1881. Карл Родбертус-Ягецов и его экономические исследования
krummi_svaf — 10.08.2025
Следующая серия постов будет направлена на обширную статью Н.И. Зибера «Карл Родбертус-Ягецов и его экономические исследования», опубликованную в 1, 2 и 3 номерах «Юридического вестника» за 1881 год. Это –первая публикация о Родбертусе в русской экономической литературе. Последовавшие статьи Плеханова выйдут в 1882-1883, а Каутского – в 1884-1886. Рассмотрим же, кем был этот позабытый экономист и политик, и что сподвигло Николая Ивановича на обширный труд о нем.
Иоганн Карл Родбертус-Ягецов родился 12 августа 1805 года в Грайсфвальде, его отец был профессором римского права и шведским советником юстиции. В 1809 семья переехала в Мезериц – наследственное поместье матери в Мекленбург-Стрелице. Юный Карл изучал право в Геттингене и Берлине, после окончания обучения зимой 1827-27 получив место в земском городском суде Альт-Бранденбурга. В начале 1830 он назначается на правительственную должность в Оппельне, но события во Франции и Польше побуждают его сменить право на политическую экономию, бросить госслужбу и отправиться в путешествие по Европе.
Вернувшись в 1834 году, в 1836-м покупает имение Ягецов, присоединив название к фамилии. Свое кредо Родбертус сформировал уже в 1837 году, в неопубликованной при жизни работе «Требования рабочих классов» показывающей, как при росте производительности труда доля заработной платы непрерывно падает, а рента и процент на капитал растут, оставляя рабочему классу меньше и приводя его к нищете, неравенству и несвободе.
Он выбирает карьеру политика. В 1841 как депутат от Демминского округа Родбертус участвует в комиссии, разрабатывающей новые правила регулирования землевладения в Померании. В 1842 он публикует книгу «К познанию нашего государственно-хозяйственного строя», также известную как 5 теорем Родбертуса, объединявших трудовую теорию стоимости с теорией ренты, как на землю, так и на капитал.
В феврале 1848 он участвовал в «профессорском парламенте» на стороне реформистов, но его стремление к компромиссу и поступательному развитию, устраняющему неравенство и антагонизм социальных отношений, оттолкнули от него соратников. В мае того же года избирается от округа Уседом-Волин, и при формировании правительства Ауэрсвальда-Ганземанна 25 июня принимает портфель министра исповедания и народного просвещения. Министром он пробыл всего пару недель, у правых его идеи также не встретили понимания. В 1849 году после роспуска национального собрания Родбертус отказывается от дальнейшего участия в публичной политике, занявшись управлением имением и писательским творчеством в области истории народного хозяйства и экономики античности. Наиболее полное изложение его взглядов содержится в четырех «Социальных письмах к фон Кирхману», ставших экономическим и политическим завещанием «померанского помещика».
Родбертус получает репутацию монархиста, консерватора и националиста, но важнейшим условием прогресса для него была эволюция, а не революция, для чего необходимо повышать долю рабочих в национальном доходе, и неважно, какими политическим инструментами придется воспользоваться. Этих взглядов он и придерживался всю жизнь, невзирая на мнение как консерваторов, так и прогрессистов, критикуемый и замалчиваемый обеими сторонами.
Отношение к нему постепенно меняется по мере роста популярности социалистических идей, но разочарованный в молодости итогами революции 1848-1849, Родбертус счел свои политические цели полностью достигнутыми после завершения австро-прусской войны и введения Бисмарком избирательного права в 1871 году и отказался от любых связей с оппозицией. Последние годы жизни он тяжело болел, и умер 6 декабря 1875 года. Как пишет Зибер во вступлении к своему обзору:
Нужно было умереть Родбертусу, чтобы в немецких экономических журналах стали появляться изолированные сочувственные отзывы о его теоретической деятельности и робкие порицания немецким ученым за их почти пренебрежительное отношение к одному из первоклассных представителей отечественной экономической науки.
По иронии судьбы Родбертусу, отдалившемуся от политики, приписывали чуть ли не основание бисмарковского «государственного социализма», использование его работ для критики марксизма привело к тому, что в советской истории экономической мысли от всего творчества Родбертуса-Ягецова остался лишь упрек в адрес Маркса, высказанный в двух частных письмах, опубликованных уже после смерти, и яростные возражения на это Энгельса в предисловии к «Нищете философии:
…в этих обвинениях он позволяет себе увлечься до клеветы, объяснимой лишь раздражительностью непризнанного гения и его замечательным незнанием всего, совершающегося вне Пруссии, в особенности же социалистической и экономической литературы чужих стран.
и, более последовательно – в предисловии к второму тому «Капитала»:
О всех этих обвинениях в плагиате Маркс никогда ничего не знал. …на это место, касающееся «ограбления», мое внимание обратил только в 1884 г. сам доктор Мейер. Напротив, письмо № 48 Маркс знал, г-н Мейер был так любезен, что подарил оригинал младшей дочери Маркса. Маркс, до слуха которого, конечно дошел таинственный шепот о тайных источниках его критики, которые следует искать у Родбертуса, показывал мне это письмо, причем заметил, что в нем он имеет, наконец, аутентичное свидетельство о том, на что именно претендует сам Родбертус, если он не утверждает ничего более, то для него, Маркса, эти утверждения совсем безразличны, а если Родбертус считает свое собственное изложение более кратким и ясным, то он может оставить его при этом удовольствии. Он действительно полагал, что этим письмом Родбертуса все дело исчерпано.
Маркс тем более мог так думать, что, как я точно знаю, вся литературная деятельность Родбертуса оставалась неизвестной Марксу до 1859 г., когда его собственная критика политической экономии была готова не только в основных чертах, но и в важнейших подробностях.
Интерес, внезапно вспыхнувший к идеям Родбертуса уже после его смерти, по словам Плеханова, опубликовавшего свою «Экономическую теорию Карла Родбертуса-Ягецова» в Отечественных Записках в 1882-1883, объяснялся просто:
Он являлся противоядием, весьма полезным для рабочих, зараженных «лжеучениями» Маркса. Окончательного излечения теории Родбертуса, конечно, принести им не могли, потому что в сравнении с «любезно-верными» бисмарковскому режиму катедер-социалистами Родбертус все-таки, говоря его собственными словами, являлся «черной еретической душою». Но упомянутый выше консерватизм Родбертуса, считавшего вредной всякую политическую самостоятельность рабочего класса, делал его гораздо менее опасным для буржуазии, чем Маркса и его последователей…
Таким образом, Родбертус являлся меньшим из двух почти неизбежных в настоящее время на Западе зол.
Ротбертус, как и Маркс, параллельно и независимо от последнего, в исследованиях опирался на теорию Рикардо, хотя Шумпетер в «Истории экономического анализа» и отдает Марксу предпочтение в развитии рикардианских идей. Для Зибера знакомство с трудами Родбертуса, скорее всего, также было внове. Когда писалась книга «Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях» он еще не был широко известен, и тем больший интерес для Зибера представляет взгляд на привычные ему экономические идеи с независимой стороны.
Напоследок – краткое содержание по аннотациям в журнале:
Часть 1. Учение Родбертуса о причинах кризисов и пауперизма. – Ошибочный метод экономистов. – План изучения экономических явлений, предлагаемых Родбертусом.
Часть 2. Заработная плата, рента и прибыль суть социальные факты и понятия. – Рента покоится на двух предположениях, экономическом и юридическом. – Разделение ренты на составные части. – Понятие о меновой ценности. – Общее понятие о деньгах и о денежных функциях. – Тяготение рыночной ценности к стоимости произведений. – Условия, определяющие высоту заработной платы. – Покупная сила, находящаяся в руках у рабочего населения, не догоняет производительности труда. – Кризисы и пауперизм.
Часть 3. Общие достоинства исследований Родбертуса. – Разграничение общественно-экономической и частно-экономической точек зрения. – Чрезмерные обобщения. – Оценка учения о кризисах. – Несколько замечаний по поводу учения о меновой ценности и о разделении труда. – Оценка значения, придаваемого автором праву.
Часть 4. Экономическое благо составляет результат труда – Разделение труда не изменяет этой истины. – Но она затемняется а) неверными представлениями о капитале, который сравнивается с запасом в изолированном хозяйстве и к которому неправильно причисляется также и заработная плата, и б) смешением общественно-экономического факта – стоимости товара с частно-хозяйственным – издержками предпринимателя. – Земледелие и фабрики совместно производят все три отрасли дохода. – Различные теории происхождения чистого дохода. – Теория Родбертуса.
Часть 5. Оценка проводимого Родбертусом начала труда. – Различие, устанавливаемое им между капиталом и запасом орудий в изолированном хозяйстве. – Входит ли заработная плата в предварительный запас. – Заработная плата входит в состав капитала. – Оценки остальных частей учения Родбертуса, изложенных в предыдущей главе.
Часть 6. Общественно-экономическое значение разделения труда. – Условия разделения труда: формальные и материальные. – Деньги как орудие ликвидации. – Деньги как суррогат мерила ценности. – Деньги должны обозначать ценность и давать гарантию в ее существовании. – Первоначальными деньгами были не драгоценные металлы, а другой товар. – Условия введения драгоценных металлов как товара и как денег. – В настоящее время драгоценные металлы суть деньги. – В качестве денег они могут быть заменены простыми знаками, написанными на труд.
Часть 7. Оценка учения об общественно-экономической стороне разделения труда. – Замечания по поводу учения о происхождении и развитии денег. – Ошибка Родбертуса по вопросу о денежных знаках.
Часть 8. Способ подразделения ренты вообще на ренту поземельную и на ренту с капитала. Смена натурального хозяйства денежным. – Разделение собственности между землевладельцем и капиталистом. – Особый способ возникновения поземельной ренты в отличие от прибыли. – Сравнительное возвышение производительности труда в Европе – в земледелии и в обрабатывающей промышленности. – Изложение и опровержение теории ренты Рикардо. – Основания народно-хозяйственные, сельскохозяйственные и статистические.
Часть 9. Оценка и опровержение теории ренты Родбертуса во всем, что заключается в ней неверного, и восстановление опровергаемого Родбертусом научного значения теории ренты Рикардо. – Заключение.
|
|
</> |
Про жрачку.
Водонапорная башня
Требовал перевода культурной среды РФ в «патриотическую плоскость»
Как похорошел Питер при новых ценах на парковку...
Гибель транспорта «Унгвар»
Встреча с Другим как чудо
Бельгийский художник-анималист Карл Брендерс (Carl Brenders). Мир дикой

