10 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ НА ВЕЧЕР: ЧАСТЬ V

1) «Февраль» (February)

Приятное открытие, что режиссёр спорного фильма «Гретель и Гензель» Оз Перкинс (сын известного актёра Энтони Перкинса) в 2015 году снял довольно крепкий дебютный хоррор «Февраль». Завораживающий слоубёрнер с простым содержанием, но заковыристым нарративом, в котором развиваются две сюжетные линии на первый взгляд несвязанные между собой. Кино, погружающее в вязкую и тягучую меланхолию одиночества про то, как душевная и эмоциональная травма потери открывает дверь злу, и ты приветствуешь это, так как только оно обратило на тебя внимание. А возможно, это про то, как травма сводит тебя с ума. Гитарные струны композитора Элвиса Перкинса иногда напоминают работы Бадаламенти, и есть ощущение, что в фильме присутствует еле уловимый линчевский флёр. И неспроста, так как чувство словно ты находишься в тревожном, неуютном сне, тебя не покидает до финальных титров.
2) «Блаженство» (Bliss)

Наркотический и психоделический трип про муки творчества, во главе которого инфернальная эстетика. Выпуклая визуальная оптика автора словно заимствует режиссёрский стиль Гаспара Ноэ. Кислотные цвета картины настолько выжигают зрительские глаза, что хочется добавки. По сути, режиссёр Джо Бегос берёт самых заезженных существ хоррор-фильмов как вампиры, но выворачивает эту архаику в актуальную среду людей творчества. Тем самым демонстрируя как разрушительная сила помогает главной героине созидать, отдавая всю себя на алтарь искусства.
3) «X» (X)

Грамотно выверенный и стилизованный слэшер Тая Уэста о том, как старость завидует молодости и уничтожает её, чтобы вспомнить и почувствовать те телесные ощущения через тактильный ритуал не секса, но хотя бы убийства. Саспенс, музыка, кровище и визуальный стиль тут работают почти идеально. А Миа Гот демонстрирует отличный двойной актёрский перформанс.
4) «Исцеление» (Cure)

Загадочный хоррор Киёси Куросава пленяет своим необычным сюжетом про людей, убивающих своих родных, которые потом не помнят зачем они так поступили. Куросава отлично работает со саспенсом и ловко нагнетает интригу, а в некоторых сценах выдаёт настоящего Линча. Больше ничего не скажу, так как это надо смотреть.
5) «Ты не будешь в одиночестве» (You Won't Be Alone)

Это словно Теренс Маллик решил снять эзотерический хоррор. Прекрасная в эстетическом и визуальном плане кино с жуткими в своей обыденности хоррор-моментами. Фильм замечательно работает на множестве уровней: там есть отличная метафора о том, как главная героиня с детства, лишённая социализации, став ведьмой начинает постигать в себе человечность. Красиво показано экзистенциональное познание героини через призму патриархата, маскулинности, материнства и сексизма. Горан Столевски не лишён чувство ритма, вроде сейчас он с головой уйдёт в авторскую претенциозность, но внезапно он демонстрирует щепотку злой иронии.
6) «Наблюдающий» (Watcher)

Изысканный в своей параноидальности триллер, где главная героиня вместе с мужем переезжают в чуждый и незнакомый ей Бухарест, и ей начинает казаться, что сосед из дома напротив за ней следит. Любопытная авторская оптика дезориентирует тебя как зрителя, и ты начинаешь склоняться не к самой паранойи героини, а к рациональности её мужа. Получился достойный гибрид «Окна во двор» и «Ребёнка Розмари».
7) «Паранормальные» (De uskyldige)

Жуткий авторский хоррор Эскиль Вогта, изящно деконструирующий супергеройский жанр, в центре которого совсем юные дети, неожиданно обнаружившие у себя сверхспособности. Хотя Вогт больше интересует не формат, а социальный и семейный аспект. Это одновременно кино о взрослении и исследования на тему детской жестокости, как юношеская незрелость и некоммуникабельная пропасть между детьми и родителями становятся причиной страшных событий, где с ужасом приходиться наблюдать и сопереживать за главными героями и в то же время бояться их.
8) «Род мужской» (Men)

Фильм-метафора про маскулинную токсичность и про то, как мужики хотят любви, но не умеют правильно её добиваться, поэтому используют угрозы, ненависть и насилие. Конечно, у режиссёра вся эта символика получилась излишне прямолинейной, но визуально это ошеломляет. Если раньше казалось, что самое криповое Гарленд придумал в «Аннигиляции» в сцене с медведем с человеческим голосом, то уверяю в финале «Рода мужского» есть более отбитая сцена.
9) «Цензор» (Censor)

Дебютная работа Прано Бэйли-Бонд получилась несильно удачной, но как первая попытка смотрится весьма достойно. Структурно фильм напоминает «Студию звукозаписи «Берберян» Стрикленда — там было про звук в хоррорах, то тут про цензуру, когда в 80-ых Британский совет по классификации фильмов утвердил акт, предписывающий проверять и классифицировать всю выпускающую видеопродукцию. Бэйли-Бонд поднимает тему того, что, возможно, цензура наносит больше вреда, чем сама правда. И с этим аспектом она работает более удачно, чем самим сюжетом.
10) «Приходи поиграть» (Come Play)

На удивление получился увлекательный хоррор с неплохим социальным комментарием, который одновременно освещает внутрисемейные проблемы и влияние новых технологий на социальную жизнь ребёнка. При этом фильм не скатывается в лютое морализаторство, а, наоборот, опирается больше на хоррор составляющую, где есть интрига, саспенс, бодрый темп и внятные выводы.