27.12. 2008 год Операция «литой свинец» - «отчёт Голдстоуна» - Израильская армия против детей
imhotype — 27.12.2013Исраэль Шамир «Надежда мира»
Доклад Миссии Организации Объединенных Наций по установлению фактов в связи с конфликтом в Газе.
Выводы и рекомендации
… 1878. Осуществляемый Израилем комплекс целенаправленных мер самым непосредственным образом проявился в политике блокады, которая предшествовала военным операциям и которая, по мнению Миссии, представляет собой преднамеренное коллективное наказание правительством Израиля всего населения сектора Газа. На момент начала военных операций в секторе Газа уже почти в течение трех лет действовал строгий режим изоляции и ограничений на передвижение людей, товаров и услуг. Этот режим охватывал и основные жизненные потребности, такие как продовольствие и предметы медицинского назначения, а также то, что необходимо для повседневной жизни, включая горючее, электроэнергию, школьные принадлежности, строительные материалы и материалы для ремонта… Осложнив уже и без того трудное положение, в котором находился сектор Газа, последствия продолжительной блокады затронули практически все аспекты жизни его населения. Еще до военной операции Израиля экономика Газы была обессилена, а сектор здравоохранения находился в крайне сложном положении, поэтому просто для выживания и для удовлетворения своих повседневных потребностей население вынуждено было полагаться лишь на гуманитарную помощь. Из-за хронической нищеты, отсутствия безопасности, непрекращающегося насилия и принудительной изоляции на крайне перенаселенной территории мужчины, женщины и дети испытывали невыносимые страдания. Такое положение самым серьезным образом подрывало человеческое достоинство населения Газы. Такова была ситуация в секторе Газа, когда израильские вооруженные силы начали свое наступление в декабре 2008 года. Военные операции и методы их проведения значительно усугубляли описанное выше воздействие блокады. В результате в течение весьма короткого периода времени населению Газы и его перспективам в плане развития и восстановления
был причинен беспрецедентный долгосрочный ущерб.
1879. … Ряд мер, принятых Израилем на Западном берегу во время и после завершения военных операций в Газе, также способствуют дальнейшему укреплению израильского контроля над Западным берегом, включая Восточный Иерусалим, и свидетельствуют о согласованности политических целей с военными операциями в Газе. Такие меры включают экспроприацию земельных участков, разрушение домов и распоряжения о разрушении, выдачу разрешений на строительство домов в поселениях, расширение масштабов и дальнейшую формализацию ограничений на доступ и перемещение палестинцев, новые и введение более строгих процедур для жителей сектора Газа, желающих переехать на Западный берег. Систематические усилия по установлению контроля над демократическим процессом палестинского самоопределения и создание препятствий этому процессу, в том числе посредством задержания избранных политических представителей и членов правительства и наказания населения Газы за его предполагаемую поддержку ХАМАС, в конечном итоге выразились в нанесении ударов по административным зданиям во время военной операции в Газе, в частности по зданию Палестинского законодательного совета. Совокупное воздействие этой политики и этих мер еще больше отдаляет перспективы политической и экономической интеграции между сектором Газа и Западным берегом…
1881. Когда Миссия впервые посетила сектор Газа в начале июня 2009 года, с момента завершения израильской военной операции прошло уже пять месяцев. Однако разрушительное воздействие этой операции на положение палестинского населения по-прежнему было вполне очевидным. Помимо явного разрушения жилых домов, фабрик, колодцев, школ, больниц, полицейских участков и других общественных зданий, вид семей, включая стариков и детей, по-прежнему живущих на развалинах своих домов, поскольку непрекращающаяся блокада препятствует их восстановлению, является свидетельством продолжающегося воздействия военной операции на условия жизни населения Газы…
1882. От военной операции Израиля в значительной степени пострадали женщины. Их положению следует уделять особое внимание в любых усилиях, направленных на устранение последствий блокады, продолжающейся оккупации и самых последних военных операций Израиля.
1883. Согласно заявлениям правительства Израиля, военные операции в Газе были тщательно спланированы. Правительство стремилось представить свои военные операции фактически как ответ на ракетные обстрелы в рамках осуществления своего права на самооборону. Однако, по мнению Миссии, эта
военная операция была направлена, по крайней мере частично, на нанесение ударов по другому объекту - населению Газы в целом…
1885. Миссия сознает, что основное внимание после завершения военной операции в большинстве случаев уделяется погибшим - в данном случае за три недели погибло более 1400 человек. Это внимание вполне обоснованно. Одной из задач, которые ставятся перед авторами докладов, подобных нашему, является восстановление, пусть даже в самой незначительной степени, достоинства тех, чьи права были нарушены самым жестоким образом - произвольным лишением их права на жизнь. Необходимо, чтобы международное сообщество официально и недвусмысленно заявило о том, что подобное насилие в отношении самых основных прав и свобод личности нельзя оставлять незамеченным, оно должно быть подвергнуто осуждению.
1886. В связи с этим Миссия признает, что не все случаи гибели людей являются нарушениями норм международного гуманитарного права. Принцип пропорциональности предполагает, что в определенных конкретных условиях действия, которые привели к гибели гражданских лиц, необязательно являются незаконными. Однако применение принципа пропорциональности в отношении многих событий, расследовавшихся Миссией, и его оценка представляют собой довольно сложную задачу, поскольку действия израильских вооруженных сил и заявления военного командования и политических лидеров, с которыми они выступали до начала и во время военной операции, указывают на то, что в целом те, кто ее разрабатывал, исходили из политики преднамеренного использования непропорционально большей силы, но не против врага, а против "инфраструктуры его поддержки". На практике это, как представляется, означало гражданское население.
1887. Само время нанесения первого израильского удара - в рабочий день в 11 час. 30 мин., когда дети возвращались из школ и на улицах Газы как обычно было многолюдно, - дает основание полагать, что это было сделано для того, чтобы в наибольшей степени нарушить нормальную жизнь в этом городе и посеять панику среди гражданского населения. Обращение со многими гражданскими лицами, которые были задержаны, или даже убиты, пытаясь сдаться, является одним из свидетельств того, как были сформулированы правила применения вооруженной силы, типовой порядок действий и указания, направленные в воинские подразделения на местах, для создания условий, в которых защите жизни гражданского населения и его человеческого достоинства не уделялось должного внимания, а основные нормы международного гуманитарного права и нормы в области прав человека просто игнорировались.
1889. Тот факт, что израильские вооруженные силы неоднократно игнорировали принцип разграничения между комбатантами и гражданским населением, по мнению Миссии, является результатом целенаправленных указаний, которые были даны военнослужащим, по словам некоторых из них, а не результатом случайных оплошностей.
1890. Миссия признает, что некоторые из убитых были комбатантами, непосредственно принимавшими участие в военных действиях против Израиля, однако многие таковыми не являлись. Результаты и методы ведения израильских военных операций свидетельствуют, по мнению Миссии, о том, что они были лишь частично направлены на уничтожение руководства ХАМАС и его членов, членов бригады "Аль-Кассам" и других вооруженных групп. Эти военные операции были также в значительной степени направлены на уничтожение или вывод из строя гражданских объектов и средств обеспечения жизнедеятельности гражданского населения.
1891. Из материалов, собранных Миссией, со всей очевидностью следует, что разрушение объектов снабжения населения продовольствием, систем очистки воды, бетонных узлов и жилых домов стало результатом преднамеренной и систематической политики, осуществляемой израильскими вооруженными силами. Эти действия осуществлялись не потому, что упомянутые объекты представляли какую-либо военную угрозу или являлись удобными для поражения целями, а для того, чтобы затруднить повседневную и достойную жизнь гражданского населения.
1892. Наряду с систематическим разрушением экономического потенциала сектора Газа израильская военная операция, как представляется, была также направлена на то, чтобы лишить население его человеческого достоинства. Это проявлялось не только в использовании "человеческих щитов" и в незаконном задержании людей и содержании их под стражей в ряде случаев в неприемлемых условиях, но и в совершении актов вандализма в домах, которые занимали израильские военнослужащие, и в том, как они относились к людям, когда врывались в их дома. Граффити на стенах домов, неприличные и зачастую расистские лозунги - все это стало общим отражением унижения и обесчеловечивания палестинского населения.
1893. Все этапы военных операций были тщательно спланированы. На всех этапах планирования, а также на определенных этапах операций, в ходе самой кампании предоставлялись юридические консультации и юридические заключения. …
1895. Какие бы нарушения международного гуманитарного права и международных норм в области прав человека ни совершались, систематический и преднамеренный характер действий, о которых идет речь в настоящем докладе, не оставляет у Миссии никаких сомнений в том, что ответственность за эти нарушения в первую очередь лежит на тех, кто разрабатывал, планировал, отдавал приказы и контролировал осуществление операций. …
1897. В рамках осуществления своего мандата Миссия уделяла особое внимание расследованию и анализу конкретных вопросов, что позволило ей сделать вывод о том, что продолжающаяся израильская оккупация сектора Газа и Западного берега является главным фактором, лежащим в основе нарушений международного гуманитарного права и международных норм в области прав человека в отношении населения и подрывающим перспективы развития и мира. Отказ Израиля признать и выполнять свои функции в качестве оккупирующей державы еще более усугубил последствия оккупации для палестинского народа и продолжает усугублять их в настоящее время. Кроме того, жестокая и беззаконная оккупация не только не смогла подавить сопротивление, а наоборот - она порождает его, в том числе и его проявления, связанные с насилием. По мнению Миссии, предварительным условием возвращения палестинцев к достойной и нормальной жизни, а также условием развития и мирного урегулирования конфликта является прекращение оккупации.
1898. Миссия была поражена жизнестойкостью и достоинством, которые продемонстрировали палестинцы, оказавшись в таких условиях…
1905. Как и во многих конфликтах, одной из характерных особенностей палестино-израильского конфликта является обесчеловечивание другой стороны, в частности жертв. Палестинский психиатр д-р Айад аль-Сарадж пояснил, что представляет собой цикл агрессии и виктимизации, в котором "в глазах израильского солдата палестинец не является равным ему человеческим существом. Иногда […] он даже становится демоном […]". Эта культура "демонизации и обесчеловечивания" лишь усиливает паранойю. "Паранойя имеет две стороны: сторону жертвы - я жертва в этом мире и весь этот мир против меня, и другую сторону - я выше этого мира и я могу угнетать его. Это ведет к тому, что называется самонадеянностью силы"…
1906. Израильтянин Офер Шинар - преподаватель колледжа, предложил аналогичный анализ: "Проблема израильского общества заключается в том, что из-за конфликта израильтяне чувствуют себя жертвами, и это в значительной степени обоснованно, и израильскому обществу очень трудно изменить этот взгляд и осознать, что оно также может посмотреть на другую сторону и понять, что она также является жертвой. И это, по моему мнению, является величайшей трагедией этого конфликта, и ее крайне трудно преодолеть. …
1919. Миссия находит, что в ряде случаев Израиль не принял возможных мер предосторожности, требуемых обычным правом, как это отражено в статье 57(2)(a)(ii) Дополнительного протокола I для избежания или сведения к минимуму случайной гибели гражданских лиц, вреда гражданским лицам и ущерба гражданским объектам. Взрыв боеприпасов, начиненных белым фосфором, над комплексом БАПОР в городе Газа является одним из таких случаев, в которых не были приняты меры предосторожности при выборе оружия и способов нападения, и эти факты были усугублены опрометчивым игнорированием последствий. Нанесение преднамеренного удара по больнице и прилагающей к ней территории в Аль-Кудсе с применением артиллерийских фугасных снарядов и белого фосфора явилось также нарушением статьей 18 и 19 четвертой Женевской конвенции. Что касается нападения на госпиталь в Аль-Вафе, то Миссия нашла нарушение тех же положений, а также нарушение обычно-правового запрета на нападения, которые, как может ожидаться, способны причинить чрезмерный вред гражданским лицам и гражданским объектам.
1920. Миссия находит, что различные предупреждения, которые делались Израилем в Газе, не могут считаться достаточно эффективными в данных обстоятельствах … Пуск ракет по зданиям или по крышам зданий в качестве "предупреждения" по сути дела является опасной практикой и одной из форм нападения, а не предупреждения…
1921. Миссия установила ряд случаев преднамеренных нападений на гражданских лиц и гражданские объекты (отдельных лиц, целые семьи, жилые дома, мечети) в нарушение основополагающего принципа международного гуманитарного права, предусматривающего проведение различия, которые привели к гибели людей и нанесению людям тяжелых ранений. В этих случаях Миссия обнаружила, что не уважался защищенный статус гражданских лиц и нападения носили преднамеренный характер в явное нарушение обычного права, как это отражено в статье 51(2) и 75 Дополнительного протокола I, статье 27 четвертой Женевской конвенции и статьях 6 и 7 Международного пакта о гражданских и политических правах…
1922. Что касается одного из расследованных инцидентов, связанных с гибелью по крайней мере 35 палестинцев, то Миссия находит, что вооруженные силы Израиля совершили такое нападение, которое разумный военачальник счел бы ведущим к чрезмерным потерям среди гражданского населения по сравнению с желаемым военным преимуществом, в нарушение норм международного обычного гуманитарного права…
1925. Миссия расследовала несколько инцидентов, в ходе которых вооруженные силы Израиля использовали местных палестинских жителей для проникновения в дома, которые могли быть заминированы или в которых могли находиться комбатанты противника (эта практика, известная на Западном берегу как "соседская процедура", именовалась "процедурой использования Джонни" в ходе военных операций в Газе). Миссия установила, что эта практика представляет собой использование живого щита, запрещенное международным гуманитарным правом. Она, кроме того, является нарушением права на жизнь, защищенного по статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, и запрета на жестокое и бесчеловечное обращение, содержащегося в его статье 7…
1927. Миссия установила, что вооруженные силы Израиля в Газе арестовали и задержали большие группы лиц, находящихся под защитой по четвертой Женевской конвенции. Миссия находит, что их задержание не может быть оправдано ни как задержание "незаконных комбатантов", ни как интернирование гражданских лиц в силу императивных соображений безопасности. Миссия считает, что жестокие избиения, постоянное унижение и унижающее достоинство обращение и содержание под стражей в плохих условиях, которым предположительно подвергались индивиды в секторе Газа под контролем вооруженных сил Израиля и при содержании под стражей в Израиле, представляют собой отказ в гуманном обращении с находящимися под защитой лицами в нарушение положений статьи 27 четвертой Женевской конвенции, а также нарушение положений статей 7 и 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся пыток и обращения с лицами, содержащимися под стражей, и положений его статьи 14, касающихся гарантий соблюдения должной процедуры. Обращение с женщинами в ходе задержания противоречило требованию по обычному праву проявлять особое уважение к женщинам, как это отражено в статье 76 Дополнительного протокола I…
1929. Миссия также находит, что вооруженные силы Израиля в нарушение принципа, предусматривающего проведение различия, незаконно и без каких бы то ни было оснований атаковали и уничтожили без военной необходимости целый ряд объектов и предприятий, предназначавшихся для производства и переработки продовольствия (включая мельницы, земельные угодья и теплицы), сооружения для снабжения питьевой водой, фермы и скот. На основании установленных ею фактов Миссия находит, что такое уничтожение совершалось с целью лишить гражданское население средств к существованию в нарушение норм обычного права, отраженных в статье 54(2) первого Дополнительного протокола. Миссия далее приходит к выводу о том, что вооруженные силы Израиля незаконно и без какого бы то ни было основания уничтожали в крупных масштабах частные жилые дома, колодцы и резервуары для воды.
1930. Помимо того, что эти масштабные безосновательные акты разрушения являются нарушениями международного гуманитарного права, они составляют нарушение Израилем обязанностей по соблюдению права на достаточный уровень жизни населения сектора Газа, которое включает в себя права на питание, воду и жилье, а также право на наивысший достижимый уровень здоровья, защищаемое по статьям 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах…
1933. Помимо вышеуказанных общих выводов, Миссия также считает, что Израиль нарушил свои конкретные обязательства по Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, включая права на мир и безопасность, свободное передвижение, средства к существованию и здоровье.
1934. Миссия делает вывод о том, что условия, сложившиеся в результате предумышленных действий вооруженных сил Израиля и объявленной политики правительства в отношении сектора Газа до, во время и после военной операции, в своей совокупности указывают на намерения коллективно наказать население сектора Газа. В связи с этим Миссия находит нарушение положений статьи 33 четвертой Женевской конвенции.
1935. Исходя из установленных фактов Миссия сделала вывод о том, что вооруженные силы Израиля совершили следующие серьезные нарушения четвертой Женевской конвенции в Газе: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного физического вреда или вреда здоровью и крупномасштабное уничтожение имущества, не оправдываемые военной необходимостью и совершенные противоправно и безосновательно. Являясь серьезными нарушениями, эти акты порождают индивидуальную уголовную ответственность. Миссия отмечает, что использование людей в качестве живого щита также представляет собой военное преступление по Римскому статуту Международного уголовного суда.
1936. Миссия далее считает, что ряд деяний, которые лишают палестинцев в секторе Газа средств к существованию, работы, жилья и воды, представляют собой отказ им в свободе передвижения и в их праве покидать свою собственную страну и въезжать на ее территорию, ограничивают их права на доступ к суду и эффективным средствам правовой защиты, могли бы побудить компетентный суд установить, что было совершено преступление преследования, преступление против человечности.
2. Действия Израиля на Западном берегу в контексте военных операций в Газе в период с 27 декабря 2008 года по 18 января 2009 года
a) Обращение с палестинцами на Западном берегу со стороны сил безопасности Израиля, включая применение избыточной силы или силы со смертельным исходом в ходе демонстраций 1937. Что касается актов насилия со стороны поселенцев в отношении палестинцев, то Миссия делает вывод о том, что Израиль не выполнил свои международные обязательства по защите палестинцев от насилия со стороны частных индивидов как по международному праву, касающемуся прав человека, так и по международному гуманитарному праву. В некоторых случаях силы безопасности попустительствовали актам насилия в нарушение запрета на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. В тех случаях, когда такое попустительство имеет место лишь в отношении насилия поселенцев против палестинцев, но не наоборот, это составляло бы дискриминацию по признаку национального происхождения, запрещенную по Международному пакту о гражданских и политических правах…
1938. Израиль также нарушил целый ряд прав человека, незаконно подавляя мирные публичные демонстрации и применяя избыточную силу против демонстрантов. Применение огнестрельного оружия, включая боевые патроны, и использование снайперов, приводящее к гибели демонстрантов, являются нарушением статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах как произвольное лишение жизни и в рассмотренных Миссией обстоятельствах, как представляется, указывают на намерение причинить вред гражданским лицам или, по крайней мере, безответственное отношение к причинению такого вреда, что может представлять собой преднамеренное убийство.
1939. Избыточное применение силы, приведшее не к гибели, а к причинению вреда здоровью, представляет собой нарушение целого ряда стандартов, включая положения статей 7 и 9 Международного пакта о гражданских и политических правах…
1940. Миссия находит, что Израиль не расследовал и, в соответствующих случаях, не преследовал деяния, совершенные его агентами или третьими сторонами и сопряженные с серьезными нарушениями международного гуманитарного права и международного права, касающегося прав человека…
1946. Продолжающееся строительство поселений на оккупированной территории представляет собой нарушение положений статьи 46 четвертой Женевской конвенции. Масштабное разрушение и присвоение имущества, включая конфискацию земель и снос домов на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, не оправданы военной необходимостью и осуществляются противозаконно и безосновательно, являясь серьезным нарушением по статье 147 четвертой Женевской конвенции. 1947. В той степени, в которой ограничения на передвижение и доступ, поселения и их инфраструктура, демографическая политика в отношении Иерусалима и "района C" Западного берега, а также отделение Газы от Западного берега служат препятствием на пути создания жизнеспособного, непрерывного и суверенного палестинского государства, они являются нарушением права jus cogens на самоопределение…
1949. Миссия находит, что почти тотальное выдворение средств массовой информации и наблюдателей за положением в области прав человека из Газы начиная с 5 ноября 2008 года и в течение всего периода операций не соответствует обязательствам Израиля, касающимся права на доступ к информации