222 годов с первой русской велопоездки
1500py470 — 23.04.2023 Впервые об том самом Артамонове и его велосипеде письменно упоминается в книге В. Д. Белова «Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ» за 1896 год. В ней написано, что во время коронации Павла I в 1801 году Артамонов «бегал на изобретенном им велосипеде», за что по повелению императора «получил свободу со всем потомством». Автор при этом не ссылается на какие-либо письменные источники, но поскольку он происходит из семьи потомственных служащих нижнетагильских заводов, то, возможно, указанные сведения были заимствованы им из устных преданий. В глаза бросается ошибочка: в 1801 году вступил на престол не Павел I, а его сын Александр I. Возможно, это просто случайная описка, государей императоров последовательность и годы правления у нас не как в британской империи учили. Согласно книге первый публичный выкат был 23 апреля.Как говорит легенда Император был впечатлен этим велосипедом, поэтому дал Артамонову золотой в 25 рублей и вольную для него и его семьи. Еще через год, в 1802 году в Нижнем Тагиле сразу несколько работников смастерили такие велосипеды, как и артамоновский, только более легкие. Но работников обвинили в том, что они украли хозяйское железо. В итоге, велосипеды изъяли и переплавили. А самого Артамонова отправили в ссылку. И ещё к вниманию фанатов-велопередвижников, он был православный, а не идиот, и 2000 вёрст до Москвы не крутил педалей, а исторический пробег совершил от берега Москвареки до Успенского собора. Тогда водный транспорт рулил, а дорог многих ещё и в проекте не было!
В 1986—1987 годах проводился металлографический анализ образцов металла (первый отрезан от обода колеса артамоновского велосипеда и второй — от демидовского железа с клеймом «CCNAD») в двух лабораториях — на Нижнетагильском металлургическом комбинате и в Свердловске. Начальник лаборатории металловедения Нижнетагильского металлургического комбината М. А. Стамбульчик и сотрудник лаборатории Е. С. Капустина провели химический анализ и микроанализ образца, вырезанного из колеса артамоновского велосипеда, и образца с клеймом XVIII—XIX веков. Идентичность исследуемых образцов не была подтверждена. На основании анализа кандидатом технических наук Н. А. Мезениным было сделано следующее заключение: металл колеса выплавлен в мартеновской печи на кислом поду.
Дополнительный анализ процентного содержания азота в исследуемых образцах металла был проведён в Уральском научно-исследовательском институте чёрных металлов под руководством С. Б. Шубиной. Окончательное заключение на основании данных анализа сделал инженер-металлург, доктор экономических наук, профессор В. И. Довгопол: «Можно утверждать, что имеющийся образец велосипеда изготовлен из мартеновского металла не ранее 70-х годов XIX века». Таким образом, результаты металлографического анализа и отсутствие документальных источников подтвердили, что велосипед, экспонировавшийся ранее в Нижнетагильском историко-краеведческом музее, а ныне — в Доме-музее Черепановых, не является оригинальной моделью начала XIX века или её копией. Организацией металлографического анализа занималась научный сотрудник Нижнетагильского музея Т. В. Комшилова (Смирнова). Результаты анализа были опубликованы Т. В. Комшиловой и С. А. Клат в статье «Велосипед Артамонова: легенды и документы» (газета «Тагильский рабочий», 14 и 18 марта 1987 года), данные заключения анализа были опубликованы в статье «Как творятся мифы в истории» в журнале «Вопросы истории естествознания и техники» за 1989 год (авторы В. С. Виргинский, Г. Н. Лист, С. А. Клат и Т. В. Комшилова).
Как на самоделке выглядел тот велосипед один Аллах и друг его Али знают.
может и так, а может иначе
|
</> |