Знаменитые туапсинцы: Иван Иосифович Петрожицкий
far01 — 23.03.2015Петрожицкий Иван Иосифович родился 17 апреля 1892 г в предместье Туапсе Черноморской губернии. По окончании в 1910 г. реального училища и Майкопе он продолжил учебу на горном факультете Донского политехникума Военное образование получил в Михайловском артиллерийском училище и Севастопольской офицерской школе авиации. В конце февраля 1916 г. Петрожицкий получил диплом пилота и I марта прибыл в 26-й корпусной авиаотряд, в составе которого принял участие о Первой мировой войне на Румынском фронте.
В Декабре 1916 года прапорщик Петрожицкий на своем "Вуазене" вступил в бой с 6 немецкими аэропланами. Два из них летели впереди в колонне, а четвёрка - сзади ромбом. Маскируясь фоном местности, Петрожицкий внезапно атаковал пару. Его "Вуазен" вклинился между "Бранденбургами", энергично развернулся на 180 градусов со скольжением и оказался под одним из них. В таком положении ответный огонь противника исключался. Наблюдатель Бардош длинной очередью из пулемёта ранил второго члена экипажа "Бранденбурга" и пробил бензиновый бак. Подбитый самолёт сел на нашей территории, его экипаж был взят в плен.
Группа офицеров возле сбитого самолета. Третий слева – И. И. Петрожицкий
События октября 1917 г. застали Петрожицкого в Киеве, на излечении после полученного в воздушном бою ранения. Симпатизируя народной власти, он и январе 1918 г. предложил местному ревкому свои услуги как военный летчик и вскоре возглавил 6-й авиадивизион. Затем он оказался на юте России, где приложил много усилий для создания красноармейских авиационных подразделений, был заместителем и начальником авиации Южного фронта. Выполнял Петрожицкий и боевые вылеты. Например, весной-летом 1918 г. он около 10 раз отправлялся на разведку на самых разных самолетах, в т. ч. «Ньюпоре XXI» и «Фармане ХХХ». Через год, когда белая конница генерала Мамонтова предприняла свой знаменитый рейд по советским тылам, Петрожицкий совершил несколько вылетов на разведку и бомбардировку обнаруженной им же кавалерии. За боевые разведки на самолете рейдующей конницы Мамонтова- он был награжден орденом Красного Знамени.
В октябре Ивана Иосифовича назначили начальником авиации Юго-Восточного фронта, который вскоре переименовали в Кавказский. Осенью 1920 г. ему довелось организовать проведение весьма необычной для того времени операции. Когда 6 октября к Таганрогу подошли врангелевские корабли и стали обстреливать войска красных, он получил приказ командования фронта отогнать эскадру от берега всеми наличными силами. Для решения этой задачи удалось сформировать сводный авиаотряд из 10 самолетов: трех «Дэ-Хэвилендов», двух «Фарманов XXX», «Вуазена», «Анасаля», «Ньюпора-ХХМбис», «Сопвича 1 1/2» и «Сопвича-Кеммела». Сам Петрожицкий отправился на задание на самом старом «Фармане», а в качестве летнаба взял своего напарника по Первой мировой Г. Вартоша, который успел повоевать на стороне белых, а после пленения красными перешел к ним.
7 октября все 10 самолетов совершили налет на корабли, и хотя ни одна бомба в цель не попала, появление столь внушительной авиагруппы произвело на моряков должное впечатление, они прекратили обстрел и отошли. Однако на следующий день появились снова, и сводному авиаотряду пришлось повторить атаку, которая оказалась более результативной: одна бомба попала в миноносец, другая в баржу, еще один миноносец получил повреждения от близких разрывов (его бомбил Петрожицкий). В результате эскадра ушла в морс и больше не возвращалась.
Вылетая на задания, он неоднократно встречался в воздухе с истребителями противника, но ни разу его старенький "Вуазен" не был сбит. Лётчик и наблюдатель умело применяли разработанную ими тактику боя двухместного самолёта с одноместным истребителем, основные правила которой сводились к следующему: никогда не следует обращаться в бегство, если даже тыл аппарата не защищен; если противник атакует сверху, снижаться нельзя, зигзагообразный полёт по горизонту - лучшая защита; когда противник атакует снизу, лучше применить круг, обстреливая его сверху ( оборона на месте ); не допускать неприятеля под хвост, для чего делать быстрые вертикальные повороты, скольжение, крутую спираль или даже штопор в 2 - 3 витка; огонь из пулемёта вести короткими очередями ( 5 - 10 патронов ), беспрерывный и беспорядочный огонь цели не достигает; всякая оборона должна немедленно сопровождаться атакой; быстрота принятия решения в бою - верный залог успеха.
Таким образом, успех боя двухместного самолёта с истребителями противника всецело зависел от воздушной, огневой, тактической и психологической подготовки как лётчика, управлявшего машиной, так и наблюдателя, обеспечивающего защиту аппарата от нападения сзади. Надо сказать, что на боевом счету наблюдателей было немало сбитых самолётов противника, их имена постоянно встречались в списках награждённых за победы в воздухе...
После войны И. И. Петрожицкий работал начальником Воздухфлота, ряда военных округов, в том числе Московского, а также одного из управлений ВВС. Занимал ответственные должности в авиационной промышленности и гражданской авиации.
В Августе 1938 года был репрессирован. Вернулся из заключения через 10 лет..
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18.09.1954 г. реабилитирован, «дело прекращено за не доказанностью обвинения».
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 14.11.1957 г. «во изменение предыдущего решения дело в отношении Петрожицкого И.И. прекращено за отсутствием состава преступления».
Военный летчик со сложной судьбой, Иван Иосифович Петрожицкий скончался в 1979 году.
В честь Петрожицкого названа улица в Ростове-на-Дону.
Более подробно вместе с автобиографическими воспоминаниями Ивана Иосифовича, можно прочитать здесь.
|
</> |