Музыка. Moby Grape
cand_orel — 08.09.2024

Moby Grape — американская рок-группа, основанная в 1966 году. Являясь частью психоделической музыкальной сцены Сан-Франциско, группа объединила элементы рок-н-ролла, фолк-музыки, поп-музыки, блюза и кантри. Они были одной из немногих групп, все участники которой были ведущими вокалистами и авторами песен. Первая инкарнация группы закончилась в 1969 году, отчасти из-за того, что участники Боб Мосли и Скип Спенс страдали психическими заболеваниями. Впоследствии группа неоднократно реформировалась и продолжает время от времени выступать.
Успех Moby Grape сопровождался многолетними юридическими спорами с их бывшим менеджером Мэтью Кацем. Юридические трудности возникли вскоре после образования группы, когда Кац настоял на том, чтобы ему принадлежало название группы. Спор с Кацем обострился после того, как в 1973 году права участников группы на их песни были аннулированы в результате мирового соглашения, заключенного без их ведома.
Как описал Джефф Тамаркин, "Сага The Grape - это история о растраченном потенциале, абсурдно ошибочных решениях, невезении, грубых ошибках и мучительном горе, и все это под музыку величайших рок-н-ролльщиков, когда-либо выходивших из Сан-Франциско. У Moby Grape могло быть все, но в итоге они остались ни с чем, даже еще меньше".
Группа была образована в сентябре 1966 года в Сан-Франциско по инициативе Скипа Спенса и Мэтью Каца. Оба ранее были связаны с Jefferson Airplane, Спенс был первым барабанщиком группы, игравшим на их первом альбоме Jefferson Airplane Takes Off, а Кац - менеджером группы, но группа уволила их обоих. Кац посоветовал Спенсу создать группу, похожую на Jefferson Airplane, с разнообразными песнями и вокальными работами нескольких участников группы, а также с Кацем в качестве менеджера. По словам участника группы Питера Льюиса, "Мэттью (Кац) привнес в группу дух конфликта. Он не хотел, чтобы это было равноправное партнерство. Он хотел всего этого". В то время различные участники группы были в долгу перед Кацем, который оплачивал квартиры и различные расходы на проживание до выхода первого альбома группы. Несмотря на возражения, члены группы подписали соглашение, не обращаясь за юридической консультацией к сторонним юристам, отчасти полагая, что без этого они не получат дальнейшей финансовой поддержки от Каца. Нил Янг, в то время работавший в Buffalo Springfield, находился в это время в комнате и не поднимал головы, играя на гитаре и ничего не говоря. По словам Питера Льюиса, "Я думаю, Нил уже тогда знал, что это конец. Мы купились на этот процесс, о котором нам следовало бы знать заранее, прежде чем соглашаться".
Название группы, выбранное Бобом Мосли и Спенсом, взято из анекдота "Что такое большое и фиолетовое и живет в океане?". К гитаристу (и сыну актрисы Лоретты Янг) присоединились ведущий гитарист Джерри Миллер и барабанщик Дон Стивенсон (оба ранее были из The Frantics, первоначально базировавшихся в Сиэтле). Питер Льюис (из the Cornells), басист Боб Мосли (из the Misfits, базирующихся в Сан-Диего) и Спенс, который теперь играет на гитаре вместо барабанов. Миллер и Стивенсон перевезли Frantics из Сиэтла в Сан-Франциско после встречи с Джерри Гарсией в 1965 году, когда они играли с Warlocks в баре в Белмонте, Калифорния. Гарсия уговорил их переехать в Сан-Франциско. Как только Frantics обосновались в Сан-Франциско, Мосли присоединился к группе.
В то время как Миллер был основным соло-гитаристом, все три гитариста играли ведущую роль в разное время, часто подыгрывая друг другу, что ассоциировалось у Moby Grape с "crosstalk". Другой крупной группой с тремя гитарами в то время была Buffalo Springfield. Джеффри Парр описал музыку Moby Grape следующим образом: "Ни одна рок-н-ролльная группа не смогла использовать гитарное трио так эффективно, как Moby Grape в Moby Grape. Спенс играл на характерной ритм-гитаре, которая действительно бросается в глаза на протяжении всего альбома. Льюис, между тем, в целом был очень хорошим гитаристом и превосходно играл пальцами, что видно по нескольким песням. И еще есть Миллер. То, как они создавали свои партии и играли вместе на Moby Grape, не похоже ни на что другое, что я когда-либо слышал в своей жизни. Гитары - это как звуковой коллаж, который имеет абсолютный смысл".
Все участники группы написали песни и исполнили соло- и бэк-вокал для своего дебютного альбома Moby Grape (1967). Мосли, Льюис и Спенс, как правило, писали в одиночку, в то время как Миллер и Стивенсон, как правило, писали вместе. В 2003 году Moby Grape занял 121-е место в рейтинге Rolling Stone "500 величайших альбомов всех времен". Известный рок-критик Роберт Кристгау назвал его одним из 40 "Главных альбомов 1967 года". В 2008 году песня Спенса "Omaha" с первого альбома Moby Grape заняла 95-е место в списке "100 величайших гитарных песен всех времен" по версии журнала Rolling Stone. Песня была описана следующим образом: "На своем лучшем сингле Джерри Миллер, Питер Льюис и Скип Спенс соревнуются в гитарной битве втроем в течение двух с четвертью минут, каждый из них рассматривает песню Спенса с разных сторон, и никто не уступает никому другому".
В качестве маркетингового трюка Columbia Records немедленно выпустила сразу пять синглов, и группа была воспринята как чрезмерно раскрученная. Это было в период, когда основные звукозаписывающие лейблы активно продвигали то, что тогда считалось контркультурными музыкальными жанрами. Пластинка была высоко оценена критиками и имела довольно большой коммерческий успех, так как The Move включили песню "Hey Grandma" (композиция Миллера-Стивенсона) в их одноименный первый альбом. Совсем недавно песня "Hey Grandma" была включена в саундтрек к фильму 2005 года "The Interpreter" с Шоном Пенном и Николь Кидман, а в 2009 году была перепета группой Black Crowes на Warpaint Live. "Omaha" Спенса был единственным из пяти синглов, попавших в чарты, достигнув 88–й строчки в США в 1967 году и 87-й в Канаде. Песня Миллера-Стивенсона "8:05" стала стандартом кантри-рока (ее перепели Роберт Плант, Гай Берладж и другие).
Одним из первых крупных выступлений Moby Grape на сцене был "Mantra-Rock Dance" — музыкальное мероприятие, состоявшееся 29 января 1967 года в бальном зале "Авалон" при храме Харе Кришна в Сан-Франциско. На мероприятии Moby Grape выступил вместе с Бхактиведантой Свами, основателем Международного общества сознания Кришны, поэтом-битником Алленом Гинзбергом, рок-группами Grateful Dead и Big Brother, а также холдинговой компанией, пожертвовавшей средства храму. Группа появилась на фестивале Monterey Pop 17 июня 1967 года. Из-за юридических и управленческих разногласий группа не была включена в фильм "Monterey Pop", снятый Д.А. Пеннебейкером. Записи и фильм Moby Grape в Монтерее остаются неизданными, предположительно, из-за того, что Кац потребовал миллион долларов за права. По словам Льюиса, "[Кац] сказал Лу Адлеру, что они должны заплатить нам миллион долларов, чтобы снять нас на поп-фестивале в Монтерее. Так что вместо того, чтобы поставить нас в субботу вечером прямо перед выступлением Отиса Реддинга, они поставили нас на закате в пятницу, когда в заведении никого не было".
Кадры из фильма "Moby Grape" были показаны в 2007 году в рамках празднования 40-летия фильма. Миллер вспоминает, что Лоре Найро предложили Moby Grape выступать перед Реддингом, но получилост так, "потому что все спорили. Никто не хотел играть первым, и я сказал, что меня это вполне устроит". В дополнение к негативной маркетинговой реакции у участников группы возникли проблемы с законом из-за обвинений (позже снятых) в общении с несовершеннолетними девушками, а отношения группы с их менеджером быстро ухудшились.
Второй альбом, Wow/Grape Jam, выпущенный в 1968 году, в целом был воспринят критиками как коммерческое разочарование, несмотря на то, что альбом занял 20-ю строчку в чарте Billboard Pop Albums, отчасти из-за специальной упаковки двойного альбома по низкой цене. В альбом вошел трек "Just Like Gene Autry, a Foxtrot", дань уважения эпохе биг-бэндов, который был записан так, чтобы его можно было воспроизвести должным образом только на скорости 78 оборотов в минуту. Пластинка Grape Jam была одним из свободных импровизированных студийных джемов с привлечением сторонних музыкантов. Также в 1968 году группа внесла свой вклад в саундтрек к фильму "The Sweet Ride" и появилась в фильме в титрах.
Группа также была представлена широкому кругу британских слушателей в 1968 году благодаря включению песни "Can't Be So Bad" с альбома Wow в сэмпл-альбом The Rock Machine Turns You On (CBS).
Но на фоне этого успеха в группе наступили трудные времена, когда один из основателей группы Спенс начал злоупотреблять ЛСД, что привело к его все более странному поведению. По словам Миллера: "Скиппи радикально изменился, когда мы переехали в Нью-Йорк. Там были люди (с которыми он познакомился), которые употребляли более тяжелые наркотики и вели более жесткий образ жизни, и еще кое-что очень странное. И вот он как бы улетел с этими людьми. Скиппи как бы исчез на некоторое время. Когда мы увидели его в следующий раз, он уже сбрил бороду и был одет в черную кожаную куртку с выпяченной грудью, увешанную цепями, и просто потел, как чертов сукин сын. Я не знаю, за что, черт возьми, он ухватился, чувак, но это его просто подкосило. И следующее, что я помню, это как он выломал топором мою дверь в отеле "Альберт". В приемной сказали, что этот сумасшедший парень приставил топор к голове швейцара". После заключения в печально известной тюрьме Томбс в Нью-Йорке Спенс был помещен в нью-йоркскую больницу Бельвью, где он провел шесть месяцев под наблюдением психиатра.
Вспоминая это непростое для Спенса время, Льюис сказал: "Нам пришлось записывать (альбом) в Нью-Йорке, потому что продюсер (Дэвид Рубинсон) хотел быть со своей семьей. Поэтому нам пришлось оставить наши семьи и проводить месяцы в гостиничных номерах Нью-Йорка. В конце концов я просто уволился и вернулся в Калифорнию. Через пару дней мне позвонили. Они отыграли концерт в Филлмор-Ист без меня, а Скиппи после этого сбежал с какой-то чернокожей ведьмой, которая напичкала его кислотой. Это было как в той сцене из фильма "The Doors". Он думал, что он антихрист. Он пытался вырубить дверь гостиничного номера пожарным топором, чтобы убить Дона [Стивенсона] и спасти его от самого себя. Он поднялся на 52-й этаж здания CBS, где им пришлось повалить его на землю. И Рубинсон выдвинул против него обвинения. Его перевезли в The Tombs (а затем в Bellevue), и там он написал Oar. Когда он вышел оттуда, он записал этот альбом в Нэшвилле. И это стало концом его карьеры. В течение шести месяцев ему кололи торазин. Они просто выводят вас из игры".
После вынужденного ухода Спенса оставшиеся четверо участников продолжали записываться в течение всего 1968 года и выпустили альбом Moby Grape '69 в январе 1969 года. Песня Спенса "Seeing" (также известная как "Skip's Song") была дописана вчетвером, и это один из самых ярких моментов. Несмотря на совместные усилия по завершению работы над песней, авторство осталось исключительно за Спенсом. После тура по Великобритании и Нидерландам в составе четырех человек в феврале 1969 года Боб Мосли покинул группу, шокировав остальных участников тем, что вступил в морскую пехоту. Оставшиеся трое выпустили свой последний альбом для Columbia, Truly Fine Citizen, в конце 1969 года, а сессионный басист Боб Мур заменил ушедшего Мозли во время сессий над альбомом. "Truly Fine Citizen" станет последней работой группы перед ее первоначальным распадом.
Затем Миллер и Стивенсон сформировали группу Rhythm Dukes, к которой позже присоединился Билл Чамплин. В период с 1969 по 1971 год группа добилась определенного успеха в качестве второстепенной группы и записала один альбом, который был выпущен только в 2005 году.
В 1971 году первоначальные пять участников воссоединились и вместе со скрипачом Гордоном Стивенсом записали альбом 20 Granite Creek для Reprise Records. Группа дала несколько концертов в поддержку альбома, в первую очередь в последние дни существования Fillmore East перед уходом Спенса и распадом группы. Современники описывали эти концерты как катастрофические, и циркулирующие записи мало что могут противопоставить этой оценке. Однако эти концерты заслуживают внимания благодаря тому, что в них был использован оригинальный материал, которого не было на самих альбомах. Мосли записал песни "When You're Down The Road" и "Just A Woman", Льюис - "There Is No Reason", а Спенс взял с собой песню под названием "We Don't Know Now" и "Sailing", песня, которая была практически забыта, пока Спенс не исполнил ее вместе с Moby Grape на концерте 1996 года недалеко от дома Спенса в Санта-Крусе, Калифорния, в ночном клубе Palookaville. Они также исполнили песни, записанные для 20 Granite Creek. На концерте в Fillmore East Мосли исполнил "Ode To The Man At The End Of The Bar" в исполнении а капелла.
После ухода Спенса и последовавшего за этим распада группы, в последующие годы группа несколько раз реформировалась, в ее составе были различные сочетания участников. В 1973 году Льюис, Миллер и Мосли реформировали группу для нескольких концертов; гитарист Джефф Блэкберн и барабанщик Джонни Кравиотто заняли места, освобожденные Спенсом и Стивенсоном. После окончания концертов в 1975 году к Миллеру, Мосли и Кравиотто присоединился Майкл Биен (позже The Call) под названием Fine Wine, и они записали альбом под тем же названием на лейбле Polydor Records в Германии в 1976 году. После окончания Fine Wine, Мосли и Кравиотто присоединились к Майклу Биену, а Кравиотто присоединился к Джеффу Блэкберну и Нилу Янгу, чтобы сформировать группу The Ducks, которая играла в Санта-Крусе и его окрестностях в 1977 году и была популярна в течение недолгой жизни группы; в то время как Миллер и Биен создали оригинальную группу Haze, также возникшую в Санта-Крусе, прежде чем присоединиться к Льюису и Спенсу в очередной реформации Moby Grape; на этот раз к ним присоединились клавишник/саксофонист Корнелиус Бампус, барабанщики Джон Оксендайн и Дэниел Спенсер, а также басист Крис Пауэлл. В 1978 году группа выпустила концертный альбом Grape на лейбле Escape Records, а затем снова распалась в 1979.
В 1980-е годы группа дважды реформировалась: сначала в 1983 году в составе Льюиса, Миллера, Мосли и Стивенсона, которые выпустили альбом Moby Grape '84, а затем распались в 1984 году. Затем, в феврале 1987 года, полный оригинальный состав Moby Grape, а также It's a Beautiful Day, Fraternity of Man и Strawberry Alarm Clock собрались вместе на пару концертов. Они исполнили свои дебютные песни "Hey, Grandma", "Naked, If I Want To", "Omaha", "Fall on You" и "8:05", среди прочих, перед поклонниками в Marin Civic и DeAnza College в Купертино. После этих концертов Спенс покинул группу (в последний раз), и его место в группе занял Дэн Абернати для записи и гастролей.
Из-за продолжающейся судебной тяжбы между группой и Мэттью Кацем по поводу права собственности на название "Moby Grape" в этот период для выступлений или записи использовались другие названия, в том числе Mosley Grape, Legendary Grape, Maby Grope, ранее использовавшееся Fine Wine, и The Melvilles. Это привело к тому, что Legendary Grape 1989 года был признан некоторыми как запись Melvilles, хотя первоначально он был выпущен только на кассете Moby Grape, в конечном итоге кассету пришлось отозвать из-за давления со стороны юридической команды Каца.; и впоследствии она была переупакована и переиздана как принадлежащая Melvilles. Несмотря на то, что Джерри Миллер, Боб Мосли и Питер Льюис продолжали выпускать сольные пластинки в 1990-х и 2000-х годах, Moby Grape не выпустили ни одного альбома с новым материалом с момента выхода Legendary Grape в 1989 году. Джерри Миллер считает ремастированную и дополненную CD-версию Legendary Grape 2003 года лучшей записью Moby Grape.
Дебютный альбом и Wow/Grape Jam были впервые выпущены на CD в конце 1980-х годов лейблом San Francisco Sound, компанией, принадлежащей их бывшему менеджеру Мэтью Кацу. Эти релизы отличаются посредственным звуком и некачественной упаковкой. Также утверждается, что Moby Grape никогда не получали надлежащей компенсации за записи, выпущенные этим лейблом. Двойной CD-сборник Legacy Recordings 1993 года Vintage: The Very Best of Moby Grape включает в себя весь их первый альбом и большую часть Moby Grape '69, избранные треки с альбомов Wow и Truly Fine Citizen, а также студийные записи и альтернативные версии в гораздо лучшем качестве. Этот сборник привлек к группе новое внимание и помог представить их музыку новой аудитории. В 1994 году участники группы подали иск против Мэтью Каца, Columbia Records и материнской компании Sony Music, добиваясь отмены мирового соглашения. Это соглашение, заключенное в 1973 году, означало, что участники группы не будут получать никаких роялти от Vintage.
Группа снова распалась в 1991 году из-за ухудшения эмоционального состояния Боба Мосли, который в конечном итоге остался бездомным в Сан-Диего. Это побудило Льюиса, Миллера и Стивенсона объединиться с Мосли и реформировать группу в 1996 году, чтобы помочь ему решить свои проблемы; из-за проблем со здоровьем Скип Спенс также не смог присоединиться к группе. Спенс жил в интернатном учреждении в Северной Калифорнии, и, несмотря на продолжительный период бездомности и страданий от психических заболеваний, в последние годы его семейной жизни произошли заметные улучшения, прежде чем он умер от рака легких в 1999 году, за два дня до своего 53-летия.
На фоне продолжающегося судебного разбирательства между Moby Grape и Кацем оставшиеся в живых участники группы в 2001 году решили распустить группу еще раз. Наконец, в 2006 году, после трех десятилетий судебных баталий, группа, наконец, вернула себе свое название и впоследствии реформировалась. Как описал в 1998 году Дэвид Лафламм "It's A Beautiful Day", "Да (Moby Grape) так и сделали, в конце концов, они выиграли свое дело. В этом деле и в деле (Джефферсона) Эйрплейн, в обоих случаях судья определил, что (Мэтью Кац) вел бизнес мошенническим и вводящим в заблуждение образом и что на протяжении многих лет он продолжал, что называется, "мутить воду", постоянно увольняя адвокатов, делая отсрочки и что эти решения могли быть приняты много лет назад, но он делал так, чтобы это было невозможно. Теперь они вернули себе права на свои песни и так далее. Слава Богу. Но большую часть денег, которые он заработал, делая с ними то, что он делал со мной, он уже заработал. Вы не можете этого понять. Этого больше нет! Этого больше нет!" Чтобы отпраздновать это событие, в сентябре 2007 года воссоединившиеся Moby Grape выступили перед более чем 40 000 фанатов на праздновании 40-летия Summer of Love в парке "Golden Gate" в Сан-Франциско. В октябре 2007 года лейбл Sundazed Records переиздал первые пять альбомов Moby Grape (с бонус-треками) на CD и виниле. В следующем месяце лейбл был вынужден отозвать пластинки Moby Grape, Wow и Grape Jam с винила и CD из-за нового судебного иска бывшего менеджера Каца. На своем веб-сайте Sundazed заявили, что Sony, у которой Sundazed получили лицензию на эти записи, приказала им отозвать все три альбома. После реюниона Стивенсон покинул группу и практически ушел из музыкальной индустрии. Moby Grape продолжает время от времени выступать, выступая с основными участниками группы Джерри Миллером, Бобом Мосли и Питером Льюисом, а также в таких вариантах, как сын Скипа Спенса Омар (вокал) и сын Джерри Миллера Джозеф (ударные). Новая запись началась в 2009 году, после выхода альбома The Place and the Time, хорошо зарекомендовавшего себя сборника демозаписей, дополнений, альтернативных версий и других неизданных материалов, относящихся к периоду записи группы в 1960-х годах.
В 2018 году вышла подробная биография — What's Big And Purple And Lives In The Ocean?: The Moby Grape Story by Cam Cobb — была опубликована в США и Великобритании издательством Jawbone.
Мэттью Кац скончался 30 сентября 2023 года в возрасте 93 лет.
Гитарист и соучредитель Джерри Миллер скончался 20 июля 2024 года в возрасте 81 года.
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Ещё один сиганул с глинта в Палдиски, присоединившись к уже наверно батальону
Главные мечи в истории человечества
Дайте премию Мира Трампу: хватит ли США шапок, чтобы закидать всех врагов?
Испания. Piornedo
10 выдающихся карикатур Бориса Ефимова. К юбилею мастера
1965 год. Европа о которой мечтали советские обыватели
Из-за листика выглядывает котик от satoimo521
Запечённые яблоки с творогом

