100 лет "чёрному квадрату" Казимира Малевича (От 04. 03. 2015)
marfa_nikitina4 — 04.03.2025
В 2015 году исполняется 100 лет "Чёрному квадрату" К.
Малевича

В 2015 году исполняется 100 лет "Чёрному квадрату" К. Малевича.
Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который приобрел его у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге.
Первый "Черный супрематический квадрат" датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.
Второй "Черный квадрат" Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея. Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.Третий - авторская копия первого квадрата, был сделан к персональной выставке К. Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году. Из-за плохого состояния первого полотна Малевича попросили о повторении "Квадрата". Малевич возражал, но всё же решил сделать для Третьяковки ещё один экземпляр.
И четвертый – в 1930 году. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету "Черный квадрат" Малевича. После выставки 32 - 33-х годов "Художники РСФСР за 13 лет" предполагалось, что он хранился дома у Малевича. А потом картина "всплыла" на распродаже "Инкомбанка", который в свое время купил картину у некоего "частного лица".
Первый (самый, конечно, знаменитый) - был выполнен Малевичем в 1915 году и впервые показан в Петрограде на выставке "О,10" (нуль - десять). Сегодня эта картина в плохом состоянии, она перегружена, то есть, написана поверх другой композиции. Кроме того, она не покрыта верхним (защитным) слоем лака. В результате этого почти сразу же на "Чёрном квадрате" появились кракелюры - трещины красочного слоя. И хотя реставраторы периодически укрепляют красочный слой и сам холст, ничего с этими кракелюрами поделать уже нельзя, они расширяются. Очень может быть, что лет через пятьдесят главный "Черный квадрат" вообще погибнет.
"Чёрный квадрат"
![]()
.
.
20 июня 2002 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка, на которой представлена картина кисти Казимира Малевича "Черный квадрат".
"Черный квадрат" до недавнего времени принадлежал собранию "Инкомбанка". По словам М. Пиотровского, после смерти Казимира Малевича это полотно в числе других произведений мастера унаследовала его вдова. В 1991 году, после ее смерти, коллекция перешла к ее племяннице, которая вскоре продала все шедевры "Инкомбанку". После банкротства "Инкомбанка" собрание произведений искусства было отправлено на художественную экспертизу в Эрмитаж. Часть шедевров, среди них и "Черный квадрат" Малевича, были рекомендованы для проведения технической экспертизы. Весной 2002 года специалисты отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа провели полное исследование работы: изучили все материалы картины - холст, грунт и краски - и доказали подлинность картины. Было проведено полное исследование работы: специалисты изучили все материалы картины - холст, грунт и краски. Также сделана экспертиза надписи на обратной стороне полотна - "Супрематизм. Черный квадрат номер 2. 1913 год. К. Малевич".
Последний квадрат, несмотря на авторскую надпись на обороте "1913 г", обычно датируют рубежом 1920-1930-х гг., поскольку нет никаких следов его более раннего существования. Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. После смерти вдовы художника, Натальи Андреевны Манченко, в 1991 г., последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: "Теперь в Эрмитаже находится 4 из 10 самых главных шедевров XX века: "Композиция номер шесть" Кандинского, "Музыка" Матисса, "Черный квадрат" Малевича и "Три грации" Пикассо".
Один из "Чёрных квадратов" (поздняя версия) я видела на выставке "Москва - Берлин" в 1995 году в Берлине. Вот буклет этой выставки:
.
.
Там был и "Чёрный квадрат", но в позднейшей версии.

.

(фото отсюда:https://ok.ru/fondpotanin/topic/157577580837873)
В торжественной церемонии приняли участие тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Фонда Соломона Гугенхайма Томас Кренс, председатель Попечительного совета Фонда Соломона Гугенхайма Питер Льюис и президент Холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин. Во время церемонии открытия выставки В. Потанину была вручена грамота за "большой вклад в развитие культуры".
Основы мастерства речи для деловых и творческих людей
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
МЛАДШЕМУ СЫНУ ОТ ОТЦА
Видение ангела
"Подгоревший тост" — девушка Бонда, Супермена и сантехника Тери Хэтчер и ее
Освобождение городов Донбасса
Пегас — не миф, вот он.
Как выбрать направление для путешествия с ребенком: примеры для разного
Пять пудов любви

