10 карикатур Бидструпа о собратьях-художниках
maysuryan — 27.09.2025

Продолжая галерею работ датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа (1912—1988). На очереди — его комиксы о коллегах-художниках и их творениях. Политические взгляды художника-коммуниста лучше всего видны в последнем комиксе — респектабельная буржуазная публика благосклонно принимает и абстракцию, и эротику, и импрессионизм, и кубизм, и даже «социально-критическое» изображение оборванного нищего, просящего милостыню, но шарахается в возмущении и испуге от портрета мускулистого рабочего, деловито засучивающего рукава.
Сам Бидструп вспоминал о годах своего обучения в Академии художеств:
«В тот период в Дании появились ретивые поборники абстрактного искусства. Правда, их было не много. Несколько моих товарищей стали пионерами абстракционизма в нашей стране. Они ушли из тормозившей их «революционный» порыв Академии, намереваясь подорвать буржуазную культуру «новым искусством». Но не всё здесь так просто. С вершины своей башни из слоновой кости абстракционисты насмехаются над буржуазией, которая теперь уже не негодует, а наоборот, рассматривает их творения с почтительным признанием. Ведь эта живопись не представляет никакой угрозы для капиталистического общества, напротив, на ней даже можно подзаработать. Часто картины молодых художников скупаются по дешёвке – такое имущество не облагается налогом, – а если в дальнейшем художник станет знаменитостью, то на его произведениях можно нажить капитал. Когда буржуа стали покупать картины абстракционистов, они готовы были признать искусством что угодно. Любая мазня принимается критикой с восторгом, о ней судят с профессиональной серьёзностью.

Шедевр
Я совсем не намереваюсь утверждать, что эксперименты вредны. Они полезны не только для отдельного художника, ищущего таким путем форму, наилучшим образом выражающую его мысль. Эксперимент может также привести к обновлению старых, банальных способов изображения, становящихся однообразными и поэтому теряющих силу воздействия. Однако самое главное – насколько ясно выражена идея произведения, мысль художника. Ведь чтобы общаться друг с другом, мы пользуемся языком, независимо от того, русский ли это, английский или датский. Когда слушаешь русского оратора, не понимая языка, то можно, естественно, наслаждаться музыкой речи, но в конце концов захочется узнать, что же было сказано, и перевод на язык, который понимаешь, удовлетворяет твоё любопытство».

Ваятель

Высшая точка

Карикатура

Картина

Настоящий натуралист

Оригинал
Здесь, как видим, молодой художник решает пооригинальничать: отпускает бороду, длинные волосы, обряжается в модный свитер «с оленями» (как его называли в СССР), обматывается шарфом, раскуривает трубку. Увы... среди последователей этой моды он совсем не оригинален.

Сила искусства

Формализм

Ценители искусства
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Как пал последний оплот великой Римской империи
К сегодняшним новостям
« Да будь я. и негром преклонных годов...»
Проходимость вездехода, комфорт междугороднего автобуса: тест 8-колесного
От Летова к Шульгину
Трамп готов к ядерной войне с Россией: главу Белого дома убедили, что
Цветущий октябрь
В Москве состоялись Четвертые Осиповские Чтения

