15 сентября 1974 года состоялась "Бульдозерная выставка" — разгром выставки
von_hoffmann — 15.09.202315 сентября 1974 года состоялась "Бульдозерная выставка" — самовольная уличная выставка картин московских художников-нонконформистов, проходившая на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной в Москве.
Самая известная публичных акция неофициального искусства в СССР. Была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров, отчего получила своё название.
Когда-то в начале 20 века художники-формалисты, представители самых разных авангардных направлений, старательно приближали революцию социальную своей революцией в искусстве, отрицающей "буржуазную культуру" старого мира и будоража умы околоинтеллигентной публики.
Сразу после октябрьского переворота 1917 года многие авангардисты с энтузиазмом принялись создавать новое социалистическое искусство, прославляющее новую власть и формирующее новую визуальную и идеологическую реальность
Но с 1930-х годов и до конца 1980-х правительство Советского Союза официально поддерживало в искусстве только метод социалистического реализма, понятный народу и призванный в полной мере отразить эпоху классовой борьбы и строительства коммунизма. Художники, творчество которых выходило за рамки сложившейся идеологии, не признавались властями и часто становились объектами жесткой критики и гонений. Показательным событием стало посещение 1 декабря 1962 года Никитой Сергеевичем Хрущёвым выставки авангардистов, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР, где советский лидер не стеснялся в использовании нецензурных выражений.
22 января 1967 года известный авангардист и основатель группы неофициальных художников «Лианозово» Оскар Яковлевич Рабин вместе с коллекционером Александром Давидовичем Глезером провели «выставку двенадцати» художников в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов. Уже через два часа она была закрыта работниками КГБ и московского горкома партии.
Нонконформистам не давали выставляться, любые попытки организации выставок без согласования с Московским союзом художников заканчивались закрытием или полным разгромом мероприятия. Однако ужесточение цензуры еще больше питало почву для развития неофициального искусства. В условиях невозможности проведения выставок на официальных площадках появилась идея создания выставки на открытом воздухе. План принадлежал молодым художникам Виталию Анатольевичу Комару и Александру Даниловичу Меламиду. Александр Глезер с Оскаром Рабиным поддержали идею и взяли на себя организацию мероприятия.
Изначально выставку планировали устроить прямо на Красной площади, но после общего обсуждения мероприятие решили перенести на окраину — в Беляево. Рабин и группа художников подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре 15 сентября 1974 года, с двенадцати до двух часов. Формально выставку запретить не смогли, так как ранее в СССР никогда не проводились художественные выставки на открытом воздухе и на этот счет не существовало законов. В пригласительных билетах мероприятие было означено как «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе».
Позже состав несколько изменился, но в целом 15 сентября 1974 года во главе с Рабиным и Глезером на Беляевский пустырь вышли около двадцати художников-нонконформистов, а также их родственники и друзья. Среди наблюдателей за происходящим было достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов.
По причине удобного соседства Беляевского пустыря с квартирой философа и теоретика культуры Виктора Тупицына большую часть картин накануне события оставили у него. Там же остались ночевать некоторые художники, остальные небольшими группами отправились к пустырю на метро. Уже на выходе нескольких из них, в том числе Оскара Рабина, задержали под надуманным предлогом: якобы на станции произошла кража часов и они попадают под описание подозреваемых. Очевидно, художников пытались остановить любой ценой. Их сопроводили в милицейскую комнату, однако вскоре отпустили
На пустыре под моросящим дождем собравшихся художников встретили люди, одетые в рабочую форму, предположительно являвшиеся сотрудниками милиции. Их окружали машины с саженцами и тяжелая техника. Формально всё выглядело как гневная реакция группы работников по благоустройству и развитию лесопарка на присутствие посторонних, мешающих проводить им в воскресение субботник.
Некоторые участники выставки даже не успели распаковать свои картины. Нападавшие ломали произведения, избивали и арестовывали художников, зрителей и иностранных журналистов. Корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой. Очевидцы вспоминают, как Оскара Рабина, повисшего на ковше бульдозера, тащили по земле практически через всю территорию выставки. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»
Событие вызвало большой резонанс в зарубежной прессе. Александр Глезер, контактировавший с иностранными журналистами и активно пропагандировавший советское искусство за рубежом, собрал у себя дома пресс-конференцию. Участники сорванной Бульдозерной выставки прославились на весь мир.
На следующий день художники написали коллективное письмо: «Москва, Кремль, Советскому правительству». В нем сообщалось о намерении организовать в ближайшее время новую выставку, а также дать указания милиции «защитить» ее от «хулиганов».
Юрий Андропов крайне негативно отнёсся к разгрому выставки:
«Когда снесли выставку абстракционистов бульдозерами, он отдыхал в Кисловодске, о случившемся ему доложил дежурный, позднее.
— Какой идиот, какой кретин пошел на этот вандализм?! — взорвался Юрий Владимирович.
— Указание члена Политбюро ЦК товарища Гришина, — кашлянув в трубку, ответил смущенный дежурный...»
Помощник Брежнева Александров-Агентов в своей записке характеризовал разрушение бульдозерами выставки как "глупость и дилетантство":
«Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила "абстракционистов" международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьям о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, всё решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только "буржуазную" печать, но и западные коммунистические партии»
Советские власти пошли на уступки и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайловском парке двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не двадцати, а более чем сорока художников, длилась четыре часа и привлекла тысячи зрителей. Советские граждане оказались открыты экспериментальному искусству и дружелюбно настроены. Западная пресса даже окрестила такое столпотворение «советским вудстоком». Вернисаж в Измайлово вошел в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим выставкам нонконформистов, которые имели важное значение в истории русского современного искусства.
Организатор Бульдозерной выставки Оскар Рабин заявил в интервью 2010 года в Лондоне:
« Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно. Меня пугали мысли, что со мной лично произойти могло что угодно. »
Также в интервью западным журналистам Рабин сравнивал бульдозеры с танками в Праге, как символом репрессий режима, пугавшего его. Несмотря на внешнюю лояльность властей после сентябрьских выставок 1974 года, уже в конце 1970-х Рабин был арестован, отправлен по туристической визе с семьей в Париж и там лишен советского гражданства. Практически все участникам выставки также эмигрировали за границу.
Поэт и художник-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов считал, что художественную ценность «Бульдозерной выставки» оценить невозможно, поскольку она продолжалось всего несколько секунд. Однако это была важная социальная акция — попытка «отстоять место свободного существования художника, право выставляться».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бульдозерная_выставка
П.С. Можно как угодно относиться к искусству абстракционистов-концептуалистов и прочих -истов. Показательно отношение руководства советской культуры к подобным же формалистическим изыскам отдельных зарубежных мастеров типа Давида Сикейроса, Фернана Леже или Пабло Пикассо. Им устраивали выставки, писали восхищенные статьи, издавали альбомы и пр. и др. и т.п. А потому что товарищи были коммунисты, дружившие с СССР (еще бы не дружить при таком пиетете и финансовых вливаниях) и пропагандировавшими коммунизм в странах загнивающего капитала, в которых мужественно продолжали жить и работать. Так что двойные стандарты налицо. Если советский формалист рисовал нечто с глазом на спине, то он "пидорас" (незабвенная цитата товарища Хрущева на выставке в Манеже), а если глаз на ягодице у натурщицы Пикассо, то это шедевр мировой культуры и глаз кого надо глаз.
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_59677
или
|
</> |