20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов

топ 100 блогов visualhistory29.10.2018 Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1988 года.
30 лет назад мир стоял на пороге больших перемен: начиналась т.н. "мировая демократическая революция", которая за 5 лет приведёт к смене режимов в 60 (!) странах, включая вновь образованные. И если с демократией у большинства из них в итоге так и не сложилось, то идеи рыночного потребительского общества утвердились почти повсеместно.
Последующие 30 лет глобализация будет неумолимо превращать почти все города мира в общий рынок мирового автопрома, и по транспортному потоку на хайвэе уже будет сложно отличить Джакарту от Лос-Анджелеса, а Пекин от Москвы.

Но в 1988 году экзотика была буквально на каждом шагу! Половина мира (если считать по населению) ещё не успела приобщиться к ценностям всеобщей автомобилизации и это были далеко не только социалистические страны.

Вопреки традиции, начнём в этот раз не с Пекина, а с Ханоя, который 30 лет назад представлял и себя эталонный  город "военного коммунизма, ничем не отличаясь от самого себя в каком-нибудь 1968 году:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988c Hanoi

Всего через два года здесь покончат с колониальным наследием в виде трамвая и начнут строить новую светлую жизнь под лозунгом "Дой мой".
Спустя 30 лет этот город почти пришёл к успеху:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 2017 Hanoi

Кстати, Пекин 1988 года почти не отличался от Ханоя, только трамвай там выпилили на 20 лет раньше:



20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Beijing morning peak

Я даже не буду здесь приводить в очередной раз для сравнения жуткие снимки того автомобильного ада, в который скатился Пекин спустя 30 лет, скажу лишь, что отныне и навсегда китайский автопарк стал крупнейшим в мире, с каждым годом всё дальше оставляя за кормой американский.

Интересно, сами пекинцы  ностальгируют теперь по 1988 году?

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Beiging Changan Street

Знаменитая набережная Бунд в Шанхае-88:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Shanghai2

Конечно, за 30 лет на ней стало более оживлённо:
20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 2014c Shanghai Bund

Пхеньян 1988-го:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Pyongyang

Этого город до последнего держался за свои пустые улицы, но из здесь спустя 30 лет о прошлом напоминают только фирменные девушки регулировщицы:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 2015 Pyongyang

Кстати, это фото уже довольно старое (2015 г.), число машин там увеличивается стремительно и уже отмечаются пробки, а скоро вообще будет типичный мегаполис "Третьего мира" (его "богатой" части).

Само собой, мы не обойдёмся биз  Тираны 1988 года с её абсолютно нулевым уровнем автомобилизации:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Tirana1

Стоит ли и говорить, что город довольно быстро пришёл к успеху после падения одиозного режима догматиков-изоляционистов?
Вот, и 20 лет не прошло, как стал нормальной столицей "Третьего мира" (фото 2006 г.):
20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 2006 Tirana

Как говорится, "всё то, о чём так долго мечтали".

Вот ещё албанский Шкодер 88-го:
20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Shkoder

Из "экзотических" соцстран разве что гаванский траффик 1988 г. пока ещё не так сильно отличается от современного:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Havana by Carlo Osorio

Конечно, с развитыми европейскими соцстранами не будет такого контраста. Там уже к концу 1980-х гг. улицы крупных исторических городов начали достигать пределов автомобильной вместимости.

Вот, например, Москва, Смоленская площадь, 1988:

1988c Chris Niedenthal. Смоленский бульвар

Феноменальной по своей полноте срез позднесоветского автопарка в одном кадре! До самого конца СССР его отличительной чертой оставался высокий процент грузовиков в военной окраске, плюс хотя бы один "армейский" внедорожник на 5 легковушек. А вот "частников" даже последние годы советского благополучия в потоке было процентов 10%.
Спустя 30 лет пропорция стала обратной, а автопарк в Москве увеличился раз в 20!  Вконец обезумевшее правительство города теперь расширяет пешеходные зоны в центре и подтягивает к нему со всех концов гигантские эстакады хайвэев, в лучших традициях "Третьего мира".

Конечно, в других мегаполисах СССР машин было поменьше.
"Советский Бразилиа" (Ташкент) рассекали широкие полупустые проспекты, по которым сновали трамваи:

1988 Ташкент. Проспект В.И.Ленина2

Недавно ташкентский трамвай (исправно служивший с 1912 г.) убили, потому что город пришёл к успеху:

2017с Ташкент

София конца 1980-х демонстрирует последний писк модернистского планирования городского пространства:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Sofia

Вроде и машин-то немного, а людей так старательно отделили от транспортных потоков, чтобы они "не путались под колёсами". У них вот своё "гетто" между широкими магистралями. И всё это торжество больших скоростей - в самом историческом сердце города, которое по уму вообще должно быть пешеходным.

Главная улица Восточного Берлина в 1988 г.:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Berlin Unter2

Если не считать устарелости почти всех моделей, то "витрина социализма" выглядит вполне как обычный капитализм (к чему, собственно, и стремились).

В арабско-социалистическом Алжире 88-го ещё больше частных машин, но на улицах уже неспокойно, назревает гражданская война:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Algiers

Кстати, не совсем понятно, откуда у страны соцориентации взялся такой большой и довольно свежий автопарк? То же за нефть, как в Ливии?

Ошибочно полагать, что вся улично-транспортная экзотика 30 лет назад была сосредоточена в странах социализма и примкнувших к ним.
Нет, она была на каждом шагу, и в "первом", и в "третьем" мире.

Вот, например, Индия, которая скоро обгонит США по размерам автопарка, всего 30 лет назад была каким-то "заповедником транспортных древностей".
Там был капитализм, но какой-то наглухо закрытый от всего мира и дико тормознутый. Ввоз иностранных машин был строго запрещён, а сами автопром толком наладить не могли: выпускали до 2006 г. английский "Адмирал" модели 1955 (!!!) года. Ну, примерно похожий на наш 403-й "Москвич". И почти все эти машины шли в такси, частных автовладельцев до начала 21 века было ничтожно мало.

Снимок Бомбея 1988 года вполне сошёл бы и за 1958 год, если бы ни одна более-менее современная модель в кадре:



20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Bombay

Весь этот "британско-колониальный шарм" на памяти далеко не старых людей.
А теперь там просто жопа:

Мумбаи во время часа-пик. Фото Райониш Какаде

Но бомбейский колорит 88-го меркнет на фоне калькуттского:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Calcutta

Господа, это не коммунистический Ханой, это свободная капиталистическая Калькутта 1988 года:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Calcutta2

Ну и сравните теперь с Восточным Берлином? Получается, что "идеологические" различия ничтожно мало влияют на внешний облик городов по сравнению с "цивилизационными".

Манильская экзотика - это забористый коктейль из испанских, штатовских и восточно-азиатских ингредиентов.
Испанские тарантасы, американские "джипни", немецкие "жуки" — всё смешалось в Маниле 1988 года:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Manila

Теперь давайте посмотрим, как изменилась с 1988 года столица "самой свободной" африканской страны, основанной по решению правительства США и названной в честь американского президента.

Монровия тогда:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Monrovia

Монровия теперь (какие-то годы 21 века):

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Monrovia2

У африканской улицы свой особый колорит, даже если африканская страна находится в Западном полушарии.

В Порт-о-Пренсе 1988 года ничего не слышали про разделение транспортных и пешеходных потоков:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Port au Prince, Haiti

Обратите внимание, что основной транспорт здесь - маршрутки. В 1988 году это была редкая "африканская" экзотика, в 21 веке они надолго станут важнейшей частью транспорта большинства пост-советских городов.

Маршрутки в Гане 1988 года:
20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Ghana

А вот сеульский траффик 1988 года выглядит уже довольно банальным, странах успела прийти к успеху раньше большинства своих азиатских соседей:


20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Seoul

Кажется, именно в 1988-м южнокорейцы вышли на годовой уровень производства в один миллион автомобилей.

А вот у Малайзии вершины автопрома тогда были ещё впереди, вместе с хайвэями и большими пробками. Но страна уже была на подъёме, летела к успеху.
Старый колониальный Куала-Лумпур сиротливо прищемился на фоне быстро растущих гор из стекла и бетона:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1995c Kuala Lumpur

Разбогатевшая на нефти столица ОАЭ смотрится также весьма банально для 1988 года:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Abu-Dhabi

Машин ещё маловато, небоскрёбы  не подрасли, но всё уже как-то слишком правильно, как при развитом социализме))

Трудно поверить, но Багдад 30 лет назад был очень спокойным, безопасным и благополучным городом.
Из экзотики - только красные даблдеккеры, ещё неизжитое наследие колониального прошлого:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Baghdad

В странах "Первого мира" также можно было найти кое-какую экзотику.

Например, Лиссабон ещё не успел расстаться со старыми британскими автобусами, которые придавали ему такой шарм:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Lisbon Carris AEC Regent 116 (CI-14-06) in Lisbon centre on 20 June 1988

Интересно, в каком году из португальской столицы исчезли последние рейсовые даблдеккеры? Я в 2006-м уже их не застал. А жаль.

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Lisbon Carris Daimler Fleetline 852 on 14 June 1988

Кстати, обратите внимание, что здесь от британцев не только автобус, но и сама структура столичного общественного траспорта. Половина легковушек - такси.

Ну, хоть древние трамвайчики из 1988-го они сохранили:

20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Lisbon Carris tram 539 in Lisbon centre on 20 June 1988

А вот американский траффик к концу 1980-х становился всё менее оригинальным  — классические американские машины огромных размеров всё больше устпали место "усреднённым" моделям. Даже авторам фильмов приходилось добирать "экзотику" за счёт знаменитых "подэтакадных" видов.

В Чикаго 1988 года:
20 век в цвете. Улицы мира 30 лет назад. Закат эпохи больших контрастов 1988 Chicago

Да, в конце 1980-х такие уличные эстакады были уже уходящей натурой, пережитком урбанистической культуры конца 19 века. Кто же мог знать, что в 21 веке начнётся их "второе пришествие" в мегаполисах "Третьего мира"?

Как всегда, буду рад любым замечаниям, дополнениям и мыслям от читателей.


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Бытиё формирует сознание, а развитие средств производства диктует необходимость изменения социально-экономической системы. Собственно, только это и приводит к революциям, которые совсем не стрельба главным калибром крейсера по музею или танками - по парламенту, а переход средств производст ...
В 5 утра позвонила старинная подружка: не спится, жарко и душно в панельных стенах многоэтажки. Она все еще с опасением выходит из дома после самоизоляции. Как-то жалобно попросила: ...
Оговорюсь сразу - не значит, что остальных нет. Всегда сложно выбирать, хотелось сделать список больше, но решил остановиться на десяти именах. В большинстве своем эти люди не гонятся за рейтингом, не пишут на актуальные темы(предвижу воспоминания в топе про полеты в Бельгию), их дневники ...
Город расцвёл. Город посветлел. Город укутался гирляндами, как шарфом и мороз ему совершенно не страшен. А ещё ему теперь не страшна темнота. И пусть уличное освещение пока и не горит в полную силу, но разноцветные огни гирлянд радуют глаз. Я прогулялся по ночному городу, чтобы показа ...