20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

топ 100 блогов visualhistory13.11.2017 Сегодня в нашем проекте сравнительная историческая урбанистика улицы СССР 1987 года.

По официальной статистике, в 1987 году по СССР в целом на каждую тысячу городских жителей приходилось по 49 личных автомобилей (в РФ сейчас — 288). При этом в Литовской ССР — 108; в Эстонской ССР — 107; в Латвийской ССР — 84; в Грузинской ССР — 84; в Армянской ССР — 59 автомобилей на 1000 городских жителей. По этим показателям Советский Союз в разы отставал от развитых капиталистических стран. Но теперь кажется, что это было только к лучшему. Улицы и дворы наших городов не выглядели как одна сплошная автостоянка, дышалось гораздо легче.
На улицах Москвы к концу 1980-х машин и так было довольно много, на отдельных снимках может показаться, что траффик тогда был не менее интенсивный, хотя размеры столичного автопарка с тех пор увеличились в разы!

Москва, угол Сретенки и Колхозной площади, 1987 год:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Конечно, здесь в глаза бросается, прежде всего, моральная устарелость большинства марок. Дизайн "Волги" ГАЗ-24 был основан на американской автомобильной моде 1962 года, а прообраз всех "Жигулей" Fiat 124 был презентован публике в 1964 году. Про 401-й "Москвич" и говорить не приходится, это ещё довоенная немецкая разработка. А их в 1980е ездило по Москве ещё немало.

Согласно официальной статистике, общее количество личных легковых автомобилей в СССР 1987 года было около 14 миллионов, из которых примерно половину приходилось на РСФСР. На сегодня автопарк одной только России составляет 50 миллионов машин.

К 1987 году в Москве была только одна пешеходная улица - Арбат, открывшаяся после реконструкции в 1985 году:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Так сказать, первая ласточка будущей "пешеходной реконкисты".

За пределами Москвы автомобилей на улицах было ощутимо меньше, на них господствовал общественный транспорт.

На конец 1980-х пришёлся пик расцвета трамвайного хозяйства в СССР. Если в центре где-то закрывались участки, то общая длина путей росла. Например, в Ленинграде она превысила 1000 км. (для сравнения, в 1917 г. – 146 км.).

Ульяновск, ул. Минаева, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

В Смоленске трамвай тогда ещё ходил по центральной улице Советской (пути сняли в 2001 г.):
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Улица Беляева в Смоленске, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад
Здесь вездесущий трамвай дополняет довольно представительную картину номенклатуры советского городского транспорта конца 1980-х. Лимонно-жёлтое таки (разумеется, ГАЗ-24), яично-жёлтый "Икарус"-гармошка, пара непременных армейских уазиков, рафик-скорая и прочее.

Тула. Улица Демидовская плотина, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Тула. Улица Советская, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Ростов-на-Дону, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Киев. Проспект Юрия Гагарина, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Минск. Трамваи РВЗ-6, автобусы Икарус-260 и ЛИАЗ-677. Hans Oerlemans, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

На общем плане с площадью Якуба Коласа особенно хорошо видно соотношение между общественным и легковым автомобильным транспортом в Минске (как и в других городах СССР) 1987 года:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Таллин, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Рига, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Рига, выбор между "Жигулями" и "Москвичом", 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Рига 1987-го в сравнении с 2009-м:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Машин как будто не прибавилось!

Помимо богатого трамвайного хозяйства, СССР был абсолютным лидером в мире по развитию троллейбусных систем.

Харьков, здание областного и городского комитетов Компартии Украины, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Хотя часть троллейбусного парка сильно устарела. Во многих городах ходили машины выпуска 1960-х годов (некоторые из них дотянут до 21 века и даже до наших дней!).

Старые чешские троллейбусы в Риге 1987 года:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Различия в марках троллейбусов и трамваев были одной из немногочисленных примет, позволявших различать довольно единообразный траффик в различных городах СССР. Разве что в южных республиках можно было найти некоторый национальный колорит.

Баку. 80-летнего фаэтонщика Гулама-киши, как уважительно называют сторожила, знает каждый автоинспектор. РИА Новости:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Построенные при СССР улицы представляли собой образец довольно высокой урбанистической культуры своего времени. Прямые просторные магистрали, широкие тротуары с озеленением, минимум визуального мусора, правильное соотношение пропорций, а нередко и единый архитектурный стиль.

Строгий и величественный киевский Крещатик, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Проспект им Ленина в Магадане, 1987 год:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

При этом советская урбанистическая культура пренебрегала велосипедным транспортом даже в небольших южных городах, где для его процветания имелись все предпосылки. Редким исключением являлся город Дубна, в то время настоящая "велосипедная столица" РСФСР.

Одинокий велосипедист на проспекте Кирова в Пятигорске, 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Из-за относительно спокойного траффика в большинстве советских городов до самого конца СССР не возникло потребности в жестком физическом разделении транспортных и пешеходных потоков. Да, строительством подземных переходов злоупотребляли, а вот отгораживать тротуары железными заборами от проезжей части особо не стремились. Даже в крупных городах правила перехода улиц были довольно условными, несмотря на регулярную агитационную работу. До сих пор помню плакат из детства:
"Буратино, Буратино,
чтож ты лезешь под машины?
Ведь у нас для пешеходов
много всяких переходов!"


Куйбышев (Самара), 1987:
20 век в цвете. Улицы СССР 30 лет назад

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1
957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы что себе думаете по этому поводу? Сильная женщина держит мужа на коротком поводке, никогда не плачет, зарабатывает больше мужа. Беспрерывно шьёт-вяжет-стирает-закручивает банки. Стерилизует и банки, и квартиру, и мужа... Кто понимает... ...
МОИ БЛИЖАЙШИЕ КОНЦЕРТЫ СЕНТЯБРЬ 5 сентября — г. Ногинск, РДК, 18:00 6 сентября — г. Александров, ДК «Юбилейный», 18:00 8 сентября — г. Озеры, Дворец Культуры г. Озеры, 18:00 10 сентября — г. Ступино, Дворец Культуры г. Ступино, 19:00 11 сентября — г. Звенигород, КЦ им. Любови Орловой, ...
Объявили, что, уехавших записали в стан предателей, но при этом ещё никого пока не лишили нажитого непосильным трудом, что было бы вполне адекватно их заявлениям. Это просто слова, от которым уехавшим лицидеям не горячо не холодно, но смешно. В основном это актёры и творческие деятели , ...
Мой френд rusanalit подсчитал, во сколько обойдется присоединение Крыма к России: 556 000 пенсионеров, для выплаты которым даже нынешней не такой уж и большой пенсии в 1400 гривен, ПФ Крыма не хватает 4 млрд. гривен в год (400 млн. долларов, 14,5 млрд. рублей). 100 000 с ...
https://youtu.be/EEkYWjKURUU Игорь Яковенко •15 мар. 2021 г. На территории Евразии после тяжелой и продолжительной болезни скончалась Россия. Нет, территория никуда не делась, как и популяция, населяющая северную часть Евразии не исчезла, хотя в последнее время несколько ...