105 лет назад. Ассирийское рабство, или На картошку!


Иван Владимиров. Трудовая повинность для купцов, дворян и уголовных преступников. 1919
10 декабря 1918 года кодекс законов о труде установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР.
Сейчас трудно даже вообразить, какой бушующий океан эмоций стоит за этой сухой исторической справкой. Но попробуем. Старой интеллигенцией это воспринималось трагически, с надрывом, как чудовищное, невероятное унижение ниже всякого плинтуса. Характерная выдержка из дневника поэтессы Зинаиды Гиппиус:
«26 (13) Октября [1919], вторник. Рука не подымалась писать. И теперь не подымается. Заставляю себя. Вот две недели неописуемого кошмара. Троцкий дал приказ... в Петербурге копать окопы и строить баррикады. Все улицы перерыты, главным образом центральные. Караванная, например. Роют обыватели, схваченные силой. Воистину ассирийское рабство!».
«Ассирийское рабство»! «Неописуемый кошмар»! Вот как! Перед лицом такого ужаса-ужаса-ужаса, конечно, совершенно бледнеет и меркнет тот ничтожный факт, что до этого богачи под аплодисменты той самой ура-патриотической интеллигенции и под страхом тюрьмы и расстрела более трёх лет посылали рабочих на фронты Мировой войны, чтобы им там оторвало одну-две-три и более конечностей, навсегда искалечило или вовсе убило насмерть. Ведь это были сущие пустяки. Что это по сравнению с тяжкими муками интеллигента, купца или дворянина, которому приходится брать в руки лопату и копать землю, убирать мусор или чистить снег на улицах? Ничто, поистине ничто.
Иван Владимиров (1869—1947), который считается советским художником, но который при этом, если судить по его картинам, всей душой ненавидел революцию, бичевал и разоблачал аццких большевиков, отразил это «ассирийское рабство» на своих холстах:

Буржуазия на трудовой повинности. 1920

Купцы и дворяне на работах по вывозу мусора со дворов. 1920

Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918
Вот уж подлинно АдЪ! :) И чтобы сделать мучения Лучших Людей (тм) окончательно невыносимыми, за страдающими, униженными элитариями с помойными лопатами в руках глумливо присматривает дылда-красноармеец, пролетарий-надсмотрщик, посасывая свою циничную папироску.
Правда, на фотографиях того времени всё выглядит далеко не столь брутально:

Бывшие царские офицеры на принудительных общественных работах в Петрограде. 1918

Буржуазия отбывает трудовую повинность

Буржуазия отбывает трудовую повинность на расчистке вегетарианской столовой. 1918
Но это видимость. А на самом деле всё было ещё ужаснее, чем у Владимирова. Филип Джордан, чернокожий слуга посла США в России Дэвида Фрэнсиса, описывал происходящее так: «Большевики по-прежнему у власти и очень озлоблены на богатых. На прошлой неделе они оштрафовали нескольких лавочников на 900.000 рублей за то, что те не расчистили снег у своих магазинов. Но у лавочников нет таких больших денег, чтобы заплатить. Большевики сказали: «Ну, хорошо». И заставили их выйти на улицы и расчищать снег, а после того, как те закончили уборку у своих магазинов, их заставили убирать снег на других улицах города. Так вот безобразно большевики относятся к богатым».
А злыдни-большевики ещё и глумились над несчастными. Известный советский художник Дмитрий Моор (1883—1946) нарисовал почтовую открытку «Мобилизация буржуазии» с шуточным лозунгом «Пролетарий — под ружьё, буржуй — под метёлку!». Ничего святого!..

Но самое главное — что этот ужасающий кошмар продолжался все 74 года преступной большевицкой власти в России. Да-да! Продолжением его уже в позднее советское время было известное посылание «на картошку» в СССР. Посылали студентов, других учащихся, служащих, научных работников. Правда, они уже в меру своих слабых сил протестовали. Помните этот обмен репликами из художественного фильма Эльдара Рязанова «Гараж» (1979)?
— Мне как заместителю директора института звонили из весомой организации… В овощном магазине номер шестьдесят два люди покупали картофель в пакетах — и что они там находили?
— Неужели ананасы?!..
— А находили они там визитную карточку Павла Константиновича со всеми его регалиями, званиями, телефонами и домашним адресом... Что это за выходки? Во-первых, вас никто на овощную базу не отправлял.
— Послали всю мою лабораторию, всех моих научных сотрудников. И я считал невозможным не пойти с ними. Я привык работать добросовестно. Если я при окладе пятьсот рублей в месяц пакую картофель, то я отвечаю за каждую картофелину. Жалобы на качество были?
— Вроде нет...
— Когда вы покупаете коробку конфет, там лежит бумажка: укладчица номер такой-то. А на овощной базе ни мне, ни докторам наук, ни кандидатам, никому номеров не выдавали. Вот я и вкладывал в пакеты визитную карточку.
А вот ещё более откровенная позднесоветская карикатура с протестом против мобилизаций интеллигенции «на картошку» и «на капусту»:

Е. Осипов. Рисунок 1988 года
Причём чёрствые сухари-марксисты в СССР ещё и «научное обоснование» своей преступной практики пытались выдавать, примерно такое: да, отчуждённый труд, по Марксу, это нехорошо. А отчуждение труда, согласно классику, заключается «в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы».

Советские учёные на картошке. 1979 год

«...чувствует себя не счастливым, а несчастным...»

«...изнуряет свою физическую природу...»

«...и разрушает свои духовные силы...»
«Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы...
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному? Правда, еда, питьё, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер».
Но ведь при социализме, продолжали эти начётчики-догматики, сохраняются ещё целые моря отчуждённого труда, посреди которых — небольшие оазисы труда неотчуждённого. Это как раз труд учёных, научных, творческих работников, так ярко описанный в 60-е годы братьями Стругацкими в повести «Понедельник начинается в субботу» (1965). Героям которой так нравится и приносит так много положительных эмоций их работа, что они хотели бы с удовольствием работать не только в будни, но и в выходные дни (в этом и смысл заглавия повести), и в праздники. Материалом для повести, где описан «НИИ Чародейства и Волшебства», послужили впечатления о коллективе Пулковской обсерватории, где работал один из братьев-фантастов.
И, возвращаясь к нашей картошке, продолжали эти апологеты ассирийского рабства, разве не справедливо, что люди, которые трудятся в таком оазисе неотчуждённого труда, должны хотя бы изредка покидать его пределы, чтобы ощутить, как живут и работают остальные трудящиеся? Как же следует относиться к их возмущению тем, что их просят иногда выходить из их башни из слоновой кости?..
Вот так рассуждали эти нехорошие люди, чью демагогию мы даже опровергать не будем ввиду её очевидной нелепости и вздорности.
Главное, что закончилось всё это, как мы знаем, прекрасно. СССР и социализм пали, интеллигентов и студентов освободили от любых «картошек». И теперь они смогли, как абсолютно свободные граждане, уволиться из своих ставших никому не нужными научных институтов, где перестали платить зарплату, и приискать себе хоть какую-нибудь полезную работу: например, челноков или продавцов-ларёчников. Ну, или идти работать дворниками, или на ту же самую овощную базу, но уже не на день-два в сезон, а постоянно.
Вот так Добро победило Зло... С чем нас всех и можно поздравить. :)