100 лет без Ленина. Фотохроника жизни Ильича
foto_history — 21.01.202421 января – 100 лет со дня смерти В.И. Ульянова (Ленина)
К наиболее метким высказываниям о В.И. Ленине я бы отнёс, в частности, слова Исая Лежнёва (1891—1955), редактора сменовеховского журнала «Россия», в статье «После Ленина». У Булгакова в «Театральном романе» Лежнёв изображён в виде инфернального издателя Рудольфи. А сам Владимир Ильич о Лежнёве высказывался так: «Всегда будет коварнейшим, насколько я могу судить по прочитанным его статьям».
Лежнёв увидел в Ленине образец свободы, свободного человека:
«Боже мой, как много у нас всегда болтали, болтают и по сей день о свободе слова и независимости мысли. Знают ли люди подлинно, о чем они говорят? Говорят, по обыкновению, о внешнем, формальном — о юридической норме. Но средний наш человек внутренне не способен на эту свободу. Он барахтается в плену житейских и моральных условностей, он всегда в цепкой власти старых слов и формул. Рабом, идолопоклонником он распростёрт перед фетишем и догмой, связан по рукам и ногам узлами и узелочками схем и схемочек. Между человеком и фактом — путаное загромождение идолов, паноптикум восковых кукол, застывших масок и гримас, заученных движений — душевных и интеллектуальных, хлам устарелых идей и идеек, обрывки и ошметки изношенных понятий. Средний человек окунается в этот мусор, как в покойную, уютную, тёплую, старую комнатную туфлю, растянутую по ноге, блаженствует и тешит себя блажью о свободе.
И вот Ленин. Человек — свободный и независимый. В чём эта свобода? В том, что между ним и фактом нет средостений. Вот человек и вот факт — и нет между ними никаких средостений, никакого традиционного барахла привязанностей, пристрастий, окостенелых догматических навыков мысли. Эта внутренняя свобода и независимость, умение глядеть правде прямо в глаза, как бы неказиста порой она ни была, умение эту правду высказывать со всей прямотой, простотой и жестокостью, безо всяких паточных оговорочек, безо всякого смягчающего и вуалирующего миролюбчества, безо всякого самодовольного самоуслаждения — величайший дар Ленина, который усвоить будет, пожалуй, труднее всего, ибо это дар революционера в себе самом, а не только во внешней борьбе, что, конечно, несравненно легче и площе...»
А вот ещё одна меткая цитата об Ильиче. Автора указывать не буду, пусть, кто хочет, сам погуглит или догадается. :) Но это — один из самых известных, возможно, даже самый известный в мире и России соратник Ильича.
«Гениальность выдумали французы. Гениальность — это умение анализировать, обобщать и трудолюбие. Таким был Ленин. Ничего необычайного здесь нет. Ленин умел обобщать то, что встречалось в процессе работы у практиков, эмпириков, но чего они не могли ясно понять, осмыслить. Ленин мог по три часа беседовать с простым крестьянином, и он узнавал очень многое, необходимое для политики. Во время прошедшей войны иногда беседа с рядовым красноармейцем, не знающим теории, не осознающим до конца смысл происходящего, но хорошо разбирающимся в своих житейских вопросах, давала нам многое для оценки положения».
А это фотохроника жизни Владимира Ильича (колоризация фотографий в основном Ольги Ширниной).
Стоят (слева направо): Ольга (8 лет), Александр (13 лет), Анна (15 лет). Сидят (слева направо): Мария Александровна (44 года) c дочерью Марией (1 год) на руках, Дмитрий (5 лет), Илья Николаевич (48 лет), Владимир (9 лет)
Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Слева направо (стоят): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев, слева направо (сидят): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов. Санкт-Петербург, 1897 год
В.И. Ленин и Мария Ульянова. 5 июля 1918. Ильич с сестрой идут в Большой театр, где на Всероссийском съезде Советов предстоят жаркие дебаты с левоэсеровской оппозицией. До убийства графа Мирбаха и восстания левых эсеров остаётся один день. Над головой Ленина — рекламные плакаты оппозиционной газеты «Сын Отечества». И театральные афиши Фёдора Шаляпина и «Леда вернулась». Русская сцена жила своей жизнью, несмотря ни на какие революции...
16 октября 1918 года. С Владимиром Бонч-Бруевичем, первая прогулка Ленина после ранения
16 октября 1918 года. В.И. Ленин в своём кабинете в Кремле
1918, 7 ноября. Ленин и Свердлов на Красной площади, во время открытия временного памятника Карлу Марксу
1918, 7 ноября. В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, В.А. Аванесов, Н.И. Подвойский, Г.И. Окулова и М.Ф. Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов. Москва, 7 ноября 1918 года. Панно «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Скульптор Сергей Конёнков. Установлено в 1918 году. Демонтировано в 1948 году.
25 мая 1919 года. Парад Всевобуча (всеобщего военного обучения) на Красной площади
25 мая 1919 года. В.И. Ленин на параде войск Всевобуча. Эта фотография особенно интересна тем, что на заднем плане виден большой портрет Владимира Ильича. Между тем отрицательное отношение самого В.И. к такого рода вещам известно
25 мая 1919 года. В.И. Ленин произносит речь перед полками Всевобуча на Красной площади
25 мая 1919 года. Выступает венгерский коммунист Тибор Самуэли, который был расстрелян спустя 2 месяца после этого выступления, при падении Венгерской Советской Республики. «Нас ещё судьбы безвестные ждут», — как пелось в «Варшавянке»
5 мая 1920. Выступление перед солдатами, отправляющимися на польский фронт
Второй конгресс Коминтерна. 19 июля 1920 года, Петроград, у дворца Урицкого (ныне Таврический дворец)
28 ноября 1921. С Парли Паркером Кристенсеном (1869—1954), кандидатом в президенты США на выборах 1920 года от Рабоче-фермерской партии, в кабинете в Кремле
Ленин и Сталин в Горках. 1922
На прогулке
|
</> |