10 лучших советских фильмов об отечественной истории
pegasoff — 01.11.2022 Когда я сообщил о том, что посмотрел всё советское кино, от меня потребовали каких-нибудь выводов и рейтингов. Ладно, готов составить несколько «списков лучших», однако сперва напомню, что ранее я уже публиковал подобные заметки о советском кино:● 10 лучших советских научно-фантастических фильмов
● 10 перестроечных научно-фантастических фильмов, которые вы не видели
● 6 фильмов о Советско-японской войне
Новый список посвящаю отечественной истории. В конце концов, я же историк по образованию. Порядок исторически-хронологический и охватывает историю России до XIX века включительно. (Про революции с Гражданской войной и Вторую мировую я планирую отдельные списки.)
Русь изначальная Геннадия Васильева, 1985
Блестящий образец того, как советская историография 60 лет назад (оригинальный роман вышел в 1961 году) смотрела на происхождение русского государства. Никаких норманнов, зато есть россичи (от речки Рось), а также противостоящие им иудеи-хазары и очень вредные византийцы.
Александр Невский Сергея Эйзенштейна, 1938
Хрестоматийная картина с кострами аутодафе, построением «свиньёй», музыкой Прокофьева и крылатыми фразами вроде «Коротка кольчужка!». Мем «Кто к нам с чем, тот от того и того» придуман сценаристом Петром Павленко специально для данного произведения.
Андрей Рублёв Андрея Тарковского, 1966
Черно-белое средневековье, страх и ужас которого иконописец преодолевает, расписывая храм в Звенигороде и помогая лить колокола. Один из главных фильмов в жанре дотошного историзма.
Иван Грозный Сергея Эйзенштейна, 1944—1945
Недописанное экспрессионистское полотно, в котором подающий надежды юный царь неторопливо превращается в кровожадного, но рефлексирующего монстра. Сталину не зашло: возможно, не впечатлила хореография гомосексуального танца опричника, переодетого барыней.
Степан Разин Ивана Правова и Ольги Преображенской, 1939
Про восстание Пугачёва в СССР сняли полдюжины фильмов, включая несколько «Капитанских дочек», но примечательнее фильм о другой крестьянской войне — восстании Разина. Это ещё один экспрессионистский взгляд на историю России с развесистой, но очень стильной клюквой. За пропаганду народной правды и ненависти к богачам режиссёр по совокупности работ отправился в ГУЛАГ.
Пётр Первый Владимира Петрова, 1937—1938
Один дедушка Пётр хороший был царь. Несмотря на то, что оригинальный незаконченный роман начинается с детства Петра, здесь зрелый Пётр могучей рукой рубит шведов и окно в Европу. Жаль, богатые образы многочисленных недругов царя из книги Толстого не раскрыты в киношном хронометраже.
Россия молодая Ильи Гурина, 1981—1982
Экранизация романа Германа интереснее предшествующей сериалу дилогии (тоже с Золотухиным в роли Петра), которая опять экранизировала Толстого. Здесь царь — второстепенный персонаж, а его эпоха показана глазами героев из разных народных слоёв.
Баллада о Беринге и его друзьях Юрия Швырёва, 1970
Бесстрашные люди отправляются покорять Дальний Восток и Заполярье, где будут бороться с океаном, погодой, голодом и снежной пустыней. Элементы хоррора не хуже, чем в сериале «Террор» и мемуарах о погибшей экспедиции Скотта.
Михайло Ломоносов Александра Прошкина, 1984—1986
Сериал к некруглому, но широко отмечавшемуся юбилею учёного — 275 лет. От детства в Холмогорах через немецкие армию и университеты до Московского его имени. Впечатляет дотошность и размах: например, Германию снимали в ГДР.
Война и мир Сергея Бондарчука, 1965—1967
6 лет снимавшийся сериал из четырёх (!) полнометражных фильмов, ставший самым дорогим кинопроектом в истории и получивший оскара. Неповторимый размах, инновации в киносъёмке, Бородинское сражение как настоящее, а скидку приходится делать на возраст артистов.
Что вы бы добавили?