130 лет автору "Фашист пролетел"

топ 100 блогов maysuryan31.01.2023 130 лет автору Фашист пролетел
Аркадий Пластов (1893—1972). Фашист пролетел. 1942

31 (19) января исполнилось 130 лет со дня рождения Аркадия Пластова (1893—1972) — известного советского художника. Одни обвиняли его в приукрашивании действительности, другие, наоборот, в чрезмерном натурализме. Вот, например, классический «Ужин тракториста» — это что такое? Воспевание или обличение? Ведь ужин-то, как ни погляди, сверхскромный: молоко и хлеб, вот и весь ужин...

130 лет автору Фашист пролетел
Аркадий Пластов. Ужин тракториста. 1951

Примерно таким же Пластов оставался и в личном общении. Из воспоминаний Михаила Ромма о встречах Хрущёва с интеллигенцией:
«В числе прочих, там было выступление художника Пластова. Вышел такой человечек, скромненький, не молодой и не старый, глуховатый, или притворявшийся глуховатым, с простонародным говорком таким, и начал, беспрерывно кланяясь, благодаря партию и правительство, и лично Никиту Сергеевича Хрущёва, рассказывать удивительные истории. Начал он так:
— Вы знаете, Никита Сергеевич, после того заседания на Ленинских горах я, воодушевлённый, восхищённый, старался запомнить всё. Ведь это ж историческое событие. И вот, записал себе заметки и поехал к себе, где я живу (я живу далеко, в глубинке, там у нас совхоз, колхоз когда-то был), еду и в поезде всё повторяю, чтобы не забыть, и ваши слова и слова товарища Ильичёва, и что говорилось, и как говорилось. Приезжаю, ну, меня на станции на санях встречает Семён, он старик уже теперь, окладистый. Когда-то я его пастушёнком написал. Приятель мой. Сел я, и всё жду, что он заговорит со мной об этом великом событии на Ленинских горах. А он всё не заговаривает, не заговаривает. Так, говорит, кто болен, кто здоров, кто умер, кто жив, — как, что. Я ему говорю: «Что ж ты меня не спрашиваешь про событие-то?» — «Какое событие?» — «Ну, на Ленинских-то горах совещание интеллигенции с правительством, художников». Он говорит: «А что, тебе влетело, что ли?» Я говорю: «Да нет, я, наоборот, на коне, другим влетело — абстракционистам, они оторвались от народа». Он говорит: «Как — оторвались от народа? Они что, из иностранцев или графов?» — «Да нет, свои, но оторвались, говорю. Да вы что, газеты-то читаете?» А он мне: «Которые читаем, которые так раскуриваем».
Приехал я к себе, ну никто ничего не знает, Никита Сергеевич. Там не только что абстракционизм или там сюрреализм, там и что такое реализм, никто не понимает. Учительша ко мне пришла, просит: «Дайте мне хоть Репина какую-нибудь репродукцию, показать ребятам. Я же не знаю, чего объяснять-то». [...]
И вот в этом роде он всё говорил. Его Хрущёв пытался прерывать, вставлять замечания, он повернётся: «Ась? Да-да, вот я и говорю!»
Вот, например, такой эпизод:
— Приказали мне доярку такую-то написать. Я посмотрел на неё и в фас, и в профиль. Ну, ничего нет в ней ни героического, ни романтического, ни реалистического, — ну как её писать?
Хрущёв его прерывает:
— Я б её так на вашем месте написал, чтобы эта самая доярка была бы и героической, и романтической, — вот что такое искусство.
Пластов приставляет руку к уху:
— Ась? Ну, вот-вот, я и говорю, Никита Сергеевич, ничего в ней нет ни героического, ни романтического, писать-то и невозможно.
Хрущев опять:
— Да я говорю — её так можно написать…
Пластов:
— Вот я и говорю: нет в ней ничего, Никита Сергеич. А вот, помню, писал я соседку — коз она у меня пасла, во время войны ещё было, — поразило меня трагическое выражение лица. Пишу день, пишу два, пишу три, но времени-то мало — днём пасёт коз, пригонит, уж скоро темнеет. Затянулся немножко портрет. Вот однажды она меня и спрашивает: «Скажи, долго ты ещё портрет-то будешь делать?» Я ей говорю: «Да дня четыре». Она говорит: «Как бы мне не помереть к воскресенью». Да и померла.
Из зала ему:
— От чего?
Он говорит:
— От голода.
И такую он стал картину деревни рисовать, всё поддакивая Хрущёву и говоря: «Спасибо вам, Никита Сергеич», — клуба нет, спирт гонят цистернами, все безграмотные, в искусстве никто ничего не понимает. Эти все совещания никому не нужны. Такую картину постепенно он обрисовал, что жутко стало… Жутко стало. И по сравнению с этим рассказом и «Вологодская свадьба», и «Матрёнин двор» просто показались какой-то идиллией, что ли. [...]
Вот так он всё продолжал, говорил, а закончил он так:
— Надо, братцы, бросать Москву, надо ехать на периферию всем художникам, на глубинку. Там, конечно, комфорта нету, ванной нету, душа нету, но жить можно. — И заканчивает: — В Москве правды нет! — И обводит так рукой.
А говорит-то он на фоне Президиума ЦК! «В Москве правды нет!» И хоть и смеялись во время его выступления, — а когда он кончил, как-то стало страшновато».

Но вернёмся к самой, пожалуй, знаменитой картине Пластова — «Фашист пролетел» (1942), которая вначале называлась «Немец пролетел», но годом позже была политкорректно исправлена на «фашиста». Впервые она была представлена публике на выставке 1942 года, в разгар войны, и производила на зрителей потрясающее впечатление. Они останавливались перед холстом, сжимали кулаки, вытирали слёзы. Сам художник так говорил об истории создания картины: «Осень у нас тогда стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, тёплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную, безгрешную жизнь… чтобы всё это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия, вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всём его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств, общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему... Картина имела известный успех у зрителя. Сам я её тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента зарождения в эскизе до её окончательного завершения». Он замечал: «Есть такие картины, пока пишешь — наплачешься...»
Любопытна история о том, как художник вёз картину в Москву на выставку. Поезд был переполнен пассажирами, так что Пластову пришлось вначале ехать на подножке. В какой-то момент тяжёлая картина выскользнула у него из рук и чуть было не угодила под вагонные колёса. «Помоги!» — попросил он соседа-попутчика. Вдвоём они вытянули картину. Мужчина поинтересовался: «Чего у тебя там?» Пластов сказал: «Чертежи. Новая пушка». Он считал, что если скажет «картина», то его никто не поймёт, когда и людям в поезде места не хватает. А тут, с «пушкой», его уважительно пропустили с подножки в тамбур, а потом даже и в вагон.
Но в каком-то смысле холст действительно был «новой пушкой». Сталин лично отобрал его, чтобы взять в 1943 году на Тегеранскую конференцию «Большой тройки», где решался вопрос об открытии Второго фронта. Картина была повешена в зале советского посольства в Тегеране, где проходила конференция. Сталин рассчитывал на эмоциональное воздействие полотна, и действительно, оно произвело очень сильное впечатление на Черчилля и Рузвельта. Они несколько минут, не говоря ни слова, рассматривали холст...

Бесспорно, что картина написана в традициях отечественной реалистической живописи. По-моему, в ней очевидна и перекличка с известным произведением Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», о котором я как-то писал. Те же бескрайние поля и луга, холмы и перелески, берёзки и рябинки, тот же вечный пейзаж русской золотой осени, и, кажется, на холсте запечатлён тот же пастушок, что и 600 годами ранее... Вот только «фашист пролетел».

130 лет автору Фашист пролетел
Михаил Нестеров (1862—1942). Видение отроку Варфоломею. 1889—1890

Действует параллельный блогу дзен-канал «Исторические хроники»
Подписывайтесь, если понравилось.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях я столкнулась с очередной человеческой глупостью. Русские девушки во всем мире признаны уже самым безмозглыми шопаголиками, но каково было мое удивление, когда я узнала, как их разводят в ювелирных магазинах за_бугром. В основном российские девушки привыкли покупать ценные ...
В российской управленческой системе нет экономистов из 1990-х, за исключением главы Счетной палаты Алексея Кудрина. Об этом в ходе прямой линии заявил президент Владимир Путин. «Ну, во-первых, у нас нет экономистов из 90-х. Где они? Назовите хоть одну фамилию. Если только Алексей ...
Дорогие котоводы, ОЧЕНЬ нужна Баша Помощь. Станционар - это дико дорого. А без него не вытянуть молоденькую кошечку Дусю. В районе 6 утра на улице Ивана Бабушкина 15 соседи услышали истошный кошачий крик. Маленькая кошечка застряла в окне подъезда жилого дома. И провисела она там 3 ...
Вот такие у нас уже подросшие детки! Им уже больше 3 недель. А Патрика и Алишу уже увезли на дачу. На все лето. Так непривычно тихо стало. Я скучаю! То была толпа свиней - аж 4, то осталось 2 малыша... Кира тоже скучает, особенно по Патрику. Нет-нет и вспомнит "Как там Пухля на ...
Жара жестко прошлась по хостам, опалив кончики листьев самых нежных сортов. А вчерашний ливень с градом нанесли новый удар. День был жарким настолько, что даже плитка на веранде ...