28.06.2024. Самара. Музей модерна — 2
uctopuockon_pyc — 04.11.2025
Начало было вчера.
С 1941 по 1943 год в связи с эвакуацией иностранного дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев в особняке было размещено Посольство Королевства Швеции. После войны сюда снова вернули детский сад № 46.

В 1973 году детскому саду дали новое помещение, «Дом Курлиной» перевели на баланс Куйбышевского областного музея краеведения. В 1980 году здесь начался ремонт и реставрационные работы, а в 1989 год в особняке открылась экспозиция, посвященная истории Самарского края.

В 1995 году по указу Президента России купеческая усадьба городского типа начала 20 века «Усадьба Курлиных» – получила статус памятника исторического и культурного наследия федеральной значимости.

В 2008 году в здании началась масштабная реставрация. В декабре 2012 года в отреставрированном особняке Курлиных открыт Музей Модерна.

И несколько теоретических положений... Модерн (moderne — современный) — интернациональное художественное движение на рубеже XIX—XX веков, представители которого ставили цель создания нового художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля. В англо- и франкоязычной литературе за этим явлением закрепился термин ар-нуво (art nouveau), что в переводе означает «новое искусство», в немецкой и австрийской — югендстиль (Jugendstil). В различных странах искусство того же периода получило иные именования.

Устаревшим считается взгляд на модерн, как на единый художественный стиль, по аналогии с принятой в академической науке классификацией «больших исторических стилей» искусства: готика, барокко, классицизм, неоклассицизм. Также устаревшим считается определение модерна, как «моста» между историзмом и модернизмом — чрезвычайно популярной ранее концепции, высказанной Николаусом Певзнером в 1970-х годах. Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления, стилевые течения, школы, индивидуальные стили разных видов искусства, объединённые главной идеей — преодоления эклектизма искусства предыдущей эпохи.

«Новый стиль» получил заметный международный успех уже в конце 1890-х годов, однако не имел какого-либо единого наименования: в разных странах складывались свои термины для обозначения явления. Главной проблемой в выборе названия являлся тот факт, что современники не имели представления о месте его происхождения. Англичане, ещё не оценившие собственный важный вклад в развитие нового стиля, называли его французским термином «ар-нуво» (art nouveau — «новое искусство»). Считается, что эта лексема была заимствована из названия галереи «Дом нового искусства» (Maison L'Art Nouveau), открытой 26 декабря 1895 года в Париже франко-германским коммерсантом Зигфридом Бингом.

Во Франции стиль искусства рубежа XIX—XX веков вначале обозначали самыми разными названиями: иногда его именовали английским термином современный стиль (modern style); в графическом искусстве новый стиль обозначали шутливым «стиль лапши» (style nouille); иногда — более прямолинейным термином «стиль входных павильонов в метро» (style de bouche de métro). Архитектор Эктор Гимар, разработавший проекты наземных павильонов парижского метрополитена, считал, что явление нужно именовать его именем — «стиль Гимара» (style Guimard). Писатель Эдмон де Гонкур, настороженно воспринявший обтекаемые линии модерна, придумал для его обозначения пейоративный термин «стиль яхтинга». В итоге за явлением во Франции закрепился термин «ар-нуво» (art nouveau).

В Германии стиль первоначально называли «Belgishe» и «Veldeshe» в честь бельгийца Анри Ван де Велде, переехавшего в Германию в 1897 году и ставшего лидером искусства модерна в этой стране. Иногда модерн обозначали термином «Studio Style» по одной из англоязычных публикаций, описывавшей работы представителей английского движения Уильяма Морриса «Искусства и ремёсла». Иногда стиль называли более причудливо: «стиль загогулин» (schnürkelstil) или «стиль ленточного червя» (bandwurmtil). Тем временем, немецкий термин югендстиль (jugendstil) — «молодой стиль», по названию основанного в 1896 году в Мюнхене иллюстрированного журнала Jugend, получил распространение и закрепился в немецких словарях.

В Австрии новый стиль получил название «Сецессион» (Secessionstil), по названию выставочной организации «Венский сецессион». Шотландские художники использовали самоназвание «Школа Глазго» (Glasgow school) по главному месту своей деятельности в столице Шотландии. В Испании закрепился термин модернизмо (modernismo).

В Италии модерн первоначально именовали по преобладанию растительного (флорального) орнамента «цветочным стилем» (stile floreale), но позднее за ним закрепился термин стиль Либерти (stile liberty), по фамилии английского коммерсанта Артура Ласенби Либерти, открывшего в 1875 году в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая, Японии и английского и итальянского «нового стиля». В Бельгии модерн называли «стилем угря» (paling stil) или «стилем Общества XX» (Le Style des Vinght) или «свободной эстетикой» (La Libre Esthétique). Два последних термина использовали с целью отождествить модерн с одноимёнными объединениями художников, которые вывели Брюссель в лидеры нового художественного движения.

Русская художественная критика 1900-х годов применяла по отношению к символизму и модерну термин «новый стиль», а художественный критик Владимир Стасов, негативно отзываясь и о том и о другом, объединял их общим названием «декадентство». В русской искусствоведческой литературе термин «модерн» появился в 1920-х годах, в работах Эдуарда Старка («Старинный театр», 1922) и Алексея Фёдорова-Давыдова («Русское искусство промышленного капитализма», 1929).

М. П. Тубли писал категорично: «Термин „стиль модерн“ — это наше национальное изобретение, причём не самое удачное. И пора бы уже обсудить, насколько научно правомерно распространение в российском архитектуроведении термина „модерн“ на архитектуру Европы и США рубежного периода. Ибо в США и некоторых странах Европы давно уже установилось определение искусства и зодчества данного периода, как „эпоха ар нуво“. Если вы скажете западному специалисту, что, скажем, Виктор Орта или Петер Беренс были „мастерами модерна“, то это будет для него сенсация и вызовет справедливое недоумение. Более того, изредка в переводе на русский язык иностранных сочинений слова „L’art nouveau“ или „Jugendstil“, переводятся словом „модерн“, что уже, мягко говоря, — некорректно. В этом смысле ближе к России Испания, где рубежный период называется „modernismo“, и А. Гауди, бесспорно, был мастером испанского модернизма».

Иногда в качестве обозначения национально-романтической ветви модерна используют термин «национальный романтизм», под которым чаще всего понимается архитектурный стиль Финляндии и стран Скандинавии конца XIX — начала XX века, но который также используют в более широком значении, обозначая все национально-романические течения периода историзма конца XIX века и модерна. Например, в Швеции термином «национальный романтизм» обозначают декоративно-прикладное искусство 1870—1920-х годов, при этом по немецкому образцу период с 1895 по 1905 год, когда художественная культура страны наиболее тяготела к западноевропейскому модерну, обозначают термином «югендстиль». С термином «национальный романтизм» было связано возникновение сугубо русского термина «северный модерн». Впервые он появился в дипломной работе Владимира Лисовского в 1966 году; использовать термин Лисовскому предложил Андрей Пунин. Под «северным модерном» подразумевалась национально-романтическая ветвь модерна в Скандинавии и Финляндии, а также её региональное ответвление в Санкт-Петербурге.

В отношении искусства рубежа XIX—XX веков на территории европейской части Российской империи чаще используют условное обобщающее наименование «русский модерн». Такое название условно, прежде всего потому, что на протяжении истории и, в особенности, в переломные эпохи, к каковой относится русский «серебряный век», национальное искусство питалось обоюдными западноевропейскими, восточноевропейскими и иными источниками.

Столь многообразная эстетическая и иконографическая основа стала также причиной нескольких, иногда почти взаимоисключающих, течений, которые входят в понятие «русского модерна». В поисках собственного национального пути часть художников видела перспективы развития в западноевропейской культуре, включая обращение к античности. К ним относятся «кружок» А. Н. Бенуа в Санкт-Петербурге, а затем, с 1898 года, члены редакции и авторы журнала «Мир Искусства».

Значительным вкладом «Мира искусства» в развитие русского и западноевропейского модерна стало создание труппы «Русский балет» во главе с Сергеем Дягилевым с костюмами и декорациями, разработанными Л. Бакстом и Бенуа. Премьера спектаклей «Русских сезонов» состоялась в Париже в 1909 году. Костюмы и декорации спектаклей воспроизводились в ведущих парижских журналах: «Иллюстрация» (L’Illustration), «Парижская жизнь» (La Vie parisienne), благодаря этому «русский стиль» стал известен в Париже. Балетная труппа осталась в Париже сначала из-за начала Первой мировой войны, а затем и русской революции в 1917 году, и по иронии судьбы никогда не выступала в России.

Одним из главных течений в искусстве русского модерна стал неорусский стиль, ретроспективный по идеологическим установкам, но новаторский в приёмах композиции и формообразования, стилизующих традиционные элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства. Таково творчество В. М. Васнецова, отчасти М. А. Врубеля, И. Я. Билибина, С. В. Малютина, членов художественных кружков Абрамцево и Талашкино.

Отчасти ретроспективная по содержанию архитектура северного модерна, типичная для Швеции и Финляндии, получила распространение в Санкт-Петербурге, но она приобрела, в отличие от скандинавских стран, не национально-романтический, а общекультурный характер, поскольку функцию национально-романтического течения выполнял неорусский стиль. В Санкт-Петербурге северный модерн также часто приобретал преконструктивистский характер, прежде всего в творчестве Ф. И. Лидваля, А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева.

Во многих случаях преконструктивистские тенденции северного модерна соединялись с формообразующими принципами модерн-классицизма, в котором подчас объединены элементы традиционного классицизма и даже палладианства с декором франко-бельгийского ар-нуво (так называемый «флоральный стиль»), но общая композиция остаётся классицистической. Совершенно оригинальными являются произведения неопалладианского стиля И. А. Фомина и А. В. Щусева.

Однако в целом здания периода модерна не отсылают к прошлому, а активно используют новые материалы и технологии (лифт, железобетон). Яркими примерами архитектуры модерн-классицизма являются «несгораемый» из камня, железа и стекла Дом компании «Зингер», построенный в 1902—1904 годах по проекту П. Ю. Сюзора, Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» (1906—1907, архитекторы В. А. Липский и К. Н. де Рошфор) и Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (1902—1903, гражданский инженер Г. В. Барановский) в Санкт-Петербурге.

И ещё несколько (достаточное количество) снимков и кратких пояснений.










































На второй этаж...



Тут бы я сказал — не только модерн, но скорее — ретро:










|
|
</> |
Ravenclo – гармония стиля и производства поможет в создании уникального мерча
РЫБНЫЙ ДЕНЬ У ДЕТЕЙ
Китёнок
7 фильмов-сказок студии Дисней
«Фордзон-Путиловец»
Сурья Намаскар
Пока керамогранит сохнет, ламинат сдохнет
Природа скупости в США

