12 универсальных ценностей человечества
russkiy_malchik — 03.07.2012________________________________
ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И МОДЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Что мотивировало биологического предтечу человека? (Рис. 3.2.2) Таких мотиваторов было всего три: это чувство голода, инстинкт продолжения рода и чувство опасности. Можно показать, что для человека мотиваторов поведения, кроме этих трех, есть еще двенадцать. Не больше и не меньше. Почему двенадцать? Специальные поиски позволили показать, что все остальные психологические мотивации человека поглощаются отобранными и являются избыточными. Итак, к числу двенадцати цивилизационно-ценностных мотиваторов, которые делают человека человеком, относятся следующие:- стремление к совершенству (безразличие к идеалу);
- креативность (творческая беспомощность);
- инновационность (традиционализм);
- ценность человеческой жизни (пренебрежение жизнью человека как таковой);
- терпимость (нетерпимость к инаковости);
- любовь-семья-дети (голый секс);
- нематериальные ценности (материальные ценности, деньги);
- коллективизм-социальность (индивидуализм);
- душа в религиозном смысле (физическое тело);
- труд (рента);
- альтруизм (эгоизм).
В скобках указаны соответствующие антиценности, апелляция к которым позволяет наметить количественную шкалу для оцифровки данных ценностей. Если коллективизм устремился к нулю, значит начинает нарастать индивидуализм. Если человек не ориентирован на труд, то он, чтобы жить, должен обирать себе подобных, но трудящихся, снимая с них ростовщическую и иную ренту. Двенадцать количественно градуированных осей задают цивилизационно-ценностный профиль каждой цивилизации (рис. 3.2.3).
Ценности-мотиваторы отличаются от иного типа ценностей. Есть такие ценности, как ментальный механизм сравнения с эталоном, есть ценности созерцания. В данном случае речь идет об иных, вполне определенных ценностях, которые заставляют человека действовать тем или иным образом. Они формируют психологический поведенческий тип личности и сообщества, устойчивые социальные стереотипы, позволяют отличить себе подобного от другого, от иного.
Вообще говоря, это почти аналог видового различия в биологическом мире. Легендарный разведчик Абель едва не попался, когда, движимый душевным порывом, занял без каких-либо обязательств своему американскому знакомому денег, когда тот серьезно заболел. Он не оговорил условий займа и тем самым вызвал сильнейшие подозрения, потому что в американском мире денежных ценностных приоритетов так не принято поступать, это аномально. Такое поведение — признак чужого.
Поведение человека пронизывает не только его личную окрестность в жизни. Ориентация наемного труда на материальное или на нематериальное поощрение меняет глобальную картину организации и производительности труда. Россия, например, на путях материального поощрения никогда не сравняется с Западом в производительности труда. Психология правящей элиты отражается на конфигурации политических режимов и систем. Отношение рутинного большинства к лидерам формирует либо патерналистские отношения, либо гражданское общество. Терпимость позволяет или, напротив, не допускает поликонфессиональную империю (Россия) или религиозно-фундаменталистское государство.
Иными словами, важнейшие сферы жизнеосуществления личности, групп, социума в целом, политических и государственных институтов, форм внешних коммуникаций в мире оказываются производными от предложенного пакета социального генетического кода — цивилизационных ценностей-мотиваторов.
Существует обширная мировая база социологических данных по странам мира, в которых задавались сотни вопросов. Они были самые разные, часто подстраховывающие друг друга, ненавязчиво дублирующие. Оказалось возможным выделить группы вопросов (до 4–8), позволяющие получить количественную оценку самим населением страны предпочтений среди введенных выше в анализ двенадцати ценностей-мотиваторов. По этим данным были построены ценностные профили типа показанных на рис. 3.2.3. Нужно, правда, заметить, что эти результаты, как и результаты всех социологических опросов, дают специфическое знание — не более чем об образе сознания респондента, т. е. о том, как он думает о себе по части предпочтений им тех или иных ценностей-мотиваторов. Понятно, что существует различие между тем, как он думает о себе и тем, что имеется на самом деле, т. е. тем, как он ведет себя на самом деле. Образ сознания и действительное распределение ценностей должны отличаться. Более того, на образ сознания можно воздействовать манипуляционными средствами в каких-то целях — например, глобальных социальных технологиях управления, в информационно-психологических войнах. Ниже мы увидим, что так оно и есть на самом деле.
[...]
Предложенный авторами количественный подход к цивилизационному портретированию дает возможность построить в 12-мерном пространстве соответствующий пространственный образ цивилизации, наблюдая за его специфичностью, отличительностью от иных цивилизационных моделей и исторической динамикой. А это в свою очередь дает возможность оптимизировать цивилизационную успешность на основе уникальности данной конкретной цивилизации (рис. 3.2.7).
Разные цивилизационные модели не являются первосортными и второсортными, как это стремятся представить в отдельных теориях или практиках, например Запада. Каждая может быть одинаково или, по крайней мере, сопоставимо успешна, но при условии реализации своих ресурсов и правил успешности. Заимствование может быть весьма губительным. «Что русскому здорово, то немцу смерть!». Введение количественных критериев дает возможность проследить эволюцию цивилизаций и дать ее прогноз.
6-ТОМНИК "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ"
|
</> |