10 знаменитых советских перформансов
foto_history — 24.10.2021 Самые знаменитые советские исторические и символические действия, которые в наше время, вероятно, назвали бы перформансами.1. Стихи Демьяна на памятнике Александру III (1922). В 1922 году по решению Петросовета и с одобрения Ленина на постамент конной статуи царя Александра III в Петрограде рабочие нанесли специально сочинённые стихи Демьяна Бедного «Пугало». Четверостишие было написано как бы от имени покойного царя:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Рабочие наносят на памятник Александру III четверостишие Демьяна Бедного
Это карикатура Дмитрия Моора 1922 года: царь и его конь с любопытством читают стихи на постаменте...
2. Памятник в клетке (1927). Спустя пять лет, когда праздновалась 10-я годовщина революции, с памятником поступили ещё более радикально: его поместили в клетку!
И всё-таки царский памятник берегли как достояние истории и искусства. В годы войны обкладывали мешками с песком, и это спасло статую даже при прямом попадании неприятельского артиллерийского снаряда.
3. Шествия общества «Долой стыд» (1924). Одним из самых знаменитых перформансов 20-х годов следует, видимо, считать шествия нудистов из общества «Долой стыд» в Москве и других советских городах. К сожалению, фотографий этих демонстраций не сохранилось. Но вот фотография типичного советского пляжа на берегах Москвы-реки, из которой видно, насколько нудизм в сфере отдыха был в то время обычным делом.
Вот как рассказывали об этом современники:
«Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась». (Писатель Михаил Булгаков).
«Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?». (Художница Наталья Северцова-Габричевская).
«Появилось даже общество «Долой стыд!». Кто его придумал — не знаю. Мне запомнился только один эпизод из его «деятельности». В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая пара. Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока возмущённые шумели, трамвай подошёл к остановке, и голая «агитбригада» раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд». (Писательница Наталья Баранская).
Карикатура Ка-Фр'а «Голая пропаганда» (фрагмент) на общество «Долой стыд!» (1924 год)
Наконец, 12 сентября 1924 года в газете «Известия» появились печатные разъяснения наркома здравоохранения Николая Семашко. «Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения, – заявил он. – Во-первых... жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая «революционность»... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь... Улицы Москвы – не берег Чёрного моря... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против «голых танцев» и не можем не протестовать против этого новшества. В тот момент, в который мы живём, когда ещё не изжиты капиталистические уродства, как проституция, хулиганство, обнажение содействует не нравственности, а безнравственности... Поэтому я считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами».
После этого общий ветер переменился – журналы стали печатать ехидные шутки вроде таких – покупательница в магазине возмущается:
– Как вам не стыдно так обвешивать?!
– Я, гражданка, член Общества «Долой Стыд».
Лауреат Пулитцеровской премии Х.Р. Никерборгер (Hubert Renfro Knickerbocker) описал свое путешествие в 1931 году по берегам Москвы-реки. Вот его наблюдения: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце... Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей – полностью обнажены... Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков, либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками... На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены... Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания».
Из своих наблюдений гость делал такой любопытный вывод, который позволяет лучше понять социальную и политическую сторону советского натуризма 20-х годов: «Снимание одежды – наиболее радикальное уравнительное действие, которое может быть предпринято человечеством... При обнажённости классовые различия исчезают. Рабочие, крестьяне, конторские работники становятся вдруг просто людьми. Это, в краткой форме, излагает... главную цель советских революционеров. Вот почему... этим летом в Советском Союзе, на каждой его реке, на берегах всех его озер и морей, буквально миллионы мужчин и женщин плавали и загорали под солнцем без одежды, естественно, как будто по-другому не могло и быть...»
4. Сожжение паранджи (1927). 8 марта 1927 года на площадях городов Узбекистана прошли массовые сожжения паранджи. Одна из таких акций состоялась в Андижане. На площади Регистан в Самарканде тысячи узбекских женщин также сняли с себя паранджи, сложили их в кучу, а затем подожгли её. В этот день от паранджи избавились 10 тысяч женщин. Ещё 90 тысяч женщин сняли паранджу в течение трёх последующих месяцев.
Сжигание чачванов (вариант чадры) в Андижане в Международный женский день 8 марта 1927 года
А вот этот советский плакат 20-х годов, как можно понять по изображению, ненавязчиво призывал женщин Средней Азии не только чадру, но и нечто большее с себя скинуть. Он может показаться в наше время чем-то уж совсем фантастическим и совершенно невероятным. Что, вариант лиги «Долой стыд!» в Средней Азии? В обществе с мусульманскими традициями? Да не с ума ли сошёл автор плаката?..
Но всё было не так уж фантастично. По крайней мере, вот эта знаменитая фотография «Узбекская мадонна» запечатлела освобождённую мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребёнка грудью. Это самый известный снимок фотографа Макса Захаровича Пенсона (1893—1959). Как произведение фотоискусства он получил высшую награду Всемирной выставки в Париже в 1937 году.
5. Трамвай-гроб на Красной площади (1928). С 1909 по 1930 год по московской Красной площади ходил трамвай. А в 1928 году здесь проехал агитационный трамвай — гроб русского капитализма. В нём лежал огромный карикатурный труп буржуя.
6. Пасха и рождество комсомола (1920-1930-е). Список советских перформансов будет неполным без упоминания шествий, приуроченных к 1 Мая или религиозным праздникам, которые называли «пасхой» или «рождеством» комсомола.
1923 год. Комсомольское рождество на Малой Дмитровке
Обращает внимание, что на второй фотографии в числе буржуев и прочих потешных врагов демонстранты несут и карикатуру на Л.Д. Троцкого. Видимо, к этому моменту (с конца 20-х) он тоже прочно вошёл в число высмеиваемых врагов.
Г. Шубина. Комсомольская пасха. 1928
А это карикатуры на тему комсомольских карнавалов:
Рисунок Л. Генча. 1932 год. «Ошибка старушки. — Господи Иисусе, батюшку-то узнаю, но церковь до чего изменилась!»
Рисунок Ю. Ганфа. 1935 год. «Майский вечер. — Теперь я понимаю, что такое тяжёлый гнёт прошлого».
Рисунок Л. Генча. 1938 год. «Ах, эти чёрные глаза...» «— Милая Надя, я очарован вашими глазами».
7. «Парад пленных и поливальных машин» (1944). 17 июля 1944 года по Москве прошли около 57 тысяч пленных немецких солдат, офицеров и генералов. В основном они принадлежали к группе армий «Центр», разгромленной накануне в Белоруссии. Операция НКВД называлась «Большой вальс». Мой отец, тогда ещё московский школьник, был очевидцем этого парада пленных. Он произвёл на него большое впечатление, и он его не раз вспоминал много лет спустя, как и другое событие тех лет — салют Победы. Говорил с улыбкой: «А потом за ними ещё пустили колонну поливальных машин, которые всё мыли и чистили — так, чтобы даже следы их с асфальта смыть!». И взмахом руки показывал, как начисто смыли.
8. Фашистские знамёна у Мавзолея (1945). 24 июня 1945 года, на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. Кульминацией парада стал момент, который газета «Правда» в те дни описывала так: «Внезапно смолкает оркестр. Раздаётся резкая дробь барабанов. Взору представляется незабываемая, глубоко символичная картина. К трибуне подходит колонна бойцов. У каждого в руках — немецкое знамя. 200 пленённых вражеских знамён несёт колонна. Сейчас они — единственное, что напоминает о былых полках и дивизиях Гитлера. Поравнявшись с трибуной, бойцы делают поворот направо и презрительным жестом, с силой бросают вражеские знамёна на мостовую, к подножию Мавзолея…»
9. Ботиночная дипломатия в ООН (1960). Этот перформанс носил более «камерный» характер, чем предыдущие, тем не менее прогремел на весь мир. 12 октября 1960 года на 15-й Генеральной ассамблее ООН во время речи одного из антикоммунистических ораторов глава Советского правительства Никита Хрущёв снял с ноги ботинок и положил его перед собой. Очевидцы расходятся в свидетельствах — то ли лидер СССР стал стучать ботинком по столу, выражая своё негодование, то ли просто показал, что собирается так делать. На самом деле сценка с ботинком была тщательно продумана и подготовлена. Как известно, ООН была, да и остаётся, своего рода «мировым парламентом», и коммунисты в этом парламенте составляли меньшинство. Ещё перед поездкой Хрущёв поинтересовался у своих помощников, какие существуют в мировой парламентской практике сильные, но при этом разрешённые регламентом способы обструкции. Он с удовольствием вспомнил, что в дореволюционной Государственной Думе, где депутатов-большевиков было всего полдюжины, они умели, тем не менее, с помощью обструкции влиять на ход заседаний. Зять советского премьера журналист Алексей Аджубей: «Не без юмора рассказал, что Бадаев, член большевистской фракции в думе, специально учился у мальчишек свистеть — в думе все большевики освистывали неугодных ораторов, да так, что их речи практически невозможно было услышать». Хрущёву ответили, что есть такой способ парламентской обструкции: стучать обувью по столу, заглушая речи ораторов противоположной стороны. Никита Сергеевич взял это себе «на заметку».
А так он выглядел на карикатурах из западной печати. Это — рисунок голландского художника
Советские граждане подробно узнали про историю с ботинком из речи того же Алексея Аджубея на XXII съезде КПСС. Он заявил с высшей партийной трибуны 26 октября 1961 года: «Может быть, это и шокировало дипломатических дам западного мира, но просто здорово было, когда товарищ Н.С. Хрущёв во время одной из провокационных речей, которую произносил западный дипломат, снял ботинок и начал им стучать по столу. (Бурные аплодисменты. Смех.) Всем сразу стало ясно: мы решительно против, мы не хотим слушать такие речи! Причём Никита Сергеевич Хрущёв ботинок положил таким образом (впереди нашей делегации сидела делегация фашистской Испании), что носок ботинка почти упирался в шею франкистского министра иностранных дел, но не полностью. В данном случае была проявлена дипломатическая гибкость! (Смех. Бурные аплодисменты.)».
Что можно сказать, подытоживая эту историю? Это был яркий жест, вполне в русле самостоятельной и смелой политики, которую в те годы проводил СССР на международной арене. И притом целиком в рамках мировой парламентской практики. Стыдиться надо вовсе не «ботиночной дипломатии», а более поздних времён, когда Москва стала стараться выглядеть «белой и пушистой» в глазах буржуазного Запада и одного за другим сдавала ему своих настоящих друзей и союзников...
10. «До свиданья, наш ласковый Миша!» (1980). 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Олимпийских игр в Москве.
На этой церемонии зрителям больше всего запомнился талисман Олимпиады Мишка, улетающий на воздушных шариках и прощально машущий лапой под грустную песенку:
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес...
|
</> |