150 оттенков серого, или одна полурабочая пятница, полная встреч, детей, еды и коньков
odin_moy_den — 15.12.2014 меня зовут Вита, мне 38 лет, я живу в Риге с тремя детьми 12, 10.5 и почти 2 лет и черепахой, работаю в небольшой негосударственной конторе и больше, в сущности, ничем не занимаюсь, что будет видно из этого дня. да, я работаю в еврейской организации, что особенно приятно в темное время года - пятница у нас короткая, так как мы заканчиваем работу за два часа до шабата, то есть около двух часов дня. а так - довольно-таки типичный рабочий день. под катом много еды, детей и суеты, так что искатели богатого внутреннего мира могут быть разочарованы. и оказалось, что часы у нас дома есть только на микроволновке и на мобильниках, которые вовсе не айфоны.1. по утрам старшие дети встают и уходят сами - так повелось с рождения младшей. но теперь я уже неплохо высыпаюсь и частенько выползаю помахать им рукой перед выходом. тем более, как я тогда думаю, старшего я увижу только на следующий день - после школы он укатит на электричке в художку в Юрмалу, там, в Юрмале, у бабушки и заночует, наслаждаясь положением единственного ребенка. итак, я выползаю, на часах 7:53, дети уходят вовремя, но очень расстроены - проспали. не знаю уж, чего они печалятся, полчаса сна в обмен на завтрак - дело хорошее. небольшой, но слаженный отряд самокатчиков отправляется в путь.
2. провожаю детей, иду в ванную. расплывчатость изображения - лучший друг девушек среднего возраста. особенно по утрам.
3. сегодня хороший день - приезжает домой муж. его не было больше трех недель (и вообще он постоянно приезжает и уезжает) и я весьма замучилась со всей этой жизнью одна. поэтому никаких особых приготовлений, кроме традиционного, быстрого и любимого яблочного пирога.
4. пирог отправляется в духовку. я наливаю себе кофе
5. и представляю, как в тишине полчасика
6. поклевали. теперь хозяйственные дела. загружаем стирку - разгрузит ее няня, да будут благословенны ее дни.
7. заправили постели (к приезду дорогого гостя все ж надо подготовиться)
8. полы тоже моет няня, да будут трижды благословенны ее дни. но мы слишком активно клевали, аж хрустит под ногами. кто рассыпал мюсли, тот и метлу тащит.
9. теперь можно и с ребенком позаниматься (это тоже произносится строгим тоном моей бабушки). когда фотографировала, заметила что девушка стырила конфету, пока я шуршала по хозяйству. какая умная девочка!
10. а время-то выходить. как там пирог? его пропеченность вызывает у меня большие сомнения. но оставлять в духовке не хочется. ничего-ничего, красота в глазах смотрящего, вкус в рецепторах жующего, это в худшем случае.
11. выходим. на часах - 9:22. поезд приходит в 9:40, обычно мы выбегаем в 9:35, сегодня нетипично рано, чтобы показать вам окрестности.
12. мы живем в прекрасном месте - с одной стороны, это центр, рядом Центральный рынок и вокзал, до Старой Риги пять минут ходьбы, с другой - это начало Московского форштадта, самого, наверное, харАктерного района Риги, где до всех войн жили русские купцы, и деревянные постройки сохранились с тех времен. во время войны там было еврейское гетто. надо сказать, что граница несколько отползла. до Первой Мировой наш дом считался в форштадте, теперь он начинается метрах в 500 от нас. я очень люблю форштадт, хотя он, конечно, социально неблагополучный и т.д. наш пятиэтажный дом был построен в 1913 году техником-архитектором Гейнрихом Девендрусом, когда рабочие перестали помещаться в форштадтных деревянных домишках и, благодаря плохому уходу, сохранил черты всех эпох. жильцы у нас тоже характерные - год назад умер человек, который жил тут с 1917 года, а сын его живет здесь и поныне. муж старушки напротив жил в нашей квартире, но после войны переехал в меньшую, чтобы его не уплотнили. словом, тут все дышит историей, ну и стиль. обратите внимание на плитку на полу и резные перила на втором пролете. если не увидите, поверьте на слово, все аутентичное.
13. итак, мы выходим и видим деревянный дом и Академию наук - сталинский ампир, мой любимый. я жила в высотке на Воробьевых горах, там же познакомилась с мужем, да и вообще, я имперский человек, чего уж. в эту высотку мы еще придем. да, считается, что латышские архитекторы, ее строящиеся, боролись с оккупационным режимом путем приделывания шпиля, типичного для Старой Риги. уж не знаю, чем он так типичен, но на московских высотках шпиля нет, это точно.
14. заворачиваем за угол - та же высотка, желтенькая русская церковь и свежеотремонтированное здание полиции, в нашем районе с плохой репутацией она нам очень нужна. все вместе составляет 150 оттенков серого, наш родной прибалтийский пейзаж.
15. еще три минуты - и мы у вокзала. по дороге на перрон у нас есть еще одно дело. а заодно вам и вокзальные часы. что-то у нас все равно не получилось прийти вовремя.
16. бежим на перрон - маневренность с горячим кофе и неповоротливой коляской понижена, лифта ждем долго. прибегаем - поезд стоит, почти все люди из вагона вышли. неужели мы разминулись и теперь придется идти домой несолоно хлебавши? или наоборот, хлебавши этот дурацкий магазинный кофе вместо того, чтобы отдать его путешественнику? ан нет, выходит. приехал-приехал!
17. обнявшись в разных комбинациях, мы бежим домой. уже без десяти десять, а мне вообще-то к десяти на работу. посмотрите направо, там Центральный рынок, один из крупнейших рынков в Европе. ангары построили для дирижаблей во время Первой Мировой, потом перевезли в Ригу и используют с тех пор под базар. ой, уже без пяти десять!
18. прибежали одновременно с няней. я смотрю привезенные книжечки, часть из них я сейчас заберу и после работы отправлю в подарок тетке в Израиль - небывалый для меня, социофоба, акт коммуникации.
19. муж меня быстренько фотографирует
20. и я убегаю. до работы мне бежать минуты три, она находится в прибазарных Красных амбарах. амбары когда-то принадлежали купцу Игнатию Мухину, отцу Веры Мухиной. в двадцатых, что ли, годах он умер, она в это время строила социалистическое искусство и от наследства отказалась. склады стали государственными. во время войны тут были склады Люфтваффе (у Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души над измененьем облика Европы. мы терпеть не можем обоих, поэтому и живем в доме 1913 года выпуска, а не в машинах для жилья от этого француза). по дороге мы видим пожарную каланчу (там и сейчас депо) и призыв покупать папиросы Рай - редкая в наше время публичная надпись на русском. ей лет сто, наверное, а все еще держится, старушка. за каланчой - башня Святого Петра в Старом городе.
21. переходим через дорогу (те же 150 оттенков серого) и видим вывеску моей работы. я бы вам не хвасталась, но замазанное граффити под ней - прямая цитата из Бидструпа. помните, где противный дядька замазывает краской слово "мир", что ли, по контуру и получается еще более контрастная надпись?
22. заворачиваем за угол - и мы на месте. я вам покажу окрестности чуть позже, сейчас надо бежать внутрь.
23. короткий день, куча работы, надо поспешить. я включаю комп и намереваюсь сфотографировать время, как меня зовет к себе шеф. но рабочее место мое вот. оранжевый ежедневник куплен вчера, я решила в очередной раз попробовать все записывать, а не помнить. куколку я отнесу дочке. фотографию девочки нам принесла женщина. ее тетка работала до войны няней в еврейской семье в маленьком городке, тетка умерла, карточка осталась, фамилия девочки Симы неизвестна и судьба тоже. мы выяснили фамилию, с судьбой, увы, вообще все просто, в маленьких городках не церемонились. фотографию эту я держу у себя на столе, вопреки всем музейным нормам, не только потому, что она похожа на мою дочь. а еще и затем, чтобы в рабочей суете не забывать, ради чего мы все это делаем.
24. а вот и мой шеф - лучший шеф в мире.
25. поговорили, можно и за работу. вот чашечка с лимончиком внутри - дар американского посольства. фаянс грубый, с посольством мы дружим бескорыстно, увы - но объем хороший и сочетание цветов.
26. так, работаем быстро. одну грантовую заявку еще раз просматриваем и отправляем. время тоже видно.
27. вторую, ужасно занудную, дописываем, сжав зубы.
28. какая я молодец! бюджет оставим на понедельник, время еще есть.
29. выхожу в коридор и вижу живописную спину электрика. но ко мне приехал муж, прохожу, не останавливаясь. черное пианино Struve конца 19го века нам подарил некто Гуревич. его (пианино) в 1945 году привез из Германии полковник Е., но его дети оказались к музыке неспособны и полковник перетащил пианино на два этажа вниз, в семью Гуревичей. теперь оно у нас - для атмосферы. строй оно не держит, увы.
30. стоит мой родной велосипед, ждет весны. что еще у нас хорошо - у нас много помещений. велосипед, зимняя резина, да и сама машина могут храниться на работе. и еще много чего поместилось бы, но у нас больше ничего крупного нет.
31. я куда-то шла... но меня перехватили коллеги, позвали по разным делам, так что я вам немного музея покажу. сделали мы его сами 4 года назад и все доделываем и доделываем. приятно видеть, что все вокруг сделано вот этими вот руками (или под командованием этой вот головы). с другой стороны, я вижу кучу недоделок, до которых не доходят руки и бюджеты. да, я тут директор, а также куда пошлют. вот домик. мы его перевезли с территории гетто и подремонтировали. в нем 120 метров, жило там 40 человек. внизу выставочный зал, наверху - квартира жителей гетто. перед ним - еврейские буквы, проект в процессе, будет красиво и со смыслом. и можно будет по ним лазить. за домиком - белый шатер катка, туда мы еще придем.
32. внутри там все оклеено старыми газетами - так делали тогда. это моя идея и мне это ужасно нравится.
33. вот улица гетто. с одной стороны - фотографии и истории, с другой - имена погибших, очень много.
34. о, а вот и герб Игнатия Мухина на фасаде одного из амбаров. теперь в этих амбарах творческий квартал Спикери - музеи, галереи, концертный зал и пр. именно этот, с гербом, сейчас встанет на реконструкцию. не знаю, что там будет.
35. идем дальше. вот дверь художественной студии в помещении музея. там работают отличные педагоги и куча детей рисует-лепит-вырезает. как потеплеет, они собираются покрасить стену вокруг дверей.
36. помещения внутри основного здания пока не отремонтированы, но туда прекрасно вписана выставка "3000 судеб" - про людей, депортированных в Ригу из Терезинского гетто в Чехии. она вся - из таких вот подвесных кубов и света. на каждом кубе - история семьи или человека, всего 106 кубов. здание постройки 1884 года, раньше в нем были конюшни - границы стойл видны на полу.
37. а вот один куб вблизи - семья.
38. нам в музее очень хочется говорить не о больших числах и абстрактных материях, а о конкретных живых когда-то людях. вот, например, история инженера и архитектора Пауля Мандельштама, построившего много домов в Риге, а также одного из конструкторов рижского трамвая. его застрелили в первые дни оккупации, он вступил на тротуар, чтобы зайти в парадное своего дома, это не понравилось какому-то немцу.
39. а вот фотография врача Владимира Минца (который лысый). он лечил Ленина после выстрела Каплан, потом жил в Риге и был руководителем медицинской службы гетто. я знала человека, которому он не стал ампутировать палец на руке в 1942м, когда всем уже более-менее была ясна участь. человек выжил и палец выжил. доктор Минц умер в Бухенвальде от истощения. мне кажется важным иногда говорить об этих людях.
40. последние дела сделаны, пора уходить. на дороге - авария, бедный джипчик.
41. а идем мы все в тот же ампир. там в уголке таится маленькое почтовое отделение - никаких очередей, душевная тетенька за стойкой. похоже, почти никто про это отделение и не знает.
42. хорошо жить в небогатой стране. ничего не реставрируется, всюду дух эпохи.
43. посылка с книжками отправлена тетушке (пять минут приятного общения, поди достигни такого результата в другом отделении), чтобы она могла читать своим многочисленным внукам по-русски (а у нее и дети-то почти не говорящие по-русски), я бегу домой. время - почти два.
44. названия улиц в нашем околотке напоминают о происхождении района. Тургенева, Гоголя, а вот и Пушкина. то, что я вижу, подходя к дому, я вам покажу попозже, когда зажгутся фонари.
45. как приятно приходить домой, когда на вешалке - не одна моя взрослая куртка.
46. таак, что я вижу, придя домой? я вижу, что мой прекрасный пирог так и не начат. а я так старалась! отрежу кусочек и спать.
47. долго поспать не удалось. домой приходит старший сын. он успел съездить после школы к врачу и перед электричкой на пятнадцать минут заехал домой. поел молока с пирогом и дальше пошел. теперь уже точно - до завтра.
48. ну и ладно. пообедаем. хит зимнего сезона - тыквенный суп
49. и чай по-индийски для более продвинутых гурманов.
50. хо-хо, не успели мы выпить чаю, как проснулась девушка. хмурая, как обычно бывает у проснувшихся девушек.
51. последующие часа полтора прошли примерно так, как на фото. я же выпила еще немного чаю, прочитала перевод дисера, написала какие-то важные письма, то-сё.
52. в это время героический средний мальчик едет из школы в музыкалку, там отучивается два урока, едет к врачу (они здоровы, это периодические профилактические процедуры для поддержания зрения), потом - на футбол. он, конечно, может и сам приехать, но мы решаем его забрать, а по дороге домой заехать на каток.
53. сказано-сделано, двое из ларца, одинаковых с лица готовы к выходу.
54. а вот это мы видим, подходя к дому вечерами. единственная в Латвии деревянная лютеранская церковь в стиле модерн. вполне действующая, по воскресеньям с утра бьет в колокол. наш дом - слева, обшарпанный, с козырьком.
55. и вот мы едем через весь форштадт, но там темно и нечего фотографировать. завершение тренировки выглядит так. сегодня нашего тренера замещают другие. того, кто на заднем плане, вахтер назвал Фидель Кастро Рус. красавчик такой, лысый и с бородой. лет двадцать пять максимум.
56. как видно, все эти футболисты - на одно лицо. тренировка заканчивается, они расходятся, а нашего бойца я не вижу. примерно полминуты я испытываю дикий ужас - мальчик не доехал до тренировки, пропал, где же его искать. хватаюсь за телефон - и вот он, тоже красавчик.
57. и вот мы едем по таким красивым пятничным вечерним улицам, и весь город едет с нами, хорошо, что мы едем против основного потока и не стоим в пробках.
58. и вот мы приезжаем на каток, который - вот так сюрприз - в тех же Спикерах, в пяти минутах ходьбы от нашего дома.
59. потом у меня сел фотоаппарат, и я не могу показать вам, как сразу после нашего прихода каток закрыли на чистку, его чистил забавный трактор с фактурным хлопцем-водителем, все смотрели, а я раздражалась, потому что не люблю просто так стоять и ждать. потом мы катались и девочка наша - второй раз в жизни на льду - просекла движение и стала самостоятельно по катку передвигаться, шагов пять-шесть до того, кто ее ловит. потом мы пришли домой и сели, разумеется, ужинать. дети ели грибной плов. частично руками.
60. дырки на локте не из-за того, что мы плохо смотрим за мальчиком. это его принципиальная позиция по поводу домашней одежды и ничего тут поделать невозможно. предыдущие домашние штаны мне чудом удалось выбросить, когда от них осталось несколько почти разрозненных фрагментов.
61. пока я кормила детей, муж сходил в магазин и взрослый ужин выглядит так
62. сын залег смотреть кино, я - читать интернет в надежде, что укладывание произойдет без меня
63. но громкие звуки из спальни сообщают нам обратное, увы. придется подключиться.
64. укладывание много времени не заняло. я не буду показывать вам, как прекрасно навела порядок в гостиной. я была уверена, что на этом хлопоты не закончатся, но в одной детской на полу что-то лежит,
65. а в другой - лежит неразобранное чистое белье, вот ведь мелкие сачки, собирались разложить!
|
</> |