120 лет, кстати!

В этом году исполнилось 120 лет самой крупной победе русского флота в XX веке — потопления японских броненосцев «Хатсусе» и «Яшима» под Порт-Артуром в мае 1904 года. Наступательная минная постановка, проведенная минным заградителем «Амур» прямо на пути японского блокадного соединения (ради чего капитану «Амура», Федору Николаевичу Иванову пришлось «закрыть глаза» на прямой запрет командования удаляться от крепости — но в данном конкретном случае дело того стоило) увенчалась полным успехом. Японская эскадра, следующая изо дня в день одним и тем же маршрутом, выскочила прямо на мины.

Броненосец «Хатсусе» подорвался первым, и потерял ход. Пытаясь взять его на буксир, подорвался и второй броненосец, «Яшима». После чего дрейфующий «Хатсусе» натолкнулся на еще одну мину, и почти мгновенно затонул — а японцы, не понимая, что происходит, решили, что атакованы русскими субмаринами (!) и открыли беспорядочный огонь, паля во все, что померещилось.
(интересно отметить, что небольшие субмарины у российского флота в то время действительно были — но они базировались во Владивостоке)
В довершение Очень Плохого для японцев дня, «Яшима», который удалось вытащить с минного поля, по пути в базу начал набирать воду и в итоге тоже затонул. Его потеря, правда, произошла не «на виду» — «Хатсусе» затонул в виду всего Порт-Артура — и поэтому потерю «Яшимы» японцам удалось скрыть до самого конца войны.
P.S. С сожалением должен отметить, что этому событию в нашей историографии и особенно публичной сфере уделяется весьма мало внимания. Возможно, потому, что оно практически не содержит столь любимого обывателями пафоса. Тщательно продуманная и аккуратно проведенная операция — в ходе которой «Амур» даже не приближался к неприятелю — выглядит слишком «рутинной» и «недостаточно героической» (угу, ага). И при этом упускается, что в этой маленькой операции, русский флот нанес японцам более тяжелые потери, чем в грандиозном Цусимском сражении.

P.P.S. Отмечу, что турки свою аналогичную ситуацию — когда во время Дарданельской Операции минный заградитель «Нусрет» удачно выставил минное поле, на котором погибли два британских и один французский броненосец — вполне себе оценили. И теперь у них есть аж два музейных «Нусрета»; восстановленный оригинал в береговом музее, и специально построенная плавучая реплика. Полезно бы брать пример!
|
</> |