15.11.1815 г. Первый рейс первого русского парохода "Елизавета" из Петербурга в
von_hoffmann — 15.11.202415 ноября 1815 г. был совершен первый рейс из Петербурга до Кронштадта на первом построенном в России пароходе «Елизавета».
Весь путь был пройден за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч. Это вызвало немалое удивление, так как военный «пассажбот» на веслах проходил то же расстояние за целые сутки. В Кронштадте прибытия первого парохода ожидала любопытствующая толпа. По прибытии на борт «Елизаветы» поднялся главный командир Кронштадтского порта со своей свитой. Тут же были устроены гонки на скорость между пароходом и лучшим «ходоком» города – командирским гребным катером. Победителем состязаний вышел пароход, несмотря на то, что выяснилось, что самый быстрый катер кронштадтского порта может догнать и даже обогнать пароход на короткой дистанции, если гребцы будут трудиться изо всех сил. Однако сил даже самых лучших гребцов не хватит, чтобы поддерживать такую гонку продолжительное время.
Построил первый пароход владелец механико-литейного завода в Петербурге Карл Берд. Принцип состоял в том, что в деревянную лодку-тихвинку была установлена изготовленная на заводе балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса.
Петербуржцы полюбили "Елизавету" и этот маршрут стал очень популярен. Моряки же старались предоставить путешественникам максимум услуг, подавали, к примеру, желающим горячий чай. Заваривался чай только один раз, еще до отплытия из Санкт-Петербурга, коки разбавляли заварку водой и по мере приближения к Кронштадту чай становился все бледнее и бледнее, а под конец и вовсе превращался в мутноватую водичку, сквозь которую можно было легко рассматривать приближающийся Кронштадт. Так появилось расхожее в свое время выражение "Чай такой, что Кронштадт виден", или просто: "Кронштадт виден". Позже такой чай окрестили "Белой ночью".
---
В 1816 г. появился первый пароход в Волжском бассейне на реке Каме, построенный на Пожвинском чугунолитейном и железоделательном заводе В. А. Всеволожского, а в 1821 г. пароход “Пожва” прошел путь из Пожвы в Ярославль.
В 1820 г. пароход “Волга”, построенный на заводе Берда прошел по р. Молога против течения со скоростью 6 км в час, а по течению скорость превысила 15 км в час. Если в первый опытный рейс из многочисленных наблюдателей не нашлось желающих совершить путешествие в качестве пассажиров, то по окончании его на пароходе побывало “посторонних разного звания людей” свыше 100 чел. После испытаний “Волга” вышла в свой первый эксплуатационный рейс до Астрахани и проработала на Волге до начала 50-х годов XIX в., переменив несколько владельцев и претерпев ряд улучшений корпуса и машины.
В 1823 г. в Киевской губернии в имении Новороссийского губернатора князя М.С. Воронцова был построен первый на Днепре пароход “Пчелка”. Через два года он был проведен через пороги в Херсон, откуда и совершал рейсы до Николаева.
Но динамичное развитие пароходства а России осложнялось двумя обстоятельствами. Во-первых, первые пароходы еще не могли соревноваться с усовершенствованными судами с конной тягой. Во-вторых, нормальной работе пароходов мешало отношение к ним приречного населения и особенно бурлаков. Те и другие считали пароходы “нечистой силой”, защищаясь от которой, “троекратно отплевывались и читали молитвы”. В коммерческих кругах интерес к пароходам возрастал, но даже и там имелись люди, высказывавшиеся против пароходов, считая их “барской затеей” и вообще вредным новшеством.
Это на десятилетие приостановило выпуск пароходов. Однако затем развитие пароходства можно назвать стремительным: уже к 1850 году по русским рекам и морям плавало сто сорок пароходов. В 1843 г. указом императора Николая I было образовано Акционерное пароходное общество «По Волге». С 1846 г. началось регулярное движение пароходов по реке Каме, а с 1848 - по Волге. В 1858 г. открылось первое северное «Акционерное Северо-Двинское пароходное общество».
В 1846 году Воткинский завод открыл судостроительную верфь, где ежегодно стало выпускаться восемь-десять, а в начале XX века шестнадцать-семнадцать судов. Закладка судов производилась летом или осенью, в течение зимы заканчивалась клепка их корпусов и возведение надпалубных построек, а весной бурлаки тянули их в Каму.
Именно на Воткинском заводе был построен первый железный пароход «Астрабад». Он был спущен на воду весной 1848г. в Астраханском порту, где успешно прошел испытания.
На реках Сибири первые пароходы появились в 1840-е гг. В 1837 г. в Туринской слободе тюменский купец 2-й гильдии Наум Тюфин построил пароход “Основа”. Он был спущен на воду в Тюмени в 1838 г. В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник, купец 1-ой гильдии Н.Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по оз. Байкал и рекам Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и их притокам. В 1843 г. Мясников спустил на воду пароход “Император Николай I” , а в 1844 г. второй пароход - “Наследник Цесаревич”, которые были переведены на оз. Байкал.
В 1843 году Мясников продал «Основу» и привелегию на учреждение судоходства видному чиновнику Главного Управления Западной Сибири - А.Ф. Поклевскому-Козелл. Он усовершенствовал «Основу» и в 1845 году совершил первый пятидневный рейс в Тобольск. «На всем протяжении плавания, судно встречали толпы народа. Жители окрестных селений часами сопровождали пароход…». В 1846 году вместе с тюменским купцом Н.Ф. Швецовым Поклевский-Козелл открывает 1-е судоходное предприятие в Сибири «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелл и Ко», которое впоследствии объединилось с другими купцами в крупное объединения «Опыт».
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_3097
или
|
</> |