживали высадку морских десантов. В критический момент в декабре 1941 года стоявший на якоре в Южной бухте Севастополя линкор сорвал очередное наступление на окруженный город, когда залпами своих орудий накрыл в Бельбекской долине немецкие войска.

29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут — линкор


Впервые линкор принял участие в боях против гитлеровского флота в ноябре. Осенью 1941 года принял участие в боевых действиях под Севастополем, а в декабре снова подошел к городу и открыл огонь по врагу. Было уничтожено 13 танков, восемь орудий, четыре тягача, 37 военных автомобилей и половина батальона пехоты. В 1942 году корабль получил своё прежнее имя.

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито три самолета.

После окончания ВОВ «Севастополь» наградили орденом Красного знамени и оставили на службе на Черноморском флоте.
Еще целое десятилетие после окончания Второй мировой «Севастополь» оставался в строю.
Спустя девять лет, в 1954 году, дредноут стал учебным линейным кораблем, а зимой 1956-го был исключен из списка судов ВМФ.
Его боевой путь завершился лишь с началом ракетной эры

ТТХ:

Длина — 181 м
Ширина — 27 м
Осадка — 9,1 м
Максимальное водоизмещение — 27 тыс. тонн
Бронирование:
главный пояс — 225 мм
верхний пояс — 125 мм
верхняя палуба — 37,5 мм
башни — 203 мм
боевая рубка — 250 мм
Дальность — 3000 миль
Экипаж — 1220 человек
Вооружение: 12×305 мм, 16×120 мм, 3 зенитных орудия, 4 торпедных аппарата 450 мм.


Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_152871


Кнопка
или
29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут — линкор

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Уже шел четвертый месяц Миллениума. Мы с Колей сидели в темной прихожей с единственным стрельчатым окном и наполовину отштукатуренным сводчатым потолком. Утренний свет весеннего солнца, изрядно измазавшись в цветных осколках оконного витража, ...
Глупо отрицать очевидное. 4 миллиона доносов, написанные в годы СССР «бдительными гражданами»,  - это исторический факт. Страна была оболванена тотальной пропагандой. И это еще притом, что у Сталина не было телевизора. Страшно подумать, что было бы со страной, если бы в распоряжении ...
Чем подкупают теории заговора — так это своей стройностью и детерминированностью. Всё по полочкам, всему найдётся обоснование и веские причины. Ни единого миллиметра на люфт, ни одной лишней бифуркации для непрошенного фрактала, ни единого шанса для забредшей из лагеря теории хаоса сл ...
У нас тут в Омске пролетал какой-то английский мальчик, Трэвис https://www.omskinform.ru/news/155279 Летит кругосветку. Сегодня вот куда-то в сторону Братска движется. В пандемию, молодец! Однако интересно, что он спецом пролетел зачем-то Калининград., сделав странный крюк. А сегодня ...
Я не верю в версию "Иран признал вину, потому что аятоллы дофига сознательные и цивилизованные". Это мракобесы, которые держат в заложниках целую страну, человеческая жизнь для них не имеет высокой ценности, плевать им на самолёт и очередных погибших. Очевидно, что Иран был вынужден ...