15 ноября 1815 года в первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый


Государственном историческом архиве Санкт-Петребурга сохранился подлинный экземпляр российской "Привилегии" (патента) на паровое судно, выданной Берду в 1817 году. К ней прилагаются чертежи этого судна, не имеющие почти ничего общего с примитивной посудиной, нарисованной в книге Белавенца. Согласно чертежу, первый российский пароход выглядел так:


Его приводила в движение одноцилиндровая паровая машина Уатта мощностью 4,5 л.с. с вертикальным цилиндром и нижним расположением балансиров, которая вращала через валы и шестеренчатые передачи два деревянных гребных колеса. На полном ходу и на спокойной воде пароход развивал скорость 8,5 верст в час. Интересно, что железная дымовая труба высотой 7,5 м одновременно являлась мачтой, на которой можно было поднять парус.

Еще одно художественное изображение первого русского парохода (либо - одного из первых) и портрет его автора.