100 лет "пломбированному вагону"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
И вагон отправился в путь... Ну а чем всё это закончилось вы и без меня прекрасно знаете...
![Ð.С.ЧÑ
еидзе вÑÑÑеÑÐ°ÐµÑ Ð²ÐµÑнÑвÑегоÑÑ Ð¸Ð· ÑмигÑаÑии Ð.Ð. Ðенина, апÑ. 1917..jpg Ð.С.ЧÑ
еидзе вÑÑÑеÑÐ°ÐµÑ Ð²ÐµÑнÑвÑегоÑÑ Ð¸Ð· ÑмигÑаÑии Ð.Ð. Ðенина, апÑ. 1917..jpg](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-78624d.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/166616/87196860.cf/0_e4056_d127ac73_orig.jpg)
Н. С. Чхеидзе встречает вернувшегося из эмиграции В. И. Ленина, апр. 1917 г.
Полагал я материал соответствующий подсобрать. Но практически в самом начале своих поисков наткнулся на пост ув.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-38d699.jpg?from=http://l-files.livejournal.net/userhead/1512?v=1416213861)
Посему упомянутый пост и предлагаю вашему вниманию.
***
Не так давно мне предложили купить вот эту фотографию.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-102b59.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3790963/3790963_original.jpg)
Продавец убеждал меня со знанием дела, что на фото никто иной, как Владимир Ильич Ленин в пломбированном вагоне путешествующий из Цюриха в будущую колыбель революции. Ребенок на руках меня не смутил, эту историю я знаю неплохо, вместе с Ильичом и Крупской в вагоне ехала Буня Хемовна Поговская с сыном, и ребенок вполне мог оказаться на коленях вождя мирового пролетариата. Интерьер вагона III класса вполне соответствовал времени, тут вопросов не было, но вот само фото вызвало много вопросов особенно при увеличении. Мужик конечно немного походил на будущего основателя Советского Государства, но качество фото было слишком высокое для 1917 года, скорее это начало тридцатых решил я.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-105e05.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3790625/3790625_original.jpg)
Но мне стало интересно, а в каком вагоне Ленин пересек Германию. Наиболее точное описание вагона есть в воспоминаниях, организовавшего этот чартерный вояж, Фридриха Платена
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-0eff4b.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3791248/3791248_original.jpg)
"А утром подали серо-зеленый вагон II и III класса типа «микст» — наполовину мягкий, наполовину жесткий, три двери которого были опечатаны пломбами. Вагон прицепили к поезду на Франкфурт и путешественники стали размещаться. Первое мягкие купе отдали немецким офицерам. У его дверей провели мелом пунктирную черту — границу «экстерриториальности». Ни немцы, ни россияне не имели права переступать через нее. Отдельное купе дали Ленину и Крупской, чтобы Владимир Ильич мог работать. Получили по купе семья Зиновьевых и Поговская с сыном. Отвели и купе под багаж. Но когда дележ закончился, выяснилось, что нескольких спальных мест не хватает. Тогда для мужчин составили график очередности сна. Но всякий раз, когда подходил черед на полку Владимира Ильича, очередники категорически отказывались ложиться на его место: Вы должны иметь возможность спокойно работать."
Я знаю только одно фото сделанное во время этой поездки, вот оно. Это даже наверное не фото, а кадр кинохроники. По нему сложно определить тип вагона.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-1b61d7.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3792685/3792685_original.jpg)
[На самом деле это кадр из кинохроники прибытия Каменева в Брест-Литовск на переговоры о мире. 1917 г. - a_d]
Я сразу вспомнил ленинский мемориал в немецком Засснице, именно здесь закончилось путешествие по Германии и состоялась пересадка на паром в Швецию. У меня даже нашлась открытка времен ГДР
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-1a751b.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3791392/3791392_original.jpg)
Но насколько вагон установленный в 1977 году был аутентичен надо было выяснять. На немецких железнодорожных форумах бытует два мнения насчет вагона в котором Ильич с соратниками пересёк Германию. Первое соответствует воспоминаниям Платена и вагон выглядит так - это прусский АВ6U. Это наверное последнее фото мемориального вагона сделанное 15 июля 1990 года.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-5dcfd9.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3791654/3791654_original.jpg)
Но мне сразу бросилось в глаза несоответствие - вагон не II-III класса, а I-II. Мог ли ошибиться Платен, вряд ли первый класс ни с чем не спутаешь, если только ошибся намеренно, что бы не бросалась в глаза читающим мемуары пролетариям роскошь поездки. В 1988 году на экраны вышел фильм Дамиано Дамиани (помните он снял знаменитый у нас Спрут) "Поезд Ленина" именно про это событие.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-135c4c.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3792017/3792017_original.jpg)
Уверен, что консультанты у режиссера были неплохие вот сам вагон
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-42da40.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3792256/3792256_original.jpg)
А вот интерьер купе, в котором сидят немецкие офицеры сопровождающие революционную бригаду. Это явный первый класс.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-c61dfe.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3792438/3792438_original.jpg)
А вот эта версия рассказанная немецким любителем истории железных дорог мне нравится больше всего. Якобы для перевозки Владимира Ильича с соратниками был предоставлен салон вагон из роскошного поезда Кайзера Вильгельма II.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-4c813c.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3793103/3793103_original.jpg)
Перекрашенный в зеленый цвет поезд стал штабным германской армии
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-2e7815.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3793359/3793359_original.jpg)
А два вагона не вошли в новый состав в том числе и дамский салон вагон , вот так он выглядел. Модель фирмы TRIX.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-d4a1bc.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3793436/3793436_original.jpg)
И вот по мнению моего немецкого друга именно в таком вагоне закамуфлированном под вагон 2-3 класса и провезли вождя через Германию, цепляя вагон к разным поездам.Именно поэтому восстановленный в прежней окраске вагон дожил в ГДР до наших дней, вот так он выглядел в девяностых
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-ff4fd7.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3793867/3793867_original.jpg)
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-562e7f.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3794143/3794143_original.jpg)
А потом благополучно попал в музей, где и находится по сей день.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-da52a0.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3794313/3794313_original.jpg)
Но мне всё таки кажется, что это просто красивая легенда, а ехал Ильич вот в таком вагоне
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-4e1023.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3794577/3794577_original.jpg)
А потом был финский 293, где Ленин был кочегаром...
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-641be7.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3794764/3794764_original.jpg)
И триумфальный приезд на Финляндский вокзал...
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-9b497e.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3795037/3795037_original.jpg)
И был последний ленинский паровоз
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-63bd4b.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3795447/3795447_original.jpg)
Но это уже совсем другая история.
![100 лет 100 лет пломбированному вагону](/images/main/100-let-plombirovannomu-vagonu-aa5f4e.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/matsam/17556459/3795651/3795651_original.jpg)
P.S. Кроме Надежды Константиновны Крупской никто из пассажиров легендарного вагона не умер своей смертью, все были репрессированы, расстреляны или погибли в лагерях в период с 1935 по 1942 год.
Оригинал
|
</> |