***

топ 100 блогов Barucaba — 15.02.2010

«...Ты светлая звезда таинственного мира,

Куда я возношусь из тесноты земной,

Где ждет меня тобой настроенная лира,

Где ждут меня мечты, согретые тобой...»


Пётр Вяземский



 


 *** (387x599, 39Kb) 



Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.



Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила. 



Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.



Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.



И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной.  Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:


 


 Тут она, взмахнув крылами,

 Полетела над волнами

 И на берег с высоты

 Опустилася в кусты.

 Встрепенулась, отряхнулась

 И царевной обернулась:

 Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит;

 А сама-то величава,

 Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.


*** (475x627, 119Kb)



Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.  Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

 В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.


Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова


Прослушать запись Скачать файл

*** (355x550, 57Kb) 


1900 г.

 В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока. 


* * *  

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.



Жизнь и смерть в круженьи вечном,

Вся - в шелках тугих -

Ты - путям открыта млечным,

Скрыта в тучах грозовых.



Пали душные туманы.

Гасни, гасни свет, пролейся мгла...

Ты - рукою узкой, белой, странной

Факел-кубок в руки мне дала.



Кубок-факел брошу в купол синий -

Расплеснется млечный путь.

Ты одна взойдешь над всей пустыней

Шлейф кометы развернуть.



Дай серебряных коснуться складок,

Равнодушным сердцем знать,

Как мой путь страдальный сладок,

Как легко и ясно умирать.


 

1906  


 Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.  


 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Раковина наутилуса. Фото / Источник: 5 интересных фактов. Наутилусы — род головоногих моллюсков, из которых самым популярным видом является Наутилус помпилиус (Nautilus pompilius). ...
Потому что так можно) Потому что сегодня не просто суббота, а Лазарева суббота. Тем, кто придерживается поста, можно вкушать икру. Последние дни поста... По еде, конечно, хочется уже какого-то вкуса. Перца, приправ, соусов, соли... Хотя сейчас столько всего, что от однообразия в еде ...
Привет, меня зовут Ольга, и это мой второй день в сообществе, первый вот здесь . Что ж, тот день был итальянским, а этот будет испанским! 23 октября 2016 я шла по Камино де Сантьяго, знаменитому паломническому пути, преодолевая очередной этап от Логроньо до Бургоса. Сразу скажу, весь ...
Я про рекламные блоки казахского телевидения. Ранее они ими прикрывали российскую рекламу. На так называемых федеральных каналах. Типа в Казахстане вещание иностранной рекламы запрещено. Когда такой закон приняли, российские телеканалы стали продавать свой контент казахам за деньги... ...
Давайте попробуем реконструировать историю Пауля Зиберта так, что бы в ней не было ни пробелов, ни дурацких совпадений, ни натянутых аналогий. Итак, в битве под Москвой в плен советским войскам попадает немецкий офицер Пауль Зиберт. Мать — русская, отец  сельский пастор, учитель ...