17 сентября, перешедшее в 18-е. Алматы. Отвечаю на вопросы.

Вопрос
Что с детско-подростковой литературой?
Ответ
Состояние любого направления зависит от конкретных книг. Появляется
что-то замечательное – и весь жанр оживает. Детская литература
распадается на массу поджанров, все они себя чувствуют по-разному,
главная проблема – часть текстов покупаются родителями, а читаются
детьми, но это проблема издателя, как правильно работать с
аудиторией. В любом случае, мы с вами знаем, что это именно та
аудитория, которая читает чуть ли не активнее всех. Так что плохо
тут быть не может в любом случае. Дальше – от книги. Кстати, что
касается той части аудитории, которая уже сама принимает решение о
покупки – тут есть готовность покупать неизвестного автора. И. В
этом сегменте – очень важно достойное оформление, никакой газетной
бумаги, все нарядное.
Вопрос
Есть ли шанс издать мистическо-современную сказку?
Ответ
Есть. Другой вопрос, что мистика и сказка – практически
противоположные вещи. Сказка заведомо нас уводит в мир чуда, а
мистика действует как некий ненавязчивый ракурс реальности. Стиль
изложения тоже противоположный.
Понятно, что современные сказки – да, нужны, мистика – да,
востребована. Смесь… если речь скорее об интонации, в сторону, к
примеру, детского хоррора – да, тоже есть такое, у нас несколько
редакторов работают в этом направлении.
Вопрос
Хотелось бы поподробнее про разные критерии качества для
электронных и бумажных книг, если можно.
Ответ
Сразу – это мое мнение. Я считаю, что восприятие электронного
текста и текста классического – разное. В том числе это привело к
тому, что успешность/популярность текстов на электронных площадках
и в бумаге определяется различными критериями.
В бумаге – огромное значение играет язык, композиция,
психология.
В «электронке» на первое место выходит сюжет. Не столько некая
сложность, а динамика. Читатель работает с текстом быстрее,
поглощает больший объем, беспощадно скроллит, автор вынужден
соответствовать.
Это не исключает появление универсально успешных текстов, но все же
в «» правят бал тексты пока что менее сложные, не отягощенные
многоплановостью. Но все крайне изменчиво, думаю, в ближайшее время
нас ждет дифференциация электронных текстов, появление более
специализированных площадок и крайне удаленных аудиторий
читателей.
Вообще – именно электронные тексты вобрали в себя те пристрастия,
которые были характерны для массового читателя 90-х
Вопрос
Начинающему автору, что лучше - вписываться в определенный канон,
или создавать что-то свое, новое? Стать пионером, или стать
последователем - какая стратегия успешнее именно сейчас?
Ответ
Мы даже записали один из выпусков нашего подкаста «Доктор текста»
на эту тему.
Следование в каноне – позволяет опираться на уже состоявшиеся
ожидания читателей. Вы достаточно хорошо представляете, что им
нравится, а что нет, и можете это использовать. Что не исключает
того, что в вашем тексте в границах жанра появится что-то новое.
Кроме того, понятно, куда обращаться, есть серии, которые вас
поддержат.
Это плюс. Минус – конкуренция. Выделиться из ряда труднее, но… как
бы, все же легче выделяться, когда книга точно доходит до
аудитории.
В новом жанре – все трудно, как со стороны издателя – пока еще нет
опыта, пока никто не знает, как работать с этим направлением, так и
с авторской стороны, никто не знает – что именно «зайдет» читателю.
Плюс – полная свобода, но я в творчестве больших авторов,
практически никогда не сталкивался с проблемой свободы. Могу
сказать только то, что быть первым отчаянно трудно, окупается это
крайне редко и издатель вас поддержит, но тоже будет понимать, что
он экспериментирует, поэтому будет крайне осторожен. А парадокс
заключается в том, что эксперимент «стреляет», только если все
сделано по стандарту – лучшая обложка, лучший редактор и хорошо бы
попасть в фокусный ассортимент.
Вопрос
Сталкивались ли Вы с тем, что в процессе создания книги ее
переросли? Как справлялись?
Ответ
Да. Если долго работаешь с текстом… или быстро думаешь
Выход – работать. Почувствовали такое – не лениться, переосмыслить,
проанализировать, что в тексте самое важное, то, от чего вы не
можете отказаться и решительно убрать то, что вы переросли. Мы
говорим, конечно, о настоящем тексте, не халтуре, не поделке, о
том, что пишется вне спекулятива. Не пытаться завершить то, что уже
стало в ваших глазах пройденным этапом. Это больно, это обидно,
зато есть шанс, что именно этот выстраданный текст – тот самый. Он
вырос вместе с вами.
Но и. Вот потому -то хорошо не писать тексты годами, это неизбежно
приводит к многочисленным переделкам, но это тоже путь. Понятно,
что срок работы над книгой – отдельная история. И нет ответа на
вопрос, иметь книгу, которая уже кажется, даже не вами написана,
или быть в процессе, и возвращаться, и растить текст месяц за
месяцем.
Вопрос
По каким невынужденным причинам может быть раздут объем книги -
версткой и/или пухлой бумагой?
Ответ
Сразу вынесем за скобки искусственное раздувание текста в стиле –
продаем дорого дешевую бумагу. Говорим о тонкой работе, которая не
приносит вреда. Есть некие параметры серии, привычный для читателя
объем, если книга резко отличается, читатель не купит. Чтобы
уменьшить этот дискомфорт применяется манипуляция с версткой или
толщиной бумаги. Чтобы тома одной серии были максимально похожи
друг на друга. Иначе автор может провалиться по такой незначимой
причине. Аналогично с просто очередной книгой автора. Она не должна
выпадать из привычной парадигмы.
Иногда приходится идти на применение более толстой бумаги и
вычурной верстки из-за крайне незначительного объема рукописи.
Условно – 4 авторских. Нет шансов что-то еще добавить, а продать
хочется. Условно, книга должна стоять.
И цена. Если авторские права обошлись дорого, надо их как-то
отбить, в том числе с помощью стоимостью книги, а читатель готов
платить много за толстое. Я очень грубо, но так оно и есть.
Спасибо за вопросы, жду новых. И отдельное – спасибо за качество и
вдумчивость!
|
</> |