280 мм береговые мортиры в 1914 году
ru_artillery — 21.07.2022 При учете количества орудий русской артиллерии в Первую Мировую войну обычно опускаются некоторые организационные особенности. В частности, указывается на недостаток орудий большой и особой мощности. Однако есть неучтенка.Итак, на рубеже 19 и 20 веков у нас в очередной раз задумались о необходимости вооружить осадную артиллерию чем нибудь помощнее. Чисто практически многие не видели смысла в осадной артиллерии больших калибров. Был найден обходной маневр. Разработали облегченную 280 мм береговую мортиру. Облегчение заключалось в скреплении ствола всего одним рядом колец. При этом вес тела орудия снизился до пятисот пудов и дальность стрельбы упала до 8 верст. Береговые мортиры не критиковал только ленивый, поэтому повторять критику не буду.
Как известно, транспортировка орудий массой более 200 пудов считалась невозможной, но, как показали испытания возкой, десятка лошадей с восемью пристяжными тащила орудийную провозку по грейдерному шоссе со скоростью 1-2 версты в час. Требовалось придать казаков, чтобы те расчищали дорогу перед орудием. Альтернативным способом транспортировки были конно-железные дороги системы Дековиля с колеей 750 мм.
Естественно, опыт войн с Турцией и Японией наглядно показал, что эти орудия будут тяжелы для конной тяги и на фронте им делать нечего. Оставалось всего две страны, против которых эти орудия можно было использовать: Германия и Австро-Венгрия. Если с Австро-Венгрией были напряженные отношения, то кузен Вилли был нашим другом. И вдобавок союзником австрийцев, поэтому использование отпадало.
Пермскому заводу в 1901-05 заказали 34 мортиры, которые он произвел в 1902-06 годах. Орудия были сданы на склад, должны использоваться при мобилизации для развертывания береговых батарей.
Когда наступила Первая Мировая война, были при мобилизации были развернуты пять дивизионов в составе трех двухорудийных батарей каждый, которые были направлены на сухопутный фронт. В августе 1914 было первое боевое применение.
Если вражеский корабль может ускользнуть от огня мортир, то форт такой возможности не имеет.
При этом надо учитывать, что использование 280 мм береговых мортир упоминается редко, более того, нередко пишут, что систем калибром более 152 мм у нас не было. Вопрос контрбатарейной борьбы со стороны противника предполагалось решать концентрацией нескольких дивизионов 107 и 152 мм пушек.
Конструктивно это типичная для того времени система с длиной ствола 11,6 калибров.
Надо сказать, что царские генералы задумывались замене на нечто более совершенное, Обуховский завод создал две системы, легкую и тяжелую. Насколько термин "Легкая" применим к орудию калибром 11 дюймов - вопрос открытый. Легкая мортира имела массу всего 400 пудов, дальность стрельбы 7,5 верст. Начальству в лице генерал-инспектора артиллерии оно понравилось. Было решено заказать 26 орудий: 22 для нужд береговой обороны во время мобилизации, 1 для демонстрации кадетам, 3 в запас, прототип использовать для опытов. Но в заказе было отказано.
Тяжелая мортира имела длину ствола 17 калибров и могла потягаться с крупповской пушкой. Имела раздельно-гильзовое заряжание по образцу немцев. Освоение производства гильз для такого калибра отдельная проблема. В итоге было предложено заказать первую партию в размере 14 орудий для Кронштадской крепости с поршневыми замками и картузным заряжанием, но в связи с столетием Бородинского сражения и 300-летия дома Романовых заказ был отложен первоначально на 1914 год, но артиллерийское начальство решило перебросить средства на заказ дополнительных 122 мм, 152 мм и 203 мм гаубиц, поэтому отложили на 1916 год. К 1916 году началось валовое производство 305 мм гаубиц обр. 1915 года и было не до этого.
|
</> |