1801: в Санкт-Петербурге заложен Казанский собор
cand_orel — 08.09.2024Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
После смерти М. И. Кутузова в 1813 году и М. Б. Барклая-де-Толли в 1818 году император Александр I повелел увековечить их установкой памятников перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, для чего издал царский рескрипт от 23 сентября 1818 г.
В 1829 году император Николай I во исполнение воли брата организовал конкурс на создание памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, в котором приняли участие вернувшиеся из Рима скульпторы Борис Иванович Орловский и Самуил Иванович Гальберг. Выбор пал на эскиз Б. И. Орловского, и он в январе 1830 года начал работу над памятниками.
Под руководством архитектора К. А. Тона памятники были установлены на свои постаменты: 30 мая 1837 года — фигура М. И. Кутузова, 15 июня 1837 года — фигура М. Б. Барклая-де-Толли.
Канал Грибоедова (слева):
Дом компании «Зингер», «Дом книги» (напротив):
Император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который был бы похож на главный храм католического мира — собором Святого Петра в Ватикане.
В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие многие архитекторы. В итоге ни один представленный проект не был утверждён.
Через год граф Александр Строганов, бывший в 1800—1811 годах президентом Императорской Академии художеств и куратором строительства, сумел добиться, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному, тогда ещё молодому и неопытному Андрею Воронихину. Проект Воронихина получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Казанский собор, как рассчитывал Строганов, должен был прославить и его имя, как имя президента Академии художеств.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 год в присутствии императора Александра I. В подчинении Воронихина на сооружении собора работала большая группа помощников. Трудности проектирования и строительства большого собора на мало подходящем участке близ Невского проспекта и Екатерининского канала вынудили Совет академии создать строительную комиссию, которая привлекала в качестве эксперта и помощника по исправлению недостатков проекта опытного зодчего Ивана Старова. Колоннада «в виде раскинутых рук» (in forma di mani tese), созданная Джованни Бернини для римской площади Святого Петра (1656—1667), безусловно, нашла отражение в проекте Воронихина, но не буквальным образом. Решая поставленную задачу, Воронихин, возможно, использовал какие-то проекты Баженова, в том числе для Гатчины. На одном из рисунков Баженова из альбома Фёдора Каржавина, его помощника и друга, «паперть для храма» почти полностью совпадает с северным портиком воронихинского собора. Весьма вероятно, что и «прозрачные колоннады» Чарлза Камерона и Пьетро Гонзаго в Павловске могли оказать влияние на разработку проекта.
Вопрос о композиционном прототипе Казанского собора остаётся неясным. Вопреки изначальному заданию, петербургский храм мало похож на собор Святого Петра в Риме. Сам Воронихин в качестве прототипов своей композиции называл собор Святого Павла в Лондоне, церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, базилику Сан-Марко в Венеции, церковь Святой Женевьевы (Пантеон) в Париже.
Основная сложность состояла в том, что по церковному канону главный фасад и вход в храм должны находиться на западной стороне, а условия плана — обращённость будущей постройки к центральной магистрали города, Невскому проспекту, требовали раскрытия композиции на север. Воронихин разрешил эту проблему, оформив площадь, выходящую на Невский проспект, полуциркульной колоннадой коринфского ордера: 96 поставленных в четыре ряда колонн из пудожского травертина (в Риме в четыре ряда установлены 284 травертиновых колонны).
Порталы проездов историки архитектуры соотносят с символическими «ветхозаветными вратами». Колоннада, как преддверие новозаветного храма, схожа и с ватиканской, и с парижским проектом Бернини для восточного фасада Лувра.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор Андрей Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,7 млн рублей. Собор был построен в стиле русского классицизма. 15 (27) сентября 1811 года в присутствии императора Александра I митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь. Отделочные работы в новом храме заняли четыре года.
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. В 1813 году в левом приделе собора был захоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над гробницей Кутузова поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородином в 1812 году.
До конца 1829 года продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран.
Иконы для иконостаса собора писали академики живописи императорской Академии художеств: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюллов, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие. Многие из них ныне хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иконы Царских врат написал В. Л. Боровиковский. Чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен новой ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.
В 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона новый иконостас был облицован листовым серебром из взятых казаками донского атамана М. И. Платова обратно у французов похищенных церковных ценностей. Через 30 лет серебром были облицованы иконостасы северного и южного приделов.
Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию иконописных образов и стенной росписи, — в 1862—1865 годах. Снаружи, на выступе апсиды имелся большой список Казанской иконы, созданный в 1865 году И. А. Тюриным. Образ был воссоздан В. Г. Корбаном в 2005 году.
Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после Октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). 4 марта 1897 года у Казанского собора происходила студенческая антиправительственная демонстрация.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали композитора Петра Ильича Чайковского.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (первый раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.
18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Был уничтожен уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно.
В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Первая Божественная литургия в Казанском соборе после перерыва была совершена 4 ноября 1990 года в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. В июне 1989 года из запасников Музея истории религии и атеизма, занимавшего здание Казанского собора, были переданы Русской православной церкви мощи святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года — мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
В конце 1990 года в Музее были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, а в феврале 1991 года — мощи святителя Иоасафа Белгородского. Также Музей передал Церкви мощехранительные иконы разных святых.
С 1991 года собор находился в совместном использовании Музея истории религии и атеизма и Ленинградской епархии. Регулярные богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел.
30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем и были украшены рельефами и статуями. Рельефы были выполнены мастерами ампира: И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, статуи — И. П. Мартосом, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским.
Ещё одно важное произведение собора — северные ворота собора, выполненные из бронзы по образцу «Райских врат» флорентийского баптистерия, созданных Лоренцо Гиберти в XV веке. Их отливка и чеканка была осуществлена после окончания строительства Казанского собора.
В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского (работа С. С. Пименова), Иоанна Крестителя (работа И. П. Мартоса) и апостола Андрея Первозванного (работа В. И. Демут-Малиновского).
Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем.
Интерьер Казанского собора представляет собой величественный 3-нефный колонный зал (длина главного нефа 69 м), содержащей рядами 56 колонн из розового финского гранита с золочёными капителями коринфского ордера.
Из барельефов в интерьере сохранилось всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили в 1814 году. Иконостас по проекту К. А. Тона был воссоздан в начале 2000-х годов.
Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Большинство авторов считает, что эта икона является списком с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году.
Существует предположение, что она написана по заказу Прасковьи Феодоровны (1664―1723), вдовы царя Иоанна V Алексеевича и привезена её в Санкт-Петербург по повелению Петра I в 1708 или 1710 годах. Исходя из донесения в 1727 году в Синод священника Рождественской церкви на Петербургской стороне Иоанна Стефанова, этот «образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженной памяти царицей и великой княгиней Прасковьей Феодоровной и от нас немалым иждивением».
По мнению священника и историка Николая Романовского (XIX―XX век) выражение «вновь написан» следует понимать как «вновь переписан», или полностью реставрирован. В этом случае, по мнению доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии Владимира Некрасова (1892—1987), написание этой иконы может относится к концу XVI или XVII веку.
С 1811 года икона находилась в Казанском соборе. После его закрытия в 1932 году икону удалось спасти и после пребывания в других храмах города в конце 1930-х годов её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. В 2001 году икону вернули в Казанский собор и установили слева от Царских врат. В 1861 году в собор пожертвована риза для иконы Антония и Феодосия в левом приделе, работы Верховцева.
Другие почитаемые святыни собора (по состоянию на 2006 год):
— частица Гроба Господня. Находится в Рождественско-Богородицком приделе собора в Распятии под ногами Спасителя. Справа от этой святыни киот с частью Дуба из Мамврийской рощи.
— ковчег с частицей Животворящего Древа, мощами праведного Лазаря, епископа Китийского, преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобного Иосифа Волоцкого, святителя Димитрия Ростовского, святителя Агафангела Ярославского, священномученика Константина Богородицкого, преподобного Варлаама Серпуховского.
Почитаемые образы, ранее находящееся в соборе:
— икона Спасителя в иконостасе;
— иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
— Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;
— икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.
Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1813 году Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, выполнили по проекту Андрея Воронихина.
В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осм