№ 671. Каким быть учебнику истории?
Сообщество «Политика» — 06.02.2015№ 671. Каким быть учебнику истории?
Со школьных лет я восхищался образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Ивановича Пугачёва. И вот сегодня всё рухнуло, я растерялся.
Мой знакомый Р. дал мне почитать показания Пугачёва («Красный архив», 1935 год, № 69/70, страница 189). Дело в том, что сам Пугачёв был неграмотным, начав восстание, он стал искать грамотея, чтобы тот мог под диктовку Пугачёва записывать его указы. Нашли Ивана Яковлевича Почиталина, молодого казака Яицкого войска. Со временем Почиталин стал первым любимцем Емельяна Ивановича. При учреждении в ноябре 1773 года повстанческой Военной коллегии Пугачёв назначил Почиталина думным дьяком. Почиталин записал и первый указ Пугачёва от 17 сентября 1773 года от имени царя Петра Третьего : «…государь Пётр Третей император принял царство и жалует реками, морями, крестом и бородою, ибо сие для яицких казаков было надобно».
Когда же восстание было подавлено, Пугачёв на допросе заявил, что он будто бы «ни одного слова не знал, как бы писать надобно», и якобы Почиталин сам «писал, что хотел» (стр. 189).
Что же получается?! Наш национальный герой, руководитель крестьянского восстания под знаменем справедливости, человек незаурядного мужества, оказался трусом?! Мало того, Пугачёв , выгораживая себя, возводит хулу на одного из самых преданных ему сподвижников ! Я был ошарашен, обескуражен. Долго не мог придти в себя! В ряду исторических личностей я всегда на первое место ставил Спартака и Емельяна Ивановича Пугачёва...И всегда радовалась моя душа, когда без чьих-либо подсказок мои дети и мои внуки тоже выбирали своими кумирами таких персонажей, которые окружены ореолом романтизма.
Президентом России Владимиром Путиным поставлена перед историками задача создать объективный курс истории России. Возможно ли создать объективный исторический труд? Сторонник коммунистической идеологии будет отмечать справедливость пугачёвского восстания, монархист же увидит в Пугачёве незаурядного бунтовщика.
|
</> |