
24 часа

Дорога туда, дорога обратно — коллекция удивительных пушных зверьков. Едва я вышла из дома, меня с ног до головы окатил мокрым снегом добрый человек посредством своего грузовика. Потом из-за того же снега полёт отложили. Разумеется, когда все пассажиры уже заняли свои места. Доблестные сотрудники «Аэрофлота» принялись чистить снег с самолёта и обрабатывать его всякими антиледовыми ерундовинами.

Понимаю это так, что без зрителей у них работа категорически не идёт. За полтора часа ребята управились, артистично раскланялись и разрешительно так махнули пилоту ручкой — лети, мол, дружок.
Прилетели мы, ясное дело, тоже на полтора часа позже и полным пассажирским составом Ил-86 здорово поддержали час пик на миграционном контроле — это ещё полтора часа, на этот раз в очереди, двигаясь черепашьими подкрадухами. Зато дочитала, наконец, «Анну Каренину» и прочла дивовских «Симбионтов» — удивительная последовательность, правда?
В общем, вместо того, чтобы попасть в город в двенадцать, я выбралась туда что-то около трёх часов, всю хорошую погоду проведя за своим любимым занятием — чтением в очереди, а по Стамбулу гуляла уже в сопровождении временных осадков. Обычное дело: если я соберусь куда-нибудь погулять, так там непременно случится дождь. Впрочем, дождь мне не помешал получить огромное удовольствие от прогулки.
Гуляла я без всякой системы, просто шла вперёд от Султанахмета и дальше-дальше, куда ноги приведут. Судя по времени, потраченному на прогулку, с учётом остановок для фотографирования, прошла я не больше пятнадцати километров. А устала так, будто все тридцать.
Еда
Пообедала в отличной забегаловке, заказывала наугад. То, что в итоге мне принесли, оказалась очень вкусным. Но первым делом, конечно, апельсиновый фреш.

В заведении на входе сидит специальная старушка, готовит лепёшки он-лайн.

По всему городу огромное количество местного фастфуда. Всё выглядит и пахнет вкусно.




Попробовала печёные каштаны, не очень оценила.

Жареную селёдку пробовать не решилась, хватило запаха.

Зато на мосту съела каких-то вкуснячих моллюсков (три штуки на лиру), жаль не сфоткала, как раз дождь зарядил.
Вечером уже, часов в десять, когда вернулась на Султанахмет, поужинала крем-карамелью.

В магазинах сладостей продавцы не только подробно рассказывают обо всём, но и совершенно бесплатно дают попробовать. Меня, по крайней мере, угостили, когда я призналась, что никак не могу выбрать, потому что ничего такого не ела.




Город
Где я была, спрашивать надо у Ляли, если, конечно, она что-то узнает по моим импрессионистским фотографиям. А я могу разве что показать. Стамбул показался мне чистым, цивилизованным городом. Вполне европейским в той части, где я побывала.











Коты
Сперва мне показалось, что кошек вообще в Стамбуле нет. Очень обрадовалась, когда обнаружила одного явно звездящего кота в окружении фотокамер.


Потом выяснилось, что с котами порядок. Есть ещё парочка, как минимум.

Техника
Метро, трамваи, фуникулёр - всё очень современное. В вагонах двери с обеих сторон. Трамваи ездят с одним водителем на два сдвоенных вагона. Сложилось впечатление, что и туда, и обратно вагоны метропоездов и трамваев идут по одной колее, при этом колей таки две, а кое где и три. Но работает всё как часы.
Вот, например, фуникулёр Кабаташ—Таксим.

Метро есть прямо в аэропорту, ветка до Аксарая — это совсем рядом с Султанахмет. Можно пересесть на трамвай или прогуляться пешком. Я пересела на трамвай раньше, в Зейтинбурну, и это было ошибкой. Могла быстро доехать в пустой электричке, вместо этого пришлось полчаса плестисть в перезаполненном вагоне трамвая. Обратно в аэропорт уже от Аксарая ехала.

Люди
Доброжелательные, улыбчивые. Традиционно удивилась, вернувшись в Москву, отчего все такие хмурые и и мрачно-удивлённо зырят в ответ на улыбку.






Полицейские
Милейшие парни, страшно любят фотографироваться. Я так понимаю, что в Турции специальная система: все будущие телезвёзды, модели или певцы обязаны отслужить в полиции.


Если видят, что их фотографируют, очень радуются и принимаются позировать. Вот эти, например, ехали мимо, увидели фотоаппарат и тут же остановились, чтобы я сфотографировала как следует.


Горнолыжные склоны
В Стамбуле огромное количество улиц, которые можно превратить в горнолыжные трассы, предварительно очистив от пешеходов и засыпав снегом, конечно.


Босфор
К вечеру догуляла почти до моста через Босфор.


Но внезапно повернула влево, чтобы побродить по кривым кафешковым улицам, а не по набережной.





А там и чорная чернота наступила, и я поспешила назад, поближе к центру.
Ночной Стамбул
Непривычно безлюдный. Часы на всяких киосках не переведены, показывают время на час меньше реального. В метро пусто. В аэропорту тоже.





Не представляю, с кем я могла бы разделить такую сумасшедшую прогулку на износ. Разве что с Накселлент, но тогда нас бы гуляло не двое, а семнадцатеро плюс эскорт из нескольких полицейских на мотоциклах. Мотоциклейских.

Когда я в двенадцать ночи вернулась в аэропорт, обнаружила там всего одну очередь — регистрантов на московский рейс. В который уже раз поообещала себе любыми правдами и неправдами регистрироваться заранее на сайте, распечатывать посадочный талон и чувствовать себя царицей, глядя на толпы старушек, детишек и прочих пергидрольных путешественниц. Полётная удача не оставила меня и в самолёте. Место у меня было заранее забронированно клёвое — 9а. Я ловко проникла в салон самой первой из пассажиров и приготовилась спать. Надо сказать, что две ночи накануне я почти не спала. К моменту отлёта из Стамбула к этому прибавился трудный насыщенный день и ещё одна бессонная ночь. Самый проницательные из вас поняли бы, кто забронировал место 10а, едва завидев среди пассажиров женщину с плачущим младенцем. В общем, летели весело.
Отдельно хочу заметить вот ещо что: специалистам, разрабатывавшим информационный дизайн «Шереметьева», а особенно терминала «Д» — вбить в голову гвоздь. Поможет вряд ли, но хоть украшением послужит.
В общем, это были сложные и многообразные 24 часа. Последним штрихом в образе этой поездки стала песня, которую я услышала по дороге домой — «Белые розы» в исполнении кого-то вроде Шуфутинского.
А вот единственная фотка из шестисот — с моим участием. Сделана в фуникулёре Кабаташ—Таксим.
