15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый

топ 100 блогов brodaga_216.11.2023 15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый
15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно вышел первый русский пароход «Елизавета». Корабль был построен на одном из крупнейших предприятий России – металлургическом заводе Берда в Санкт-Петербурге. Эта дата считается началом отечественного судостроения в России. Она знаменательна и для истории мирового мореплавания.
Первый пароход Роберта Фултона, построенный в 1807 году в США, совершал свои рейсы по реке Гудзон. Сомнения в перспективности использования пароходов для морского плавания ограничивали их применение речными маршрутами. Первым пароходом, вышедшим в регулярное морское плавание, стал российский пароход «Елизавета». Случилось это за четыре месяца до морского путешествия парохода «Элиза», который 17 марта 1816 года вышел из английского порта Ньюхейвена и на следующий день пришвартовался в Гавре, на французском берегу Ла-Манша. 
К 1820 году в России были готовы к спуску уже 15 пароходов, в 1835 году, к 20-летию первого рейса, – 52 парохода. Но наибольшего развития строительство пароходов в России достигло после Крымской войны 1853–1956 годов, когда стало ясно, что эра парусного флота закончилась.
Государственном историческом архиве Санкт-Петребурга сохранился подлинный экземпляр российской "Привилегии" (патента) на паровое судно, выданной Берду в 1817 году. К ней прилагаются чертежи этого судна, не имеющие почти ничего общего с примитивной посудиной, нарисованной в книге Белавенца. Согласно чертежу, первый российский пароход выглядел так:

15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый
15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый

 Его приводила в движение одноцилиндровая паровая машина Уатта мощностью 4,5 л.с. с вертикальным цилиндром и нижним расположением балансиров, которая вращала через валы и шестеренчатые передачи два деревянных гребных колеса. На полном ходу и на спокойной воде пароход развивал скорость 8,5 верст в час. Интересно, что железная дымовая труба высотой 7,5 м одновременно являлась мачтой, на которой можно было поднять парус.
Благодаря Берду Россия стала третьей страной в мире после США и Великобритании, которая обзавелась паровым судном и начала развитие парового флота. В этом отношении она опередила все государства континентальной Европы. К сожалению, дальнейшая судьба первого парохода Берда неизвестна, но уже к 1820 году он построил и ввел в эксплуатацию на Неве еще несколько паровых судов.

15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый

Еще одно художественное изображение первого русского парохода (либо - одного из первых) и портрет его автора.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
24 февраля в г. Москве состоялся тринадцатый съезд Федерации компьютерного спорта России. Съезд утвердил отчеты руководящих органов, были избраны Президент, Правление и Контрольно-ревизионная комиссия Федерации. Кроме того, делегаты съезда обсуждали планы и векторы развития ...
...
Когда дочка сказала "Пап, дай денег на ОМОН. В школу требуют", я как обычно попросил передать просителям барабанные палочки и указал направление движения. Оказывается это требовали на охрану школы. А как вчера выяснилось на электронные карты ученика. Дочь притащила договор где я должен ...
Осенняя хандра Сегодня, когда ездил в близлежащий городок, неожиданно посетила мысль: Господи, да через три месяца мне стукнет 74 года, а я мотаюсь по Подмосковью словно молодой. Стал вспоминать, кто из друзей или учителей сидел за баранкой в таком возрасте. Профессор Михаил ...
Эти фотографии были сделаны в августе, когда мы несколько дней жили в Париже. Я фотографировала людей. Как обычно. Потому что город - это люди, а не достопримечательности. Сегодня я захотела их пересмотреть и обратила внимание на то, что лица на них - живые. Тут - множество эмоций. Радость ...