1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

топ 100 блогов cand_orel10.12.2023
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф (швед. Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf) (20 ноября 1858, Морбакка, Вермланд — 16 марта 1940, Морбакка, Вермланд) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909), и третья, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).

Для меня её центральным произведением остается «Иерусалим»...

И вспоминаю я реальный Иерусалим.

Такое ощущение, что вот недавно живописал с помощью незабвенной Сельмы Лагерлеф панораму Иерусалима — 

https://cand-orel.livejournal.com/25926.html.

Вроде бы и недавно – а столько событий произошло!

Включая ещё одну поездку в Израиль.

Да и время тоже бежит, наполняя нашу жизнь не совсем ожидаемыми событиями, но главное – что ещё пока жизнь.

Да, что там наше конкретное людское время и наша отдельная человеческая жизнь по сравнению со временем Иерусалима и временем его исторических жителей. 

В это раз была другая панорама – с Масличной горы. 

Вы скажете, что разницы, поди ж ты, никакой. А я возражу. Променад вот нигде в библейских текстах не фигурирует. А про Масличную гору находим у Захарии (пророка), что по второму пришествию Иезекииль будет в трубу трубить, а Мессия мертвых воскрешать, причем именно в этом месте – на Масличной горе. Потому что там упокоено множество благочестивых людей, так что есть кого повоскрешать. 

Так хватит слов. Даешь картинки (сражу скажу, что какая-то туманность в воздухе висела, поэтому фото - в романтической дымке без применения дополнительных спецэффектов).

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

Я чтобы не сильно скучать за просмотром картинок чуть-чуть их разбавлю текстом, цитируемым из «Иерусалима» же Сельмы Лагерлеф. Вы попросите своих, чтобы Вам вслух почитали, пока Вы картинки смотрите.

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«И путешественник идет дальше.

Когда он поворачивает за угол стены и входит в восточную часть города, перед ним открывается совсем другое зрелище. Это священная часть города. Здесь все наводит на мысль о древних первосвященниках и служителях храма. Здесь находится Стена Плача, где раввины в длинных красных или синих бархатных одеждах оплакивают разрушение Храма и гнев Божий. Здесь возвышается храмовая гора Мориа. От стены местность спускается в Иосафатову долину с ее гробницами, а по ту сторону долины видны Гефсимания и Масличная гора, откуда Иисус был вознесен на небо. В стене виден камень, на котором будет стоять Христос в Судный день, держа в руках конец тонкой, как волос нити, а другой конец ее будет держать Магомет, стоя на Масличной горе. И все мертвые должны будут проходить по этой нити через Иосафатову долину, и праведные достигнут другой стороны долины, а грешники низринутся в геенну огненную»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Рано-рано утром Гертруда оделась и вышла.

За последние сутки она так далеко отошла от Христа, что даже не знала, как ей снова найти к Нему путь. И вот утром ее охватило горячее стремление пойти в такое место, которое несомненно посещал Спаситель. Таким местом была только Масличная гора. Гертруда подумала, что, придя туда, она снова станет ближе ко Христу; и, быть может, там ее снова осенит Божия любовь, и она поймет, чего же Он от нее хочет.

Когда девушка вышла в ночную мглу, ее охватил страх. Перед ней снова встали все несчастья, случившиеся за прошлый день.

По мере того как она поднималась выше на гору, на душе у нее становилось легче. Подавленное настроение исчезло и Гертруда начала яснее осознавать происходившее.

«Да, это можно объяснить только одним, — думала она. — Если возможна такая несправедливость, значит близок конец мира. Чем же иначе можно объяснить, что в мире царит неправда, что Господь не может помешать злу, что святые терпят преследование, а ложь не встречает никакого противодействия».

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Каждый день на улицах Святого города появлялся человек, тащивший на плечах тяжелый деревянный крест. Он ни с кем не разговаривал и к нему тоже никто не обращался. Никто не знал, был ли это сумасшедший, возомнивший себя Христом или богомолец, выполняющий взятый на себя обет.

Несчастный крестоносец проводил ночи в пещере на Масличной горе. Каждое утро на восходе солнца он поднимался на гору и смотрел на раскинувшийся перед ним Иерусалим. Пытливым взором окидывал он город, от одного дома к другому, от купола к куполу, как бы ожидая, что за ночь произошла какая-то серьезная перемена. Убедившись, что все осталось без изменений, он испускал глубокий вздох и шел обратно в пещеру, взваливал на плечи тяжелый крест и надевал на голову терновый венец.

Человек начинал спускаться с горы медленно и со вздохами, волоча свою тяжелую ношу через виноградники и масличные рощи, пока не достигал высокой ограды, окружающей Гефсиманский сад. Здесь он обыкновенно останавливался возле маленькой калитки, клал крест на землю и прислонялся к ограде, словно ожидая чего-то. По временам он наклонялся и смотрел через замочную скважину. Когда он замечал одного из францисканцев, стороживших сад, гуляющим среди маслин и миртовой изгороди, на лице его появлялось напряженное радостное выражение ожидания. Но вслед за этим он печально качал головой, казалось, понимая, что тот, кого он ждет, не придет. Тогда он поднимал крест и шел дальше»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Затем он спускался по широким террасам вниз, в долину Иосафата, где находилось иудейское кладбище. Огромный крест, волочась за ним, стучал по могильным плитам и скатывал рассыпанные по ним мелкие камешки. Заслышав шум камней, человек останавливался и оглядывался, уверенный, что кто-то следует за ним. Но, увидев свою ошибку, он снова тяжело вздыхал и отправлялся дальше.

Эти вздохи переходили в громкие стоны, когда он спускался на дно долины, и ему предстояла задача взобраться со своей тяжелой ношей на восточный склон, на вершине которого раскинулся Иерусалим. С этой стороны расположено магометанское кладбище, и ему часто приходилось видеть закутанных в белые покрывала женщин, которые сидели на низких гробницах. Он подходил к ним, и тогда женщины, испуганные шумом креста о камни, поворачивались к нему лицом, плотно закрытым густой черной вуалью, так что казалось, будто она скрывает под собой не лицо, а черную дыру. Тогда человек в ужасе отворачивался и шел дальше.

Со страшным усилием взбирался он на вершину, где высились городские стены. Отсюда он сворачивал по узкой тропинке на южный склон горы Сион и добирался, наконец, до маленькой армянской церкви, называемой домом Каиафы.

Здесь он опускал крест на землю и заглядывал в замочную скважину. Не ограничиваясь этим, он хватал веревку колокола и звонил. Чуть погодя, заслышав шлепанье туфель о плиты, он улыбался и уже протягивал руки к венцу, готовясь его снять»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Но, отперев калитку и видя крестоносца, привратник отрицательно качал головой.

Кающийся грешник нагибался и заглядывал в полуоткрытую калитку. Он бросал взгляды в маленький садик, где, по преданию, Петр отрекся от Спасителя, и убеждался, что там никого нет. Лицо его принимало недовольное выражение, он в нетерпении захлопывал калитку и шел дальше.

Тяжелый крест громко стучал по камням и древним плитам, покрывавшим землю Сиона. Он поспешно шел дальше, словно нетерпеливое ожидание придавало ему новые силы.

Человек входил через ворота в город и снимал крест с плеч, только достигнув мрачного серого строения, которое почиталось как место погребения царя Давида и про которое говорили, что в одной из его комнат Иисус справлял Тайную вечерю.

Здесь старик опускал крест и сам входил во двор. Завидев его, привратник-магометанин, недружелюбно относившийся ко всем старикам-христианам, низко склонялся перед тем, чьим разумом владел Господь, и целовал его руку. И каждый раз, принимая эти знаки почтения, старик с надеждой и ожиданием смотрел на привратника; но сейчас же отдергивал свою руку, отирал ее о свой длинный грубый плащ и, выйдя за ворота, снова взваливал себе на плечи свою тяжелую ношу.

Необыкновенно медленно плелся он к северной части города, где начинался тяжелый и скорбный Крестный путь Христа. Идя по оживленным улицам, он заглядывал в каждое лицо, останавливался, пытливо вглядывался и потом отворачивался с выражением горького разочарования.

Добродушные водоносы, видя его усталость и пот, покрывавший его лицо, часто протягивали ему жестяные сосуды, наполненные водой, а зеленщики бросали ему пригоршни бобов и фисташек. В первую минуту старик радостно принимал эти дары, а затем отворачивался, словно ожидая чего-то большего»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Ступив на Крестный путь, он снова загорался надеждой, как и в начале своего пути. Он уже не так глубоко вздыхал под тяжестью креста, держался прямее и напоминал узника, уверенного в своем освобождении.

Он начинал с первой из четырнадцати остановок Крестного пути, которые были обозначены вдоль всей улицы маленькими каменными табличками и не останавливался, пока не доходил до монастыря Сионских сестер около арки Ессе Homo, где некогда Пилат показал Христа народу. Здесь старик бросал крест на дорогу, как ярмо, которое ему никогда больше не придется нести, и стучал в монастырские ворота тремя сильными резкими ударами. Прежде чем ему успевали отпереть, он срывал с головы терновый венец. Иногда человек был настолько уверен, что бросал его собакам, спавшим в тени монастырских стен.

В монастыре сразу узнавали его стук. Одна из сестер открывала дверное окошечко и протягивала ему маленький хлебец.

Тогда старик впадал в страшную ярость. Он не принимал хлеба и оставлял его валяться на земле, топал ногами и испускал дикие крики, подолгу простаивая перед воротами. Но вскоре лицо его снова принимало выражение терпеливого страдания. Старик поднимал хлеб и с жадностью съедал его. Потом он выпрямлял венец и взваливал на плечи крест»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Несколько минут спустя крестоносец уже стоял в радостном ожидании перед маленькой часовней, которая называлась домом святой Вероники, но и оттуда уходил подавленный разочарованием. Он проходил весь путь от остановки к остановке, с одинаковой уверенностью ожидая своего освобождения, как у маленькой часовни, знаменующей место Львиных ворот, через которые Иисус вышел из города, так и на том месте, где Спаситель говорил с женами иерусалимскими.

Пройдя весь страстной путь Христа, старик начинал в беспокойных поисках бродить по всему городу. На узкой многолюдной улице Давида он представлял такое же препятствие для передвижения людей, как верблюд, нагруженный связками хвороста, но никто не сердился и не беспокоил его.

Во время этих странствий ему случалось иногда заходить в тесное преддверие храма Гроба Господня. Даже здесь несчастный крестоносец не снимал с плеч креста, а с головы — тернового венца. Как только взор его падал на мрачную серую стену, он отворачивался и бежал прочь. Он никогда не принимал участия в блестящих процессиях и даже не появлялся на праздновании Пасхи. По-видимому, старик был убежден, что в этом месте он никак не сможет найти того, что ищет.

Он старательно понукал караваны, которые разгружали свои товары у яффских ворот, порой садился возле гостиниц и пытливо вглядывался в лица иностранцев. Когда же была проведена железная дорога между Яффой и Иерусалимом, этот человек почти ежедневно отправлялся на вокзал. Он посещал на дому патриархов и епископов, и каждую пятницу приходил к стене Плача, где иудеи прижимают свои лица к холодным камням и оплакивают дворец, который был уничтожен: стены, которые были разрушены, могущество, которое исчезло, пророков, сошедших в могилу, священнослужителей, потерявших веру и царей, презревших Всемогущего.

В один очень жаркий августовский день крестоносец вышел из Дамасских ворот и шел по пустынной, голой местности, окружающей жилище гордонистов. Плетясь по краю дороги, он увидел длинный ряд повозок, ехавших к зданию колонии со стороны вокзала. В повозках сидели люди с бородатыми, серьезными лицами. Почти все они были некрасивы: у них были светлые рыжеватые волосы, тяжелые набрякшие веки и выдающаяся вперед нижняя губа.

Когда эти люди поравнялись с крестоносцем, он сделал то же самое, что и всегда, когда в Иерусалим въезжали новые пилигримы. Он прислонил крест к плечу, лицо его озарилось надеждой и он воздел руки к небу»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по
1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

«Когда проезжавшие мимо увидели его с крестом на плечах, они вздрогнули, но не от изумления. Казалось, они ожидали увидеть именно это при въезде в Иерусалим.

Многие поднялись, охваченные глубоким чувством сострадания. Они протягивали руки, и, казалось, готовы были сойти с повозок и помочь старику нести его тяжелую ношу.

Некоторые из колонистов, живущих в Иерусалиме, сказали вновь прибывшим:

— Это просто несчастный сумасшедший, который блуждает так целые дни. Он воображает, что носит крест Господень и что обречен его носить, пока не встретит человека, который возьмет и понесет за него крест.

Вновь прибывшие оглянулись на странного путника. И пока они его видели, он стоял с поднятыми руками и видом невыразимого восторга.

В этот день старого крестоносца видели в Иерусалиме в последний раз. Напрасно ожидали его на следующий день прокаженные, лежавшие у городских ворот. Он не тревожил больше скорбящих на кладбище, не утруждал больше привратника при доме Каиафы, а благочестивым сестрам Сионского монастыря не приходилось больше подавать ему хлеб. Напрасно ждал турецкий привратник при церкви Святого Гроба, что старик придет и снова обратится в бегство, а добродушные водоносы удивлялись, не встречая его больше на многолюдных улицах.

Несчастный безумец не появлялся больше в Святом городе, и никто не знал, умер ли он в своей пещере на Масличной горе или вернулся на свою далекую отчизну. Знали только одно: он не носит больше свою тяжелую ношу.

На следующее утро после прибытия крестьян из Далекарлии гордонисты нашли на пороге своего дома тяжелый деревянный крест»

1909: Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по

Словом город, как город, только священный…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Частенько сталкиваюсь в литературе (и в жизни тоже) с двойственным чувством любви-ненависти. Сама я на него неспособна (как, впрочем, и на любовь, и на ненависть в чистом, незамутненном виде). Если мне кого не надо, то мне его не надо ни в какой форме: ни в форме всеми признанной ...
В Ведах сказано, что мир – иллюзия, чем ниже мир, тем иллюзия плотнее. Но для человека этот мир – реальность, а вот мир богов – иллюзия. Потому что эта грубая, плотная иллюзия нам доступна в восприятии, а та, более тонкая – призрачна. Мы и в грубой-то ещё не разобрались, но форсируем ...
"Но ведь мы спаслись, нас подобрали, а потом мы стали людьми второго сорта. Я не хочу больше быть гражданином РФ", -- вдруг официально сказала она. И это было чуть громче, чем все монотонное и ужасное, что она говорила до этого. ... Я слушала женщину ...
Испанский исторический сериал, французская драма и якутский фолк-хоррор. Рассказываем о главных премьерах недели в Okko. Кадр из фильма «Двойной обман Мадлен Коллинз», реж. Антуан Барро ...
В ответ на регулярные замечания о чистоте моей клавиатуры, я заявлял, что я скорее новую куплю, чем помою старую (хотя на заре ее пребывания у меня я ее разочек вымыл). Но благодаря собственной удачливости, удалось убить двух зайцев - помыть ...