14 сентября

топ 100 блогов red_nadia14.09.2023 14 сентября.
Нет, не могу молчать). Прямо почти как известная Нина Андреева). И кто там до нее не мог...

"Завтра", увы, напечатала Ю. М. Полякова не полностью. Увы.
Восполняю. С горечью.

ДЕНЬ МУЖЕСТВА

.......
Когда я, будучи председателем Общественного совета Министерства культуры, узнал, что есть смелая идея заменить Доронину «командой молодых, креативных, православных патриотов», я сказал тогдашнему руководителю ведомства, что это преступление перед отечественной культурой, которое ему никогда Россия не простит. Прислать такую команду «православных патриотов» в МХТ имени Чехова – это еще понятно, хотя и бессмысленно. Но в МХАТ имени Горького, к Дорониной! Что за чепуха? Министр, пряча глаза, сослался на команду сверху. Кому пришло там в голову заслать в нормативный театр Дорониной экс-буддиста Эдуарда Боякова, который руководил до этого матершинным театром-подвалом «Практика», основал русофобскую «Золотую маску» и вел сомнительный семинар «Секс или творчество», не знаю, хотя догадываюсь. Свое воцарение во МХАТе он начал со срывания портретов Дорониной в фойе…

Теперь, в пору СВО, всем понятно, что это была четкая антигосударственная диверсия в духовном пространстве. Как такое могло произойти? Расскажу два эпизода, проясняющие, на мой взгляд, суть дела. Когда случился державный наезд на Татьяну Васильевну, сверху порекомендовали СМИ особо «не подсвечивать» тему. Тем не менее, на радио «Комсомольской правды» мы с Андреем Норкиным и его покойной женой Юлией обсуждали погром легендарного театра. Я излагал свое понимание ситуации, удивляясь тому, что среди погромщиков оказался и Захар Прилепин. В перерыве на рекламу Андрей с недоумением сказал: «Ничего не понимаю. Ни Табакова, ни Волчек, ни Ширвиндта, ни Соломина никто пальцем не трогает. Почему великую Доронину уничтожили? За что? Не понимаю!» «Ах, ты не понимаешь? - В раздражении воскликнула Юля. – Да потому что она русская! За русских никто не заступится. Вот и распоясались…» Реклама кончилась, мы вернулись в эфир. А Юлия вскоре скоропостижно умерла. Речь, конечно, не о национальности Дорониной, все дело в направлении ее деятельности, она развивала традиционный национальный театр.
Но согласитесь, странно, что как раз накануне начала кровавой битвы за Русский мир, был показательно уничтожен самый русский театр страны.

Второй эпизод случился совсем недавно, во время открытия юбилейной фотовыставки в фойе ремонтируемого МХАТа. Невооруженным взглядом было видно, что убогая экспозиция подготовлена на скорую руку, для галочки, а стенды изготовлены чуть ли не из ящиков, в которых возят к нам в страну бананы. Но главное заключалось в другом: читая по бумажке приветственное слово на открытии выставки новая руководительница Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, присланная, как и «креативные патриоты», на смену опытному и знающему директору, вспомнила о прекрасной работе Татьяны Васильевны в спектакле Георгия Товстоногова «Варвары». Хорошо? Прекрасно! Но вот только название знаменитой драмы Горького эта креативная дива произнесла на свой лад – «ВарвАры». Наверное, она думает, что эта пьеса о женщинах Варварах… Да, такие люди у нас теперь руководят культурой, и если подобные деятели принимали решение об отстранении Дорониной, то они просто не соображали, «на кого руку поднимают».

Зато очень хорошо поняли, что произошло, зрители. Впервые в новейшей истории нашего театра за отстраненного худрука стеной встали те, кто любил Доронинский театр, стихийно сложилась общественная организация «Спасем МХАТа имени Горького». Они два года не давали покоя чиновникам всех уровней. Сплотились и актеры, оставшиеся верными Татьяне Васильевне, хотя на них постоянно оказывали чудовищное административное давление, некоторым пришлось уйти из родного театра. Тут нельзя не сказать, что струсили, предали Доронину, мгновенно переметнувшись на сторону «зондеркоманды», именно «любимчики», те, кому она давала лучшие роли, выбивала звания, ордена, крестила детей. Что и говорить, трагедия библейского накала… Рассказывают, Татьяна Васильевна, живя уже в геронтологическом центре на Юго-Западе, хотела снова выйти на сцену в любимой роли Вассы Железновой. Она подъезжала к театру на машине, но всякий раз отказывалась войти, боясь, что задохнется воздухом предательства.

В борьбу против разрушителей вступила и Национальная Ассоциация Драматургов, которую я возглавляю с ее основания. Из Минкульта меня заранее предупредили: будешь заступаться за Доронину, твои пьесы вылетят из репертуара. «Буду!» - честно ответил я, Комсомол и партия учили нас принципиальности. Я сдержал слово. Они тоже. Три мои пьесы были сняты, а декорации показательно сожжены, чтобы нельзя было восстановить спектакли. Вот такая нынче идейно-художественная борьба в бесцензурной РФ…

В конце концов нам удалось передать личные письма Татьяны Васильевны Президенту и Патриарху, а это было не так-то просто. Результат превзошел все ожидания: Бояков был снят мгновенно, как губернатор, обнаруживший червяка в кремлевском салате и выложивший эту картинку в Интернете. Но то, что произошло дальше, прекрасно иллюстрирует современную кадровую политику, похожую на конкурс «Честь смолоду», проводимый среди уличных девиц. Вместо матершинника Боякова прислали Кехмана, поднявшегося на торговле бананами, а потом увлекшегося ремонтом музыкальных театров. Говорят, войдя в новый кабинет, он показал на портрет знаменитого драматурга-мхатовца и спросил: «А это еще кто?» «Булгаков», - отводя глаза, объяснил ему кто-то из местных. Кехман и завершил погром русского нормативного театра Дорониной. Сейчас там тотальный ремонт. А чем еще заниматься банановеду?
________________________

Была у меня тут френдесса, Ирина. так яростно выступала против Дорониной, так приветствовала Боякова, восторгалась новой министрессой типа культуры... Ау, Ирина. Вы ж такая православная....ааааа...

**********
Я в Москве была вчера. В гостях. Разумеется, речь зашла о Дорониной ( я подожгла, каюсь). Кажется, я начинаю понимать, каким теткам она не мила. Одиноким. Разведенкам. Я всех оплевала! Мужей много у нее, ага, много. А кто- то ни одного... Приторная? Так не тошнотворная же!

Вот еще про нее.
Телеграм.
БОЖЕСТВЕННАЯ.
Татьяне Дорониной 90.

Еще лет 20 назад ее юбилей был бы главным театральным событием года в нашей стране.
Но сегодня по-настоящему этот юбилей уже некому праздновать – из её великих партнеров и из ее великих бывших мужей живы Радзинский и Басилашвили. Да и великих её зрителей сегодня тоже мало осталось.
Я давно уже не видела её на сцене, но у меня нет ни малейшего сомнения, что она и сегодня – всё равно Божественная.
И сколько бы великих актрис ни знала в ХХ веке русская сцена – но если измерять актерское величие НАСТОЯЩИМ МАСШТАБОМ, без поддавков и скидок — между нею и Бабановой не окажется никого.
Я вообще считаю, что Доронина – главная русская актриса второй половины ХХ века, и можете со мной не соглашаться, но ни одна другая – сколь угодно выдающаяся актриса не произвела таких потрясений на русской театральной сцене, как она, и не сделалась таким великим театральным мифом, как она.
Когда она совершила главную ошибку своей жизни и покинула своего Демиурга – Георгия Товстоногова, великого и ужасного Гогу, – он, жёсткий и безжалостный, не прощавший измен никому, да вообще никому ничего не прощавший – ездил к ней и уговаривал вернуться…
Ну, вот таким Даром человека наделил Господь, и тут можно хоть из штанов выпрыгнуть, а рядом с нею и в самом деле никого не стояло.
А ежели и были таланты ей вровень, то не выпадало им ТАКОЙ театральной и человеческой судьбы, как ей. Ну, не повезло. Не там родились, не у тех и не то играли...
Я видела вживую только один ее спектакль в БДТ – «Три сестры», где она играла Машу. Но видела несколько раз – хоть и была ребенком.
Как она вскидывала гордую голову! Как она постучала по дереву и потом себя по лбу – вслед Наташе! Как она зарыдала-закричала, когда её буквально отдирали силком от Вершинина-Копеляна, расстающегося с ней навсегда!
От этого её крика мороз охватывал и сердце обрывалось…
Я была ею просто заворожена и околдована.
А когда годы спустя уже очень пожилые и очень знаменитые Александр Петрович Свободин и Александр Абрамович Аникст взахлёб, как дети, рассказывали мне про её Монахову в «Варварах», – я совершенно натуральными слезами плакала от зависти.
Они рассказывали о том, как эта провинциальная светская львица буквально ослепляла красотой – и героев спектакля и зрительный зал. Рассказывали, что Доронина сыграла это: вечную трагическую участь Первой Красавицы. Участь, которая всегда оплачивается жизнью и смертью.
И еще о том, как все по ней сходят с ума, как все хотят обладать этой красотой – и все убивают её...
Именно тогда она, полыхающая на сцене непереносимым напряжением страсти, и заговорила этим своим нереальным «полушёпотом-придыханием», да так уже и не смогла остановиться – потому что полыхала напряжением страсти в каждой своей роли, даже той, которая ничего подобного не предполагала.
Я видела все её спектакли в театре имени Маяковского, и могу свидетельствовать: она подавляла собою партнеров любого уровня и масштаба.
Когда она выходила на сцену, рядом с нею просто невозможно было кого-то разглядеть. Даже если она играла «вспомогательного персонажа» – Ксантиппу в практически моноспектакле «Беседы с Сократом», – и то она, непостижимым образом, в эти короткие мгновенья «пересверкивала» Сократа-Джигарханяна.
В спектакле «Да здравствует королева, виват!» Доронина играла сразу две роли – Марию Стюарт и Елизавету Тюдор.
Её появлению на сцене предшествовало всегда что-то наподобие «ветра из-за кулис», как в метро появлению поезда предшествует тугая воздушная волна. Это напряжение вспомнит любой, кто бывал на этом спектакле, оно ощущалось почти физически.
Все вспоминают о том, как мгновенно она успевала сменить облик страшной мрачной ведьмы на сверкающий облик юной красавицы. В любой рецензии на спектакль «Да здравствует королева, виват!» можно прочесть об этой волшебной трансформации – о том, насколько они были разные, и как мгновенно происходило это абсолютное перевоплощение, и какой нервной самоотдачи требовало от актрисы.



А меня так до сих пор не отпускает изумление от того, насколько они – страшная ведьма и юная красавица – были похожи. Как актрисе удавалось «запихнуть» в каждую из этих непохожих женщин практически равный масштаб личности. Роберт Болт не знал, для кого он пишет эту пьесу, но вложил в неё то, что никакая другая актриса извлечь не могла: две стороны одной медали. Одной личности: Татьяны Дорониной.
Тому, что она – феноменальная театральная актриса, актриса-легенда, обладающая уникальной способностью почти магнетического воздействия на зрительный зал, – осталось ныне не так много свидетелей.
Но вот что поразительно: начиная с трагической истории «раздела МХАТА» на Доронину обрушилась вся мощь ангажированной прессы.
Обрушились, конечно же, на возглавленный ею театр – пользуясь вечным приемом ничтожеств – обесцениванием и высмеиванием – но и на неё лично тоже.
Для того, чтобы разрушить эту легенду, этот величайший миф века, были применены абсолютно все средства – включая недопустимые. Обычно, после этого от величайших репутаций не оставалось камня на камне.
Но с этой Легендой так ничего и не смогли сделать, поколебать этот Миф так и не сумели.
Она и тут оказалась сильнее.
Она и в кино была Божественная, но кино всё же было лишь бледным отголоском Её театра, паллиативом «для бедных».
Я видела в кино актрис, чья игра была изощрённее, актрис, более тонких, чем она.
А вот актрис, которые бы, как она, сбивали с ног – я видела только одну – её.
Я, собственно, и про Бабанову-то, которую, конечно же, не видела на сцене, написала лишь потому, что про нее точно так же однажды сказали два совершенно разных человека – Константин Рудницкий и Виталий Вульф: «Она сбивала с ног»!
И что мне сейчас описывать ее фильмы «Старшая сестра» или «Мачеха», или «Еще раз про любовь» или «Три тополя на Плющихе»?
Сегодня, когда секс на экране стал нормой, а фильм без секса или «обнажёнки» – считается коммерчески бесперспективным, – уже никому не объяснить, какой силы заряд чувственности и эротизма принесла со своими ролями на советский экран Доронина.
И какой уровень личностной свободы.
Достаточно включить любой из этих фильмов – и самостоятельно убедиться в том, что сколько бы ни злобствовали, сколько бы ни смеялись над придуманным ею для себя «речевым придыханием», сколько бы еще чего ни говорили, – а она «сбивает с ног» и сегодня.
То, как Доронина в картине «Три тополя на Плющихе» смотрит на тикающий счетчик такси...
Как она, пригорюнясь и стесняясь, поёт «Опустела без тебя земля», и как Ефремов смотрит на неё, поющую, а потом в лобовое стекло своей машины...
Как она мечется в поисках ключа, а найдя этот ключ, ничего не делает – просто молча смотрит в окно сверху, как он курит, курит, ждёт, ждёт. Бесконечно. А потом уходит…
Я не знаю, что и сколько должен понимать человек про жизнь и про любовь, чтобы в этой – не очень длинной картине – рассказать об этом почти без слов. Но до разрыва сердца.
Да за одни эти «Три тополя» её должны помнить и обожать вечно.
И еще: сегодня, в 90-й день рождения Дорониной, я внезапно подумала о свергнутых королевах – о королевах в изгнании.
Они, сидя на троне, могли куролесить, как хотели. Глупостей могли насовершать преизрядно. Что хотели – то и вытворяли. Подданным их королевств порой приходилось несладко, чего уж там.
И Татьяна Васильевна несла свой звездный статус не только с королевским величием, но и с королевскими же причудами.
Но низринутые со своего трона, они как раз и становились истинными королевами.
Как Мария-Антуанетта, в тюрьме и на плахе продемонстрировавшая образцы истинного величия и силы духа.
Как Мария Стюарт, не позволившая своей мучительнице торжествовать над нею.
Как Вия Артмане, сохранившая гордое достоинство даже тогда, когда её – красу и гордость маленькой страны – изгнали из её королевства-театра и из её дома.
Как Доронина, которая сейчас хранит это своё гордое достоинство и несет своё изгнание молча, не пачкаясь, не бегая с жалобами с канала на канал, не торгуясь за свой трон с теми, кто недостоин носить подол её платья.
Они не были образцами добродетели, сидя на троне.

Но когда их трон заняли самозванцы – тут-то и стало видно, кто – монарх, а кто – управдом Бунша.
И в финале этого своего признания в любви и вечном восхищении, хочу вспомнить короткую суровую речь Товстоногова на сборе труппы, которую он произнёс после её ухода:
«Тут кто-то, возможно, вообразил уже себе, что место Дорониной в театре вакантно, и сейчас будет можно его занять. Сообщаю: место Дорониной, действительно, вакантно, но занять его не сможет никто!».
Татьяне Васильевне Дорониной сегодня 90.
Она уже Божественная – навсегда. И уже – независимо ни от чего.
Её место в искусстве сегодня можно объявлять вакантным.
Но занять его не сможет никто! Санкт-Петербургские ведомости
https://spbvedomosti.ru/news/culture/bozhestvennaya-segodnya-ispolnyaetsya-90-let-narodnoy-artistke-sssr-tatyane-doroninoy/




Она умнее своих ненавистников. А красотой ...да с ней мало, кто рядом стоял.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Хвоинка на ночь Иванушка ходил в лаптях. Заходит он в свою избу. Матери дома не было. Услыхал — кто-то в избе пыхтит. Испугался он, дверями хлопнул и побежал. У него оборка от лаптя на ноге развязалась. Прищемило её в дверях, он и упал. И закричал: - Батюшки! Спасите! Домовой ...
Сегодня информагентства со ссылкой на агентство «Новороссия» распространили информацию о тяжёлом ранении министра обороны ДНР Игоря Стрелкова. Информационный корпус министерства обороны ДНР заявил, что командование не обладает такой информацией. Читать далее ...
Кто сейчас верит во всякие там ритуалы, например в Вуду. Полная ерунда, сказки и бред шарлатанов. Если в куклу, изображающую соперницу, воткнуть иголки, то она больше не будет путаться под ногами. Двадцать первый век на дворе, а тут ерунда ...
В конце августа наблюдала за крошками деревенской ласточки . Поймать момент- как родитель кормит птенцов- это почти не реально! Происходит все за считанные секунды. В тот день очень много летала ласточек , ...
О том, что братья Михалковы-Кончаловские внезапно осуществили акт примирения и согласия, не написал только ленивый, то есть я. На такие лишения бывшие антагонисты согласились пойти ради идеи накормить страну вкусной и здоровой пищей по рецептам родного человечка Юлии Высоцкой. Из всего, ...