Масленица

топ 100 блогов Barucaba — 07.02.2010

«...Ты светлая звезда таинственного мира,

Куда я возношусь из тесноты земной,

Где ждет меня тобой настроенная лира,

Где ждут меня мечты, согретые тобой...»


Пётр Вяземский



 


 Масленица (387x599, 39Kb) 



Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.



Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила. 



Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.



Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.



И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной.  Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:


 


 Тут она, взмахнув крылами,

 Полетела над волнами

 И на берег с высоты

 Опустилася в кусты.

 Встрепенулась, отряхнулась

 И царевной обернулась:

 Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит;

 А сама-то величава,

 Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.


Масленица (475x627, 119Kb)



Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.  Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

 В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.


Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова


Прослушать запись Скачать файл

Масленица (355x550, 57Kb) 


1900 г.

 В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока. 


* * *  

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.



Жизнь и смерть в круженьи вечном,

Вся - в шелках тугих -

Ты - путям открыта млечным,

Скрыта в тучах грозовых.



Пали душные туманы.

Гасни, гасни свет, пролейся мгла...

Ты - рукою узкой, белой, странной

Факел-кубок в руки мне дала.



Кубок-факел брошу в купол синий -

Расплеснется млечный путь.

Ты одна взойдешь над всей пустыней

Шлейф кометы развернуть.



Дай серебряных коснуться складок,

Равнодушным сердцем знать,

Как мой путь страдальный сладок,

Как легко и ясно умирать.


 

1906  


 Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.  


 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну що, листівки уже вийшли - 7 штук зі спеціями - http://photofabrique.at.ua/shop/specii На звороті має бути коротка історія і куди додавати, щоправда, не знаю, чи є, в руках ще не тримала. Планую ще, як руки дійдуть. Вам цікаво? ...
Маленькая беспризорница очень любит пушистые комочки на ...
«Роснефть» в 100 раз увеличила размер премии членам правления Малодетные семьи в РФ предлагается наказывать налогом Давайте, налогов побольше, куски пожирнее своим, так глядишь и до вил ...
Защити права англоязычных от французской и немецкой хунты! ...
У Яны косвенно упомянуто было, что дисбактериоз - не заболевание. Ну да, это симптом, так чаще называют, но "живот" - это реально жизнь. И что вы делаете для "живота своего"? Точнее стоило бы сказать, для его обитателей. Ведь там у вас сверх населенная планета, вообще-то! Сколько-то ...