Знаете, что праведники страдали в аду, пока их Христос не вывел?
olhanninen — 25.05.2016 Когда я в 10 лет узнала, что праведники страдали в аду, пока их Христос не вывел, думала, что либо меня обманывают, либо сами ошибаются, а Бог не может быть так несправедлив к хорошим людям. Чтобы быть по жизни праведником, а после смерти не попасть в рай - да такое просто немыслимо и нечестно!Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Деталь алтаря St. Aegidius
Нет, я практически сразу узнала и что праведников Христос вывел, когда в гробу лежал, но ведь до этого они все равно страдали!
Лучше расскажу по порядку, как узнала о таком несчастье. Потому что это было именно мое личное несчастье: с героями Библии, точно также, как и с героями мифов Древней Греции я выросла, и даже не помню, когда о них узнала. Они в моем сознании были всегда, и тут вдруг узнала такое!
St. Aegidius Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Справа от распятия. Недавно посетили этот музей.
Собственно, и первой страной, куда я поехала был Израиль именно поэтому, и в Грецию тоже съездила два раза, несмотря ни на что именно поэтому - это близкие и родные мне страны.
Мне о них рассказывали папа и бабуля, которые там никогда не были, но любили их за сюжеты, которые из истории этих стран брало европейское искусство.
А первой настоящей трагедией для меня было в том же году, в 10 лет узнать, что большевики расстреляли царских детей. Вот тут в жж рассказывала.
Если б расстреляли только взрослых, я бы поняла как-нибудь, но детей-то за что?!
К моим 10 годам в 1972 году мой папа, коммунист и атеист 1923 года рождения, уже прочитал и обсудил со мной книгу Николая Куна "Легенды и мифы Древней Греции", Зенона Косидовского "Библейские сказания" и перешел к его же "Сказаниям евангелистов". Всех этих богов папа мне объяснял как художественные образы нескольких людей. Если взять нос от одного, руки от другого, плечи от третьего, тоже самое сделать с их моральными качествами, а потом рассказать про них историю, то получится, например, биография Геракла или Давида.
А бабуля, 1904 года рождения, бывшая комсомолка, но, как она сама говорила "все же верующая", в церковь ходила редко, и старалась меня не брать туда, но дома иногда рассказывала о детстве и еще реже, но заводила разговоры о Боге.
Так что Бог для меня в мои 10 лет тоже существовал, а не только гераклы с давидами. Как главный царь в прошлом, примерно. Только очень давно, а сейчас как бы уже почти нет, хотя и мог помочь, если помолиться.
И вот однажды, помогая ей с начинкой для пирогов, заговорили мы с ней об Ионе во чреве кита. А когда мы ставили пироги в духовку, я, заканчивая разговор, на пороге кухни мимоходом сказала:
- Ну, а потом Иона умер и попал в рай, да?
- Нееет, - разгибаясь и потирая поясницу, задумчиво ответила бабуля, - он в ад попал.
- Как это, ты че, бабуль, за что Иону-то в ад, если он хороший, праведник? Если его Бог простил, как же он отправил его в ад?
Сошествие во ад. В.В.Беляева. Спас-на Крови, Санкт-Петербург, Россия, 1907.
Тут бабуля мне и рассказала про Христа и как он всех ветхозаветных праведников вывел из ада, а вы об этом можете почитать в Википедии в статье "Сошествие в ад", если не знаете.
Это меня еще больше расстроило: не один только Иона по недоразумению, а все порядочные люди страдали годы, столетия и даже, может, тысячелетия, пока Христос их не спас, ну куда это годится?!
Не то, чтобы я бабуле не поверила, а она могла по старости все перепутать, хотя раньше за ней такого не водилось, но мало ли.
Папу впрямую я спросить не могла: бабуля мне объяснила, что она может мне рассказывать немножко из Библии, если я не буду говорить папе, а то он запретит.
А тайны я очень любила и, когда была сильно заинтригована, могла даже держать язык за зубами.
И тогда я при случае спросила папу в разговоре про Иоанна Крестителя, танец Саломеи, Ирода, Иродиаду и блюдо с головой, куда после смерти попал Иоанн Креститель, в ад или рай?
Папа сказал, что в рай.
Ура!
Я торжествующая не могла дождаться, когда папа сядет читать и скорее побежала к бабуле на кухню, пританцовывая пела:
- А вот и не в ад, и совсем не в ад, а в рай, ура, в рай, мне папа сказал!
Когда бабуля поняла, о чем я радостно толкую, она одним предложением уничтожила все мои надежды:
- Так ведь Николай, - так бабуля звала папу, - закон Божий в школе не проходил, тогда уже, кажется, пионеры были, откуда ему знать? Вот он книжку Косидовского читает и тебе рассказывает, а без книжки ничего и не знает.
Ад. Неизвестный художник. Фотография с картины из Национального музея древнего искусства. Лиссабон, Португалия, XVI век.
- Но этого же не может быть, бабуля! Бог не мог быть так жесток! Ведь они там просто сидели и не мучились, как грешники, правда, ведь их не жарили на сковороде, не били, правда, да?!
- Оленька, ну как бы ад он и есть ад, там плохо, надо жить хорошо, чтобы туда не попасть.
- Бабуля, я не про вообще, я про праведников, как ты не понимаешь?!
- Ну, не знаю, это надо батюшку спросить, вот я перед Пасхой пойду на исповедь, спрошу тогда.
- Бабуля, да ты что, еще до Пасхи вон сколько!
Ужас. По ночам мне снились кошмары, как праведники ни за что, ни про что мучаются в аду, а я не могу им помочь. Часто просыпалась среди ночи в слезах.
И совсем измучившись, решила пойти в церковь, чтобы самой у священника спросить, хоть я и октябренок и готовилась в пионеры.
А вот я зайду и прямо у него так и спрошу:
- Скажите. пожалуйста, а правда ли, что Бог праведников до Христа всех отправлял в ад после смерти и они там мучились наравне со всеми или нет?!
Короче, после школы по дороге в магазин, куда мне наказала сходить бабуля, морозным солнечным мартовским днем я пошла на Серафимовское кладбище в церковь.
Церковь была открыта, там было солнечно и очень весело. Но я ужасно стеснялась, несколько раз заглядывая внутрь и снова закрывая дверь.
Пожевывая косичку, наконец я зашла, но прошла недалеко, чтобы убежать через дверь, если что.
В церкви никого не было. В солнечном луче плясали пылинки.
Несколько минут я разглядывала иконы, побольше размером, чем те две, которые были в шкафу у моей бабули. И как много икон было в церкви!
И тут услышала тихий голос сзади:
- Зашла погреться, девонька?
Обернулась и увидела высокого толстого дядьку с бородой в халате. Все это мне ужасно напомнило сказку про Морозко.
- Нет-нет, - быстро ответила я, - спасибо, это я так, просто так, я побежала.
И не спросила о самом главном - испугалась и застеснялась.
До сих пор мне стыдно, что я так.
А бабуля перед Пасхой сходила в храм, конечно, пришла и говорит, что праведников практически и не мучили, они просто там сидели и ждали, когда придет Христос и их выведет.
Но что-то было в ее голосе такое, что я не поверила.
- Бабуленька, а кто тебе сказал, а как он выглядел?
- Батюшка сказал, такой высокий, в рясе, бородатый, глаза добрые. Оленька, что ж ты мне не веришь?
- Верю, бабуленька, тебе - верю, - со вздохом ответила я.
И грустно усмехнулась, вспомнив Морозко.
Прошло более 40 лет, миновали мои детство, отрочество, юность и молодость, произошла перестройка, поменялось в обществе отношение к религии, восстановили храм Спаса-на-Крови, где сюжет сошествия во ад повторяется два раза.
За несколько минут до того, как я делала эту фотографию, детишкам примерно моего тогдашнего возраста рассказывала экскурсовод в храме Спаса-на Крови, как Христос праведников из ада выводил. Сначала Адама и Еву, потом всех остальных. Дети радовались за них.
Но когда я попыталась сфотографировать детей в храме у этой мозаики, сопровождающие их родители запротестовали и я показала им на своей камере, что фотографию стерла.
Сошествие во ад. Нестеров М. В. Спас-на Крови, Санкт-Петербург, Россия, 1907
Справа от Спасителя храмовая икона "Сошествие во ад". Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников.
Щас тут некоторые начнут, что бабка - в смысле я - совсем рехнулась на религиозной почве на старости лет. Но, пусть говорят, мне пофиг дым, если честно.
Просто захотелось рассказать, что в Любеке вспомнилось в музее, прямо как целый год детства прошел за несколько минут перед глазами, такой напряженный, мучительный и интересный в плане душевных страданий и духовных исканий, и почему питерских коллег-блогеров, с которыми ездили на пароме из Финляндии в Германию, обратила внимание именно на эту деревянную картинку из алтаря со Страстями Христовыми. Просто для меня многие сюжеты в искусстве родные, из детства, выросла на них, и значили они всегда больше, чем подавляющее большинство современных событий.
И але, предки, все же гляньте на две книжки, которые я как бабушка, рекомендую с детьми прочитать, пересказать, обсудить и дать частично, может, почитать детям в 10 лет. Только не бросайте их наедине с этими книжками, поговорите с ними и чтобы они не боялись. Постарайтесь. Дети и сразу, и особенно потом оценят.
|
</> |