10 любимых детских книжек. 1 "Скорая помощь"
kavery — 13.07.2022
Почему-то захотелось поделиться рассказом про некоторые книги из
моего детства. Причем про книги в большинстве своем для самых
маленьких. Тоненьких детских книг у нас в доме всегда было много, в
покупке книг мне родители не отказывали. Жаль, что позже мама много
отдала моим племянникам, я особенно жалела об этом, когда стала
работать в школе, и мне эти книг могли бы пригодиться. Тогда я
начала собирать детские книги заново. И сейчас, хотя мне это уже не
актуально, я все равно иногда что-то покупаю. Причем как новые, так
и старые книги в букинисте. И беру такие именно издания, как были у
меня в детские годы. Бывает так, что даже и не помнишь книгу, а
попадется, и сразу всплывает в голове целая гамма чувств и эмоций
из прошлого. Наверное, поэтому я их покупаю. Это такая наивная и
немного глупая попытка вернуться в те годы, когда мне было хорошо и
спокойно. А еще эти книги интересны с точки зрения того, что они
повлияли на мой эстетический вкус, во многом его сформировав, и
многое, из того, что мне нравится сейчас - родом из тех книг. Как
раз сейчас в процессе разбора библиотеки, убираю эти книги в
наконец купленные архивные папки. Заодно их пересматриваю,
перечитываю. Давайте полистаем их вместе.
Не так давно в букинисте наткнулась на эту книгу
Марцинкявичус Юстинас. Скорая помощь.
Перевод с литовского. Н. Мальцева.
Художница Лелия Бичюнайте / Lelija Bičiūnaitė
Вилюнюс:Vaga,1975
Я давно ее искала, но воспоминания о ней были самые смутные.
Помнила, что была у меня книга про кукол, что автор у нее какой-то
прибалтийский. И все. Еще, как оказалось примерно, помнила имя
главной героини.
По сюжету заболела кукла, стала синей и не встает с постели.
Весь текст публиковать не буду, Айболит конечно кукле помог, а
причина болезни изображена на обложке.
Чем же мне нравилась эта книга? Во-первых, наверное стилем
иллюстраций. Мне кажется, что они частично выполнены в стиле
аппликации. Очень необычно и ярко. Немного декоративно, но
для маленького ребенка то, что надо. Причем не смотря на
некоторую плакатность аппликации, тут все равно много нюансов,
сложные цвета. И фактура и узор на кусочках делают картинку еще
интереснее и сложнее. Конечно ребенком я не рассуждала таким
образом, но однако иллюстрации врезались в память, потому что
выделялись в море книг.
Еще интересный лично для меня момент связан с именем героини.
Почему-то в памяти сохранилось имя Нэлли. Видимо, прибалтийское имя
Оняле - слишком сложное было для восприятия, слишком необычно. Имя
Нэлли тоже было редким именем, однако встречалось. Например на
ленинградском ТВ была ведущая Нэлли Широких. Позже это имя было у
одной из героинь в фильме "Большая перемена". Да и в жизни
встречала я его в детские годы, хотя и не часто. Вот память и
заменила непонятную экзотику, на что-то тоже редкое, но более
знакомое и похожее по набору звуков. Кстати, мне кажется, что
сейчас имя Нэлли совсем исчезло. У детей я его не слышала. А вам
оно попадается?
А вот этот кусочек был одним из любимых:
Тут, конечно меня интересовали первые строки про Луну и
Тяни-Толкая. Это же какой простор для фантазии! Сразу хотелось
придумывать как выглядит лунный мир, где живут такие необычные
звери. И вот он маленький шажок к будущей любви к научной
фантастике. Да и сама идея о том, что такой знаменитый доктор не
может жить в обычном месте - уже занимательна.
Поискала другие иллюстрации этой художницы. Пока нашла крохи. Но
даже по ним видно, что подобный стиль для нее был характерен.
Конечно большинство ее книг с ее иллюстрациями - это издания
на литовском языке.
Не много информации и о самой художнице. Нашелся некролог, она
умерла совсем недавно, в 2020 году . Перевод гуглом, кривой, так
что исправляйте, если что.
Лелия Бичунайте
08.02.1931 - 20.02.2020
20 февраля родилась известная художница с самобытным
стилем, график Лелия Бичюнайте. На ее иллюстрированных книгах и
учебниках выросло не одно поколение в Литве. Онаь родилась в
Рокишкисе. в 1940 году вместе с родителями он переехал в Вильнюс,
где в 1948 г. окончила среднюю школу Саломеи Нерис, поступила и
успешно училась в Государственном институте изобразительных
искусств в Вильнюсе. В 1954 году окончила факультет графики по
специальности книжная иллюстрация и дизайн. По словам Витаутаса
Юркунаса, «художница в институте проявила большое усердие,
честность и несомненные таланты в области графики». После учебы
Лелия Бичунайте начала активно заниматься творческой деятельностью,
в основном создавая книжную иллюстрацию и промышленную графику.
Работала художником в Государственных издательствах педагогической
литературы, политической и научной литературы,
Республиканском Доме народного творчества. За долгие и плодотворные
годы творческой работы художница проиллюстрировала множество
детских книг литовских писателей. Это «Колыбельная для самых
маленьких» В. Баранаускаса (1957), «Дедушкина сказка» К.
Кубилинскаса (1956), «Скорая помощь» Я. Марцинкявичюса (1968),
«Солнечные зайчики» Я. Лаужика (1968). и многие другие.
Наводящая на размышления и интересная работа художницы Лелии
Бичунайте не утратила своей актуальности и сегодня. Также Л.
Бичюнайте проиллюстрировала значительное количество школьных
учебников, за что была награждена дипломами I и II степени
Всесоюзной и Литовской типографий. В 1967 году художница получила
Всесоюзный диплом за иллюстрации и книги, представленные на
международной выставке, в 1968 году ее работа также была отмечена
различными значительными наградами. Талантливый иллюстратор в 1979
году. награжден бронзовой медалью Всесоюзной выставки достижений
народного хозяйства за книгу К. Кубилинскиса "Вай ту,
Мартынай".
Lelija Bičiūnaitė
1931 08 02 – 2020 02 20
Vasario 20 d. Anapilin iškeliavo puikiai žinoma savito braižo
dailininkė, grafikė Lelija Bičiūnaitė. Ne viena karta Lietuvoje
užaugo su jos iliustruotomis knygomis bei vadovėliais. Kūrėja gimė
Rokiškio mieste. 1940 m. drauge su tėvais persikėlė gyventi į
Vilnių, kur 1948 m. baigė S. Neries gimnaziją, įstojo ir sėkmingai
studijavo Valstybiniame Dailės Institute Vilniuje. 1954 m. grafikos
katedroje ji baigė knygos iliustracijos ir apipavidalinimo
specialybę. Pasak Vytauto Jurkūno, „dailininkė institute pasižymėjo
dideliu darbštumu, sąžiningumu ir neabejotinais gabumais grafikos
srityje“. Po studijų Lelija Bičiūnaitė aktyviai įsitraukė į
kūrybinį gyvenimą, daugiausiai kūrė knygų iliustracijų ir
pramoninės grafikos srityse. Ji dirbo dailininke
Valstybinėje pedagoginės literatūros, Valstybinėje politinės
ir mokslinės literatūros leidyklose ir Respublikiniuose liaudies
kūrybos namuose. Per ilgus ir produktyvius kūrybinio darbo metus,
dailininkė iliustravo daugybę Lietuvos rašytojų knygų vaikams. Tai
V. Baranausko „Lopšinė mažiesiams“ (1957 m.), K. Kubilinsko
„Senelio pasaka“ (1956 m.), J. Marcinkevičiaus „Greitoji pagalba“
(1968 m.), J. Laužiko „Saulės zuikučiai“ (1968 m.) ir daugelis
kitų.
Įtaigi ir įdomi dailininkės Lelijos Bičiūnaitės kūryba
neprarada aktualumo ir šiandien. Dalis kūrėjos iliustruotų knygų
buvo nesenai perleistos ir graibste išgraibstytos pirkėjų. Taip pat
L. Bičiūnaitė iliustravo nemažą skaičių mokyklinių vadovėlių, už
kuriuos buvo apdovanota Visasąjunginės ir Lietuvos Respublikos
Poligrafijos valdybų I – ojo ir II – ojo laipsnio diplomais. 1967
m. dailininkė gavo Visasąjunginį diplomą už iliustracijas ir knygas
eksponuotas tarptautinėje parodoje. 1968 m. jos kūryba taip
pat pažymėta įvairiais reikšmingais apdovanojimais.
Talentinga iliustratorė 1979 m. apdovanota Visasąjunginio
Liaudies ūkio pasiekimų parodos bronzos medaliu už K. Kubilinsko
knygą „Vai tu, Martynai“.
Dailininkė visą savo gyvenimą atidavė knygų iliustracijai,
sukūrė eilę originalių grafikos lakštų, virtuoziškų piešinių bei
kitomis technikomis atliktų įsimintinų kūrinių.
Lelijos Bičiūnaitės atsidavimas kūrybai, darbštumas ir
sąžiningumas, per amžius išliks menininkės kūriniuose bei su ja
bendravusių žmonių atmintyje.
#летовместе,
#10книг