«12 стульев»

Вообще «12 стульев» экранизировались с десяток раз. В самых разных странах.
Из того, что я видел, мне больше всего понравится фильм Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера. Такое ощущение, что несколько раз сидевший Гомиашвили играет самого себя. Настолько органичен он в этой роли.
Главное оружие Остапа – его обаяние. И американец Брукс нашёл на эту роль тогда ещё никому не известного актёра Фрэнка Ланджелло. Фильм в плане актёрской игры и режиссуры получился вполне неплохой. При том, что советскую действительность вся труппа представляла достаточно смутно. В прокате фильм провалился. Думаю, опять же, из-за того, что американскому зрителю все перипетии советской жизни показались чуждыми и малопонятными.
Брукс сильно сократил и изменил в фильме содержимое по сравнению с романом, убрал оттуда совсем уж непонятные на Западе бытовые детали… Хотя для меня (и многих других советских зрителей) именно бытовые подробности романа (как и произведений Булгакова или Зощенко) представляют наибольший интерес. Но – это то, что умом, не зная, понять невозможно.
По жанру романы про Остапа – это традиционный плутовской роман, известный со Средневековья. Но слишком плотно в нашем случае похождения героя переплетены с советскими реалиями, которые человеку со стороны понять сложнее, чем даже жизнь 16 века. Многие нюансы той жизни стороннему кажутся совершенно выморочными и нереальными. Жизнь в условия всеобщей бедности и тотального дефицита умозрительно вообразить очень сложно. Моё поколение это ещё видело. Пусть даже не в самой махровой форме.
Интересно, как воспринимают Ильфа с Петровым и Зощенко те, кто с этим никогда не сталкивался? Насколько они им интересны и понятны?
|
</> |