195 лет назад, 29 ноября 1830 года, началось Польское восстание 1830-1831 годов

топ 100 блогов von_hoffmann30.11.2025
195 лет назад, 29 ноября 1830 года, началось Польское восстание 1830-1831 годов
Нападение польских повстанцев на дворец наместника Царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича.


Польша исчезла с карты Европы в 1795 году, после трёх разделов Россией, Пруссией и Австрией. Наполеон после победы в Войне четвёртой коалиции и Тильзитского мира из прусской и австрийской частей Польши создал герцогство Варшавское, зависимое от Франции, но какое-никакое польское государственное образование. Многие поляки сражались на стороне наполеоновской Франции, в том числе в походе "Великой армии" в Россию и последующем отступлении.
После окончания Наполеоновских войн победители отдали основную часть герцогства Варшавского Российской империи (немного земель всё-таки вернули Пруссии и Австрии, а из Кракова сделали вольный город).

Из бывшего герцогства Варшавского создали Царство (Королевство) Польское, а русский император Александр I принял титул польского короля.
Александр I даровал Царству Польскому конституцию, причём достаточно либеральную, где были такие вещи, как свобода печати, свобода личности, двухпалатный парламент (сейм), занятие ведущих должностей в Царстве поляками, наместничество только поляком или членом императорской фамилии, свобода вероисповедания и прочее. И это в то время, пока на территории всей остальной Российской империи сохранялась и не собиралась меняться самая что ни на есть абсолютная монархия.
Более того: те поляки, что воевали против русских войск в период разделов 1793-1795 годов, потом в 1812-1814 годах, не преследовались, а наоборот - за свой военный опыт привлекались в ряды армии Царства Польского.

Главнокомандующим войсками в Царстве Польском стал великий князь Константин Павлович - младший брат царя (и старший брат будущего царя Николая I).

Но на тот момент это был уже не тот Александр I, как в начале своего правления, когда он со своими друзьями из Негласного комитета рассуждал о даровании свобод, русской конституции и прочем. Его поведение в Польше показало, что Романовы к конституционной монархии совсем не готовы. Император первым стал нарушать положения дарованной им польской конституции, когда поляки с её помощью пытались защитить свои права. В ответ на возмущения "ну здесь же написано, вы обещали" Александр отвечал что-то вроде: "Я даровал вам конституцию, мне же её и толковать".

Ограничивались права и увеличивались обязанности, вводилась цензура, особо ярых оппозиционеров преследовали и арестовывали.
Недовольство распространялось не только среди поляков: жившие в Царстве Польском греко-католики, да и многие русские тоже возмущались, как при такой либеральной конституции можно вести такую реакционную политику (хотя последний период царствования Александра I отметился подобным неприглядным образом по всей России).

Как и по всей Европе, в Царстве Польском тоже стали возникать тайные общества для борьбы с монархом, только здесь эта борьба наложилась на национально-освободительное движение. В какие-то моменты польские тайные общества имели связи с будущими декабристами, пытались договориться о совместных действиях, но восстание на Сенатской площади и разгром декабристов заставили польских заговорщиков на время притаиться.

Смерть Александра I, воцарение не симпатизировавшего полякам Константина, а Николая I, преследование членов тайных обществ не давали никаких надежд на хоть какое-то улучшение положения. Поэтому заговорщики всё активнее плели свои сети. Создавались смелые планы по убийству польского короля - русского императора, его брата-главнокомандующего (а в 1826 году Константин стал ещё и наместником), поднятия на борьбу людей не только в Царстве Польском, но и на землях нынешних Беларуси и Украины.

Причём поляки не были едины в своих идеях. Кто-то хотел завоевать свободу и сделать независимую Польшу республикой, с нормальной работающей конституцией и свободами. Многие представители знати смотрели со своих шляхетских позиций и мечтали о воссоздании Речи Посполитой в виде 1772 года, то есть в границах до разделов и с тем же государственным устройством, чтобы польско-литовские отпрыски знатных родов вернули себе все прежние привилегии. Эти разногласия очень мешали осуществлению замысла как на стадии планирования, так и потом, в ходе реализации.

Сначала хотели выступить в 1828 году, когда началась Русско-турецкая война - русские войска на юге, тут не до Польши. Но надо отдать заговорщикам должное: Россия вступила в ту войну, чтобы помочь грекам, восставшим против Османской империи, а поляки не хотели, чтобы из-за них сорвались планы братьев-греков, и чтобы война за независимость Греции была утоплена в греческой крови. Поэтому польское выступление отсрочили.

Когда на Балканах дела пошли уже более-менее благоприятно для греков, заговорщики придумали убить Николая I, когда тот приедет в Варшаву короноваться как польский король весной 1829 года. Тем не менее, коронация состоялась, и никто даже не пытался убить нового польского короля (теперь уже первого официально коронованного).

Решимости полякам добавила очередная революция во Франции - Июльская революция 1830 года. Она не только показала, что заложенные Венским конгрессом основы европейской стабильности трещат по швам, но и вдохновила другие народы на борьбу. Против Нидерландов восстала Бельгия, которая начала войну за свою независимость.

Русский император Николай I, как хранитель положений "Священного союза" и Венского конгресса, рвался подавить Бельгийскую революцию, пока не случилось повторение 1789 года и снова не полыхнула вся Европа. Британия и Франция были не в восторге от такого рвения и перспективы нового появления русских войск в Западной Европе.
Ещё больше не в восторге были поляки: во-первых, они сочувствовали бельгийцам, во-вторых, они узнали, что Николай I собирает армию для похода в Бельгию, и роль авангарда этой армии отводится тем войскам, что стоят в Царстве Польском.
Тогда-то польские заговорщики и решили: пора.

Сигналом к началу Польского восстания должно было послужить убийство наместника - великого князя Константина 26 октября 1830 года и одновременное нападение на казармы русских войск. Но какой-то доморощенный юморист поторопился: на улицах Варшавы появились объявления, что Бельведерский дворец (резиденция Константина) с Нового года сдаётся в наём. Великий князь таким образом был предупреждён об опасности, усилил охрану и перестал покидать дворец со своей женой (между прочим - полячкой, графиней Жанеттой Грудзинской, она же княгиня Лович, она же причина отречения Константина от прав на русский трон).

Прождав ещё месяц, решив, что нет смысла караулить Константина Павловича на улице, поляки начали восстание 29 ноября 1830 года.

В 6 часов вечера 29 ноября глава заговорщиков Пётр Высоцкий вошёл в казарму подхорунжих и с возгласом: "Братья, час свободы пробил!", ему ответили: "Да здравствует Польша!". Высоцкий во главе 150 подхорунжих напал на казарму русских гвардейских улан, а часть заговорщиков направилась к Бельведерскому дворцу.

Константин с женой были вовремя предупреждены, и наместник благополучно покинул дворец, в то время как верные ему люди сражались за великого князя ценой своей жизни.

Нападение на казармы тоже не удалось, но это было только начало. Сначала восстала Варшава, а затем и другие крупные города Царства Польского.

Многие, к слову, остались верны русскому царю, отказались изменять присяге и возглавлять восстание, за что поплатились жизнями: жертвами повстанцев стали генерал от инфантерии Маврикий Гауке (пытался сдержать рвавшихся убить Константина, получил 19 пулевых ранений в грудь), поляки - главный начальник пехоты Царства Польского Станислав Потоцкий, бригадный генерал Йозеф Новицкий, бригадный генерал Игнацы Блюмер, бригадный генерал Станислав Трембицкий, бригадный генерал Томаш Ян Сементковский, полковник Филип Нереуж Мецишевский (причём из 7 этих убитых 5 когда-то воевали за Наполеона, но в тот день сохранили верность Николаю I).

Для Петербурга Польское восстание явилось полной неожиданностью. Разумеется, ни о каком походе в Бельгию уже не могло быть и речи. Польская часть армии Царства примкнула к восставшим, а русскую увёл ушедший за Вислу Константин, который "не хотел участвовать в польской драке", намекая, что польский король - Николай I, вот с ним пусть и разбираются, а Константину с женой и верными людьми пусть просто дадут уйти в Россию. Великий князь даже симпатизировал людям, которыми командовал столько лет, которых обучал военному делу и прочим премудростям, которые хотели его убить. От Константина слышали одобрительные речи о действиях польских военных, мол, "молодцы, моя школа". Но в целом старший брат императора не представлял проблемы и тихо умер от холеры в Витебске 27 июня 1831 года, за несколько месяцев до подавления Польского восстания.

Нужно было собирать новую армию для подавления Польского восстания, а в то время это было небыстро, к тому же время года - конец осени и начало зимы - не располагали к быстрым перемещениям и активным боевым действиям. Это позволило повстанцам усилить свои позиции, приобрести авторитет как на землях Царства Польского, так и на белорусских и украинских землях, так и за рубежом - Британия и Франция захотели помочь Польскому восстанию.

Правда, тут и всплыли разногласия - как нам обустроить новую Польшу и кто будет главным. Министр финансов Царства Польского Друцкий-Любецкий, который был посредником между восставшими поляками и русскими, писал: "Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором Всероссийским". Такая неразбериха, в свою очередь, дала дополнительное время русским войскам.
В общем, "борьба была равна", обе стороны по уровню неорганизованности стоили друг друга.

Командующим армией, отправленной на подавление Польского восстания, был назначен генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забалканский, герой только закончившейся Русско-турецкой войны. В этой войне с имевшимися у него силами он оказался пассивен, чем неприятно удивил Николая I.

Первая крупная битва русских войск с польскими повстанцами состоялась только 19 февраля 1831 года при Грохове. Поляки были разбиты и отброшены к Варшаве, но Дибич не сумел закрепить успех и тоже отступил, узнав о подходе крупных подкреплений к повстанцам (разведка оказалась не на высоте и преувеличила цифры).
Медлительность генерал-фельдмаршала Дибича позволила полякам перегруппироваться и начать контрнаступление, спровоцировать партизанскую войну в Виленской губернии и на Волыни (правда, когда простой народ, примкнувший к повстанцам, узнавал о планах "вернуть всё как в Речи Посполитой", то есть притеснения православных и отнесения украинцев к "людям второго сорта", число желавших воевать против русского царя резко убавлялось).

Весной разразилась эпидемия холеры, потери в войсках от болезней увеличились, что затянуло кампанию. Прошло уже несколько месяцев, а восстание ещё не было подавлено. Британия собирала корабли, чтобы поставлять полякам оружие (если те, конечно, займут балтийское побережье).

В апреле 1831 года царь писал Дибичу: "Я не могу достаточно выразить Вам моё беспокойство, основанное на том, что я во всех Ваших распоряжениях не усматриваю ничего такого, что бы давало надежду на сколь-нибудь удачное окончание кампании и наконец и потому, что я ничего не усматриваю определительного в собственных Ваших мыслях."

26 мая 1831 года состоялось кровавое Сражение при Остроленке: поляки снова были разбиты, но снова Дибич не организовал преследования, и повстанческая армия уцелела, готовая драться за Варшаву.

После Остроленки Николай I отправил к Дибичу графа Алексея Орлова, чтобы выяснить, что вообще происходит. Но холера достала и главнокомандующего, и 29 мая 1831 года генерал-фельдмаршал Иван Иванович Дибич-Забалканский умер.
Вместо покойного был назначен генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич-Эриваньский - тоже герой Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, тоже получивший почётную приставку к фамилии, но прославившийся не на Балканах, а в Закавказье. Паскевич был энергичнее, но для его прибытия и принятия дел от предшественника тоже требовалось время.

В августе 1831 года началась осада Варшавы. Среди повстанцев - снова распри, попытки выявить "предателей" и лихорадочные поиски новых командующих, которые "придут и всех спасут".
К тому времени русские войска в Польше были доведены до приемлемого количества и качества (вооружения, снабжения, обученности), а на помощь заграницы поляки уже не могли рассчитывать.

Паскевич вступил в переговоры с повстанцами, но те проявили упрямство, требуя не только независимости для Царства Польского, но и возвращения границ 1772 года.

6 сентября 1831 года начался решительный штурм Варшавы. Поляки дрались ожесточённо, но силы были неравны. Польский командующий, президент с чрезвычайными полномочиями граф Круковецкий был готов капитулировать, чтобы дальше не лить кровь и сохранить жизни польских солдат, но сейм не утвердил подобного решения. Плюнув на всё, со словами к депутатам: "спасайте Варшаву - моё дело спасти армию", Круковецкий оставил Варшаву и увёл своих людей к прусским и австрийским границам, где они были разоружены.

8 сентября генерал-фельдмаршал Паскевич писал Николаю I: "Варшава у ног Вашего Величества". Причём доставил радостное послание царю внук Суворова - тоже Александр Суворов, чей дед в 1794 году писал Екатерине II: "Ура! Варшава наша!" и получил ответ: "Ура, фельдмаршал!"
Паскевич, правда, уже был фельдмаршалом, но без награды его Николай I не оставил.
За победу над польскими повстанцами именным высочайшим указом от 16 сентября 1831 года генерал-фельдмаршал, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский был возведён, с нисходящим его потомством, в княжеское Российской империи достоинство, с титулом светлости и наименованием Варшавский. Полным его именем теперь стало "светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский".
Паскевич же и остался наместником в Польше.

Русская Польша уже больше не была прежним Царством Польским: Николай I ликвидировал и польскую конституцию, и сейм, и саму обособленность Царства от остальной России. Эти земли были превращены в обычные губернии Российской империи, сюда были распространены российские монетная система, система мер и весов, началась активная русификация.

Император отдал дань уважения тем польским (и не только) военным, которые сохранили ему верность ценой своей жизни. Генералам Гауке, Потоцкому, Новицкому, Блюмеру, Трембицкому, Сементковскому и полковнику Мецишевскому в Варшаве возвели и открыли 29 ноября 1841 года (в 11-ю годовщину их гибели) большой красивый обелиск ("памятник семи генералам") с надписью "Полякам, погибшим в 1830 году за верность своему Монарху" (хотя Гауке был фламандского происхождения).
Польские патриоты негодовали и плевались на памятник "предателям", тем не менее, разобрали его только в апреле 1917 года - когда оккупационная немецкая администрация разрешила.

Возможно, политика наместника Паскевича, и в целом Николая I на этих землях после восстания 1830-1831 принесла свои плоды: когда в 1848 году грянула "весна народов", и по всей Европе происходили восстания, революции, и когда полыхала Крымская война, польские земли в составе Российской империи оставались в покое, несмотря на такой удачный случай "отомстить за 1831 год".

Тем не менее, то было не последнее Польское восстание в России: в 1863-1864 годах, уже при Александре II, непокорный край снова поднимется на борьбу за свою независимость.

Денис Дежнёв


Кнопка
или
195 лет назад, 29 ноября 1830 года, началось Польское восстание 1830-1831 годов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Романтические отношения всегда строятся на первых свиданиях, конфетно-букетном периоде, как его любит называть молодёжь. Просто потому что долгие отношения нельзя завести вот так вот сразу. Но не все свидания проходят хорошо, иногда случается настоящий ад, вроде этого. Всё довольно пр ...
Проговорился в разговоре с сестрой, что старый смартфон спустя лет шесть начал таки глючить. Дала мне iphone ненужный. Вроде 5S. Я в яблодрочерстве полный ноль, знаю только, что телефон как флешка не работает и привязан жестко к itunes. Это надо исправлять. В общем киньте в меня ...
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» — комплекс на Зелёном мысу в Ленинском округе города Мурманска, который в народе получил ласковое прозвище «Алёша». Сегодня «Алёша» - обязательный пункт в программе любого туриста, сюда приезжают ...
Заценил ДиректХ 11 вот на этой видеокарте (вроде как на этой))) Я в ахуе и восторге. Консоли сосут. Тем более скоро интел выпустит новый убер процессор и тогда консоли будут сосать еще более капитально. Мухаха. Дабы избежать высеров со стороны ...
Прикинул я тут грубо свой годовой пробег своим пешком за 2016 год. Получилось 1488(!) км в рабочие дни и что-то типа 240 км в выхи. Если докинуть всякие отпуска, забеги, прогулки с псом, то будет всего около 1800. Можно, конечно, ещё скрупулёзно выщитать перемещения в переходах метро и ...