![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcommaysuryan4682503331909803190980_800.jpg)
140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-fab5d0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/3190980/3190980_800.jpg)
Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913
16 (4) января исполнилось 140 лет со дня рождения художника Аристарха Васильевича Лентулова (1882—1943). Его задиристый нрав живописца проявился ещё при поступлении в Петербургскую Академию художеств (неудачном). Экзаменатор укоризненно спросил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зелёный цвет?» На что Лентулов дерзко ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!»
Однако эпоха требовала именно таких: художников-бунтарей, смутьянов в искусстве. По словам Лентулова, именно он в 1910 году именно придумал скандально-вызывающее название для группы художников «Бубновый валет» (куда входили Машков, Кончаловский, Фальк...), близкой к футуристам. «В 1910 году, — вспоминал он, — я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени». «Мы с Ларионовым долго и мучительно придумывали целый ряд названий, символизирующих цели нашего общества… наконец, решили назвать его «Бубновый валет»… Я сам, проавтор этого названия, долго колебался и волновался, пока более решительные товарищи не взяли верх, и название быстро привилось». Дочь художника, Марианна Аристарховна, добавляла: в русских гадальных картах бубновый валет символизировал молодость, горячую кровь…
Один из своих автопортретов Лентулов в те годы без ложной скромности подписал «Grand Peintre Russe» — «Великий русский живописец»! А сравнивая себя и своих друзей с французами, которым они во многом подражали (прежде всего Сезанну), гордо заявлял: «Наш авангард будет покруче!».
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-dd3743.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/3191152/3191152_800.jpg)
Небозвон. 1915 Лентулов: «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные, расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и, в частности, к кремлёвскому стилю и барокко».
Как видим, до 1917 года ни Лентулов, ни Маяковский не чуждались и патриотического творчества:
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-0df3fe.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/3191441/3191441_1000.jpg)
Аристарх Лентулов, стихи Владимира Маяковского. «Сдал австриец русским Львов, Где им, зайцам, против львов! Да за дали, да за Краков Пятить будут стадо раков!». 1915
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-fc79cc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/3191593/3191593_1000.jpg)
Аристарх Лентулов. Военный плакат
Октябрь 1917 года художник принял восторженно: «Я сам к октябрьской революции подошёл с очень большим восторгом и волнением». Лентулов не только приветствовал Октябрь, но и пытался поддержать его со стороны искусства, устраивая вместе с товарищами, как сказали бы теперь, художественные перформансы. Искусствовед Абрам Эфрос писал: «Кто в первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками, слепившими глаза и мутившими мозги? — Лентулов! Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации? — Лентулов! К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, чего он не делал. Это прилипало к нему само собой». Увы, блин оказался комом. Древесное творчество футуристов в ноябре 1918 года бросилось в глаза Владимиру Ильичу Ленину, который обычно спокойно относился к художественным поискам. Но липы были его любимыми деревьями, а футуристов он на дух не переносил! И такое надругательство над липами не стерпел. Владимир Бонч-Бруевич: «Я помню, с каким величайшим негодованием он, вызвав меня, спросил:
— Кто разрешил, кто позволил сделать это издевательство над деревьями Александровского сада, которые окрашены в фиолетовый, красный и малиновый цвета?..
Оказывается, что какая-то декадентская группа, допущенная в то время Наркомпросом к украшению улиц, взяла на себя почин украшения Александровского сада. И не нашла ничего лучшего, как эти великолепные вековые липы, красоту всего сада, искалечить искусственной окраской их могучих стволов, которую нельзя было ничем отмыть в течение нескольких лет. Он потребовал, чтобы я немедленно пошёл в Александровский сад, осмотрел всё, что там сделано, и принял экстренные меры, «чтобы смыть эту паршивую краску с очаровательных деревьев». Я вызвал кремлёвскую воинскую часть, сейчас же пошёл в сад и увидел, как там бегали какие-то люди с ведёрками и окрашивали скамейки, стволы и сучья деревьев во всевозможные цвета. Сопровождающие меня красногвардейцы быстро очистили Александровский сад от этих квазихудожников, и мы приняли все меры, чтобы смыть этот позор с прекрасных деревьев…» Но сделать это было уже невозможно: краска прочно въелась в липовую кору и постепенно сходила с неё ещё несколько лет.
Всё же заметим, что на положении самого Лентулова гнев председателя Советского правительства никак не сказался: нагоняй, возможно, получили лишь чиновники, разрешившие такое оформление Александровского сада.
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-2ff870.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/3191994/3191994_original.jpg)
Критика первомайского оформления Москвы в 1918 году в выходившей тогда оппозиционной либеральной печати
Однако, на фоне всего рассказанного, наверное, было бы очень странно, если бы по Лентулову не ударил поворот советского искусства от революционного новаторства к более традиционным и понятным крестьянскому большинству страны вкусам в середине 30-х годов.
В марте 1936 года в «Правде» появилась редакционная статья «О художниках-пачкунах», а затем статья историка искусства Владимира Кеменова (1908—1988) «Против формализма и натурализма в живописи». Среди других «формалистов» досталось и Лентулову...
В. Кеменов: «Вот картина Лентулова «Портрет жены». Вместо лица — каша грязных буро-фиолетовых подтёков. Ничего человеческого нельзя найти в этом изображении. Таковы же пейзажи Лентулова. Чем объяснить ту смелость, с которой Лентулов выставляет свои работы, и ту снисходительность, с которой жюри выставок отводит им место, отнимая его у талантливых художников, имеющих неизмеримо большие права на внимание советского зрителя?»
![140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина 140 лет художнику, вызвавшему гнев Ленина](/images/main/140-let-hudojniku-vizvavshemu-gnev-lenina-974683.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maysuryan/46825033/2193102/2193102_600.jpg)
Аристарх Лентулов (1882—1943). «Портрет жены и дочери художника». 1915
Сам Аристарх Васильевич такую критику не понимал и говорил с недоумением: «Меня упрекают и за форму и за содержание моих работ, а ведь всю жизнь я писал только то, что видел, и только так, как видел… Какого же ещё реализма они от меня ждут?»...
Художник продолжал работать, но его первая и последняя персональная выставка прошла в 1933 году — правда, с большим успехом. Дочь Лентулова Марианна вспоминала, что отец очень волновался, почти всю ночь не спал, подскочил в 5 утра и поехал на выставку. А когда подходил к помещению, в котором проходила выставка, издалека заприметил хвост очереди. Абсолютный успех! Нарком Бубнов приехал с семьёй и провёл на выставке три часа. Но больше таких выставок не было...
А в наше время холсты Лентулова уходят за миллионы долларов на аукционах «Сотбис» и «Кристис». Рекорд по цене был поставлен в 2013-м: 3,5 миллиона за картину. Годом позже ещё одна картина ушла за ту же сумму...
Такие дела.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcommaysuryan4682503331909803190980_800.jpg)