153 ИВАНУ БУНИНУ

топ 100 блогов pankratiev25.10.2023
153 ИВАНУ БУНИНУ Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством.

Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению.

Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

(Из "Косцов", 1921)

153 ИВАНУ БУНИНУ Говорит, кричит, заикаясь, со слюной во рту, глаза сквозь криво висящее пенсне кажутся особенно яростными. Галстучек высоко вылез сзади на грязный бумажный воротничок, жилет донельзя запакощенный, на плечах кургузого пиджачка – перхоть, сальные жидкие волосы всклокочены… И меня уверяют, что эта гадюка одержима будто бы «пламенной, беззаветной любовью к человеку», «жаждой красоты, добра и справедливости»!

Говорят, матросы, присланные к нам из Петербурга, совсем осатанели от пьянства, от кокаина, от своеволия. Пьяные, врываются к заключенным в чрезвычайке без приказов начальства и убивают кого попало. Недавно кинулись убивать какую-то женщину с ребенком. Она молила, чтобы ее пощадили ради ребенка, но матросы крикнули: «Не беспокойся, дадим и ему маслинку!» – и застрелили и его. Для потехи выгоняют заключенных во двор и заставляют бегать, а сами стреляют, нарочно делая промахи.

Одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.

Даром наше благородство нам не пройдет!

Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…

(Из "Окаянных дней", 1918)

И ещё несколько слов о бунинских "Косцах". В тексте "Косцов" есть описание удивительной подробности, одной русской культурной реалии, которая связана с тем, что я бы назвал "несознаваемый берсеркизм русских!.." :

А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.
Я сказал:
— Хлеб-соль, здравствуйте.
Они приветливо ответили:
— Доброго здоровья, милости просим!
Поляна спускалась к оврагу, открывая еще светлый за зелеными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:
— Ничего, они сладкие, чистая курятина!


Косцы, подобно древним славяно-варяжским воинам едят мухоморы! Причём, это для них, как видно, дело обычное, бытовое, а не как это практиковалось у берсерков, которые употребляли вещества только по особым случаям, при подготовке к битве, в особом шаманском ритуале. То есть русским есть мухоморы стало настолько привычно, что они уже, если и изменяют сознание, то совсем чуть-чуть, всего лишь повышая себе настроение, но никак не впадая в боевое неистовство, как берсерки. Это значит, что "берсеркизм" (имя дико, конечно, но верно обозначает предмет) у русских стал элементом их традиционной народной культуры, и соответствующие "боевые состояния" стали для них постоянно присутствующими в коллективной психике, латентно, неосознаваемо. Для фольклора это дело обычное. Например, в народной песне-былине может воспроизводиться тот или иной миф или национальный архетип, но исполнитель этого может (и скорей всего) не понимать (если его напрямую спросить — посмотрит на вас недоумённо), он не автор, а только медиум! Но зато исполнитель может чувствовать воодушевление, изменение состояния сознания. Так и бунинские косцы не понимают, что они родились и воспитаны в культуре берсеркизма, едят мухоморы как еду (сладкую курятину), но при случае, если надо воевать, этот бессознательный берсеркизм актуализуется, пробуждается, выходит наружу, а вместе с ним выходит наружу и всем известный "русский воин", который славен своей стойкостью и тем, что никогда не сдаётся.

153 ИВАНУ БУНИНУ 153 ИВАНУ БУНИНУ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1,2,8,9.04.2011, Театр оперы и балета Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики 1, 2, 8, 9 апреля Премьера Людвиг Минкус Дон Кихот Балет в 3-х актах Либретто Мариуса Петипа Хореография Александра Горского по мотивам спектакля ...
Дано: два электронных бесконтактных термометра, дающих показания с разницей до полутора градусов на одном и том же объекте измерения. Разница показаний нестабильна. Шкала обоих термометров от 32 до 42 градусов, куплены в аптеке с разницей в три года. Батарейки свежие в обоих приборах. ...
На работе сегодня, пока добровольно, предложили подписать 16 страничный документ, называемый "Этический кодекс работника". Интересно кто (и за сколько денег) его писал... Написан пространно, со многими словами, о миссии, толерантности и отсутствии ущемления свобод. Меж этих ...
   На днях купила пирожное «картошка» и  вдруг вспомнила как мы «лепили» его в пионерских лагерях. Вроде бы там всегда кормили хорошо, да и родители привозили гостинцы, но «картошку» весь наш спортотряд стряпал вопреки всем законам логики. Хотя ...
Илон Маск опять играя на публику, сначала запостил, а потом удалил спорный твит, в котором было сатирически сравнено между премьер-министром Канады Джастином Трюдо и Адольфом Гитлером. Не твите изображена фотография Гитлера со словами «Хватит сравнивать меня с Джастином Трюдо» над ...