18 марта 1920 года было опубликовано положение ВЦИК «О революционных трибуналах»
von_hoffmann — 18.03.2025

18 марта 1920 года было опубликовано положение ВЦИК «О революционных трибуналах». Согласно одному из наиболее примечательных пунктов этого документа, за ВЧК сохранялось право ссылать в трудовые лагеря на срок до пяти лет даже тех, чья вина не доказана следствием.
ДЕКРЕТ
от 18 марта 1920 года
О РЕВОЛЮЦИОННЫХ ТРИБУНАЛАХ (ПОЛОЖЕНИЕ)
Вводная статья
Во исполнение поручения Февральской Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 7 Созыва Президиум ВЦИК постановил:
1. В целях объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против Рабоче-Крестьянской власти, и устанавливаемого революцией порядка, в видах достижения единства в применении мер чрезвычайной репрессии по делам о таковых деяниях и во изменение декрета о революционных Трибуналах от 12 апреля 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 13, ст. 132) и декрета о революционных Военных Трибуналах от 20 ноября 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 58, ст. 549) устанавливается впредь, в качестве основного закона о Революционных Трибуналах Республики следующее о них Положение.
2. Согласование действующих Положений о Трибуналах Военных, Военно-Железнодорожных, о Трибуналах Штаба Войск Внутренней Охраны и иных Трибуналах, кои могут быть впредь организованы, поскольку о них в законе будет оговорено противное с публикуемым Положением, поручается соответствующим ведомствам.
Положение о Революционных Трибуналах
Ст. 1. Революционные Трибуналы Республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и Комиссиями по борьбе с дезертирством по делам о дезертирах и принятых Трибуналами к своему рассмотрению. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется, в пределах действующих декретов, неограниченное ничем право в определении мер репрессии. Кроме Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, право направления непосредственно дел в трибуналы принадлежит в отдельных случаях Народному Комиссару Юстиции, Народному Комиссару Внутренних Дел, Народному Комиссару Рабоче-Крестьянской Инспекции, местным Губернским Исполнительным Комитетам и Президиумам местных Советов Народных Судей по представлении Народных Судей
Поводом к начатию дел в Трибуналах могут быть, сверх того, всякое заявление граждан или сообщения должностных лиц, административных мест, военных и гражданских судебных властей, явка с повинной, равно как и постановление самого Трибунала, вынесенное им в судебном заседании при рассмотрении иного дела. Трибуналы направляют в этих случаях все поступившие к ним заявления в Чрезвычайные Комиссии для расследования.
Примечание. В изъятие из ст. 1, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины, охранения революционного порядка и борьбы с паразитическими элементами населения, в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за Всероссийской Чрезвычайной Комиссией и Губернскими Чрезвычайными Комиссиями с утверждения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, сохраняется право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше 5-ти лет.
Ст. 2. Ведению Рев.Трибуналов подлежат дела:
1. О контр-революционных деяниях.
2. Дела о крупной спекуляции товарами и предметами, взятыми на учет.
3. Дела по крупным должностным преступлениям лиц, обвиняемых в хищениях, подлогах, неправильной выдаче нарядов и участии в спекуляции той или иной формы, равно как и об иных более выдающихся должностных преступлениях, в том числе и взяточничестве.
4. Дела о явном дискредитировании власти Советскими работниками.
5. Дела о дезертирах, признанных злостными, и укрывателях дезертиров, поскольку таковые дела Комиссиями по борьбе с дезертирством будут признаны превышающими их компетенцию, а также о пособниках и подстрекателях к дезертирству.
Определения Трибунала о принятии или непринятии к своему производству направляемых по указанным выше признакам к ним дел окончательны и ни в какомпорядке обжалованью не подлежат. Трибуналы вправе принять к своему производству из направляемых дел сверх указанных категорий и дела о всяких иных деяниях, если усмотрят в них признаки опасности для Р. С.Ф.С.Р. или порядков, в нем установленных.
Ст. 3. Рев.Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. Такие же Трибуналы могут быть учреждены местными Советами по соглашению с Народным Комиссариатом Юстиции в городах, насчитывающих не менее 200000 населения.
Ст. 4. В отношении Военно-Революционных Трибуналов на фронтах и Трибуналов, учрежденных в тылу, но подчиненных Революционному Военному Трибуналу Республики, как равно и Военно-Железнодорожных Трибуналов, учреждаемых в порядке охраны железных дорог, по случаю введения на них военного Положения, действуют особые о таковых Трибуналах Положения, с изменениями, кои непосредственно оговорены в настоящем Положении.
Ст. 5. С опубликованием настоящего Положения Постановление Президиума ВЦИК о внесудебных полномочиях Чрезвычайной Комиссии от 20 июня 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 27, ст. 301), декрет об Особом Трибунале при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии от 21 октября 1919 г. (Собр. Узак., 1919, N 53, ст. 504) отменяются. Все существующие Чрезвычайные Военные Суды и иные учреждения чрезвычайного характера с судебными функциями, равно как Революционные Трибуналы, учрежденные в ином порядке или действующие не на основании правил, изложенных в настоящем Положении, упраздняются.
Организация Трибунала
Ст. 6. Революционные Трибуналы избираются местными Советами и Губернскими Исполнительными Комитетами в составе одного Председателя Трибунала и двух членов Трибунала, в том числе один из состава местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии. Об избрании или изменении состава Трибунала местный Совет сообщает в Кассационный Трибунал, которому принадлежит право мотивированного отвода Председателя Трибунала. Губернские Исполнительные Комитеты могут, в пределах штатов Трибуналов и в зависимости от местных потребностей, как равно для выездных сессий Трибунала, образовывать тем же порядком второй и третий составы Трибуналов из 3-х членов, которые работают согласно настоящего Положения по указанию Председателя Трибунала, который назначает и председательствующего для этих составов.
Примечание. Входящий в состав Трибуналов член местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии для Военных и Военно-Железнодорожных Трибуналов, соответственно правилам и порядкам, изложенным в Положении о таковых Трибуналах, заменяется в Военных Трибуналах членом, назначаемым по представлению начальника Особого Отдела, а для Железнодорожных Трибуналов — членом по представлению местной Районной Транспортной Чрезвычайной Комиссии.
Ст. 7. Члены Трибунала избираются сроком на 3 месяца. Каждый член Трибунала может быть как переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же Советов и Губернских Исполнительных Комитетов.
О предварительном следствии по делам, поступающим в Трибуналы, и следователях-докладчиках при Трибуналах
Ст. 8. Предварительное расследование по делам, долженствующим согласно ст. 2 настоящего Положения поступить на рассмотрение Трибунала, производится Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и иными органами, коим принадлежит право направления дел в Трибуналы. В случае если дела, поступившие в Трибуналы, требуют дополнительного следствия, они передаются Трибуналом для доследования, равным образом, в Чрезвычайные Комиссии, Особые Отделы, Транспортные Чрезвычайные Комиссии, Комиссии по борьбе с дезертирством, или в те органы, от коих данное дело поступило. В случае если дело направляется в Трибунал, в силу ст. 1 настоящего Положения, не из Чрезвычайных Комиссий, от Трибунала зависит признать произведенное расследование достаточно полным, с немедленным назначением его к слушанию.
Примечание. В отношении Военных Трибуналов и Военно-Железнодорожных Трибуналов впредь до полного слияния существующих при них самостоятельных следственных органов с соответствующими аппаратами Особых Отделов и Транспортной Чрезвычайной Комиссии следственные аппараты означенных Трибуналов временно сохраняются.
Ст. 9. Для подготовки докладов по поступающим делам и составления заключений по ним при Трибуналах состоят особые следователи-докладчики, при чемПредседатель Трибунала назначает одного из членов Трибунала наблюдающим за их действиями. В исключительных случаях Трибуналы могут возлагать на этих следователей производство дополнительных следственных действий по принятым к своему производству делам, без особого направления таких дел в Чрезвычайную Комиссию или Особые Отделы для доследования. Докладчиками по делам в Распорядительных заседаниях Трибунала могут быть как члены самого трибунала по назначению Председателя, так и следователи-докладчики за ответственностью, однако, члена Трибунала, наблюдающего за их действиями. Трибуналам принадлежит право проверки следственных действий по всем, уже поступившим к ним, как равно находящимся еще в производстве Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, делам, розыскные действия по которым уже закончены.
Ст. 10 Постановление следователей Трибуналов об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных и изменении меры пресечения, равно как и привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, имеют силу только за подписью Председателя Трибунала, по докладу того члена Трибунала, коему поручено наблюдение за производством дополнительных следствий по данному делу. Вопрос о прекращении дела до судебного разбирательства разрешается Пленумом Трибунала в Распорядительном заседании.
Ст. 11. Производство следственных действий в уездах возлагается на Губернскую Чрезвычайную Комиссию.
При назначении дополнительных следственных действий Трибуналы могут использовать, сверх того, все имеющиеся на местах следственные и розыскные органы.
Ст. 12. Члены Трибунала, по поручению Трибунала, имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных, сообщая через Распорядительное заседание Трибунала о замеченных нарушениях с предложением изменения меры пресечения тому учреждению, за коим числится арестованный. Последнее обязано в семидневный срок либо освободить заключенного, либо представить мотивированное объяснение по возбужденному Трибуналом поводу.
О подготовительных к суду действиях Трибуналов
Ст. 13. Все поступающие дела не позднее 7 дней с момента поступления докладываются соответствующим членом Трибунала в Распорядительном заседании Трибунала, от коего зависит постановить либо о немедленном назначении дел к слушанию, при чем в этом случае Трибунал в том же заседании утверждает следователя и разрешает вопросы о вызове или невызове на заседание допрошенных на предварительном следствии свидетелей и экспертов, допущении защиты и обвинения и иные возникающие по делу вопросы и заявленные ходатайства, либо постановляет о доследовании или производстве отдельных дополнительных следственных действий, либо о прекращении дел, если не усмотрит во вменяемом деянии признаков, указанных в ст. 2 настоящего Положения, с направлением в таком случае дела в соответствующее судебное место, составляя о сем особое постановление. В случае принятия дела Трибуналом и утверждения заключения следователя фактическое слушание дел должно иметь место не позднее одной недели с момента рассмотрения его в Распорядительном заседании.
Примечание. В случаях скопления большого количества дел, в особенности дезертирских, и невозможности рассмотрения их с точным соблюдением сроков, указанных в настоящей статье, обязательно образуется параллельный состав Трибунала, коему поручается специальное рассмотрение дел упомянутой категории.
Ст. 14. При разрешении вопроса о вызове к рассмотрению дела допрошенных ранее свидетелей и экспертов и допущении обвинителя и защиты Революционный Трибунал сообразуется исключительно со степенью ясности дел, доказанностью преступления и необходимостью личного опроса свидетелей, для проверки данных ими на предварительном следствии показаний и устранения имеющейся в них неполноты, либо противоречивости. При признании Трибуналом полноты, категоричности, достоверности и совершенной ясности показаний этих лиц. Трибунал вправе не вызывать их на судебное рассмотрение дела, независимо от существенности их показаний по делу.
Ст. 15. В случае обращения дела к доследованию либо назначения отдельных дополнительных действий производство таковых и заключение следствия должно последовать в течение одного месяца. Для продления срока обязательно постановление Трибунала.
Ст. 16. В Трибуналах всех категорий, в том числе Военных и Военно-Железнодорожных, утвержденное Трибуналом заключение следователя и определение Трибунала о вызове свидетелей, экспертов и допущении обвинителя и защиты сообщаются обвиняемому. При чем, в случае его просьбы о том, обвиняемому должна быть предоставлена возможность ознакомиться со всем производством по делу. Рассмотрение дела не может иметь место ранее чем через 24 часа с момента вручения копии заключения. Обвиняемый имеет право возбуждать ходатайства и жалобы по поводу произведенного следствия. Все эти ходатайства приобщаются к делу и разрешаются непосредственно в судебном заседании, если по существу этих ходатайств (допущение защиты и иные) уже не состоялось определение Трибунала при назначении дела к слушанию или в особом Распределительном заседании.
Обвинение и защита в Трибуналах
Ст. 17. Допущение к участию в деле обвинения и защиты всецело зависит от Трибунала и разрешается в Распорядительном заседании. Защитниками, кроме членов Коллегии Защитников и Обвинителей при Советах, образуемой порядком, указанным в Положении о Народном Суде (Собр. Узак., 1918, N 85, ст. 889), могут быть только близкие или родственники подсудимого или лица, пользующиеся полным доверием Трибунала. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу обвинителя Трибунал обязан допустить или назначить защитника.
О порядке рассмотрения дел в Трибуналах
Ст. 18. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела в случае согласия на то обвиняемого, или если доказано уклонение обвиняемого от суда, или если обвиняемый находится вне пределов Р. С.Ф.С.Р. Трибунал вправе постановить в этих случаях как о выделении дела, так и о его заочном слушании по своему усмотрению.
Ст. 19. Во всех Трибуналах, в том числе Военных и Военно-Железнодорожных, порядок допроса вызванных на заседание свидетелей и экспертов зависит от Трибунала. Трибунал вправе прекратить допрос и не допрашивать остальных свидетелей, если признает дело и обстоятельства, для проверки которых свидетели вызывались, достаточно выясненными. Допущение новых свидетелей, не допрошенных ранее на предварительном следствии и приведенных в заседание средствами сторон, также зависит от Трибунала. Оглашение показаний свидетелей, не вызванных на заседание, в порядке ст. 14 настоящего Положения, либо вызванных, но не явившихся, оглашение и предъявление имеющихся по делу документов, приобщение новых документов также зависит от Трибунала и разрешается им как по собственной инициативе, так и по ходатайству обвинителя и защиты по своему усмотрению. Показания подсудимого, данные им на предварительном следствии, равным образом могут быть оглашены.
Ст. 20. В Трибуналах всех категорий обвинение и защита, если они допущены, имеют право ссылаться на все без исключения документы и показания, приобщенные к делу, независимо от их оглашения или неоглашения в судебном заседании. Трибунал вправе постановить о недопущении прений сторон после заключения судебного следствия, если признает дело в достаточной степени судебным следствием выясненным.
...
Полностью текст декрета здесь:
https://diletant.media/articles/39639377/
Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_226322

или
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Конец октября в Лабинске.
Рисовая каша с грибами и говядиной
Проеврейская пресса Великобритании задает вопрос
Концерт "Предчувствие победы над вренем". В честь 100 летия со дня рождения
Два удачливых деда и их семейные тайны!!! (+ опрос)
Вена. Мимо проходила
Новости культуры и искусства за неделю
Прогулка по станции Козулька Красноярской железной дороги поздней осенью

