![](/media/images/top/preview/picslivejournalcomvazartpic00035kc5.jpg)
15 декабря. День памяти летчика Валерия Чкалова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Герои 30-х годов: Валерий Чкалов и пианистка Роза Тамаркина.
Изо всех больших имен геройских,
Что известны нам наперечет,
Как–то по–особому, по–свойски,
Это имя называл народ.
Попросту – мы так его любили,
И для всех он был таким своим,
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним...
Богатырским мужеством и нравом
Был он славен – Сталинский пилот.
И казалось так, что эта слава –
Не года, уже века живет.
Что она из повестей старинных
Поднялась сквозь вековую тьму,
Что она от витязей былинных
По наследству перешла к нему.
Пусть же по наследству и по праву
В память о делах твоих, пилот,
Чкаловское мужество и слава
Чкаловским питомцам перейдет!
1938, Александр Твардовский, «Чкалов».
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца
года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15
ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190
дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной
гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был
отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10
декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле,
при которой мотор часто «глох»; 12 декабря при повторной рулёжке
сломалась тяга управления газом мотора.
13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180:
полётное задание предписывало совершить пробный
полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси; затем после
тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и
1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты
7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый,
самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки
другого лётчика — С. П. Супруна.
По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.