Знаете, что праведники страдали в аду, пока их Христос не вывел?

топ 100 блогов olhanninen25.05.2016 Когда я в 10 лет узнала, что праведники страдали в аду, пока их Христос не вывел, думала, что либо меня обманывают, либо сами ошибаются, а Бог не может быть так несправедлив к хорошим людям. Чтобы быть по жизни праведником, а после смерти не попасть в рай - да такое просто немыслимо и нечестно!
Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Деталь алтаря St. Aegidius.JPG
Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Деталь алтаря St. Aegidius

Нет, я практически сразу узнала и что праведников Христос вывел, когда в гробу лежал, но ведь до этого они все равно страдали!
Лучше расскажу по порядку, как узнала о таком несчастье. Потому что это было именно мое личное несчастье: с героями Библии, точно также, как и с героями мифов Древней Греции я выросла, и даже не помню, когда о них узнала. Они в моем сознании были всегда, и тут вдруг узнала такое!

St. Aegidius Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Справа от распятия..JPG
St. Aegidius Church, Lubeck, 1430 Сошествие во ад. Справа от распятия. Недавно посетили этот музей.
Собственно, и первой страной, куда я поехала был Израиль именно поэтому, и в Грецию тоже съездила два раза, несмотря ни на что именно поэтому - это близкие и родные мне страны.
Мне о них рассказывали папа и бабуля, которые там никогда не были, но любили их за сюжеты, которые из истории этих стран брало европейское искусство.

А первой настоящей трагедией для меня было в том же году, в 10 лет узнать, что большевики расстреляли царских детей. Вот тут в жж рассказывала.
Если б расстреляли только взрослых, я бы поняла как-нибудь, но детей-то за что?!

К моим 10 годам в 1972 году мой папа, коммунист и атеист 1923 года рождения, уже прочитал и обсудил со мной книгу Николая Куна "Легенды и мифы Древней Греции", Зенона Косидовского "Библейские сказания" и перешел к его же "Сказаниям евангелистов". Всех этих богов папа мне объяснял как художественные образы нескольких людей. Если взять нос от одного, руки от другого, плечи от третьего, тоже самое сделать с их моральными качествами, а потом рассказать про них историю, то получится, например, биография Геракла или Давида.

А бабуля, 1904 года рождения, бывшая комсомолка, но, как она сама говорила "все же верующая", в церковь ходила редко, и старалась меня не брать туда, но дома иногда рассказывала о детстве и еще реже, но заводила разговоры о Боге.
Так что Бог для меня в мои 10 лет тоже существовал, а не только гераклы с давидами. Как главный царь в прошлом, примерно. Только очень давно, а сейчас как бы уже почти нет, хотя и мог помочь, если помолиться.

И вот однажды, помогая ей с начинкой для пирогов, заговорили мы с ней об Ионе во чреве кита. А когда мы ставили пироги в духовку, я, заканчивая разговор, на пороге кухни мимоходом сказала:
- Ну, а потом Иона умер и попал в рай, да?
- Нееет, - разгибаясь и потирая поясницу, задумчиво ответила бабуля, - он в ад попал.
- Как это, ты че, бабуль, за что Иону-то в ад, если он хороший, праведник? Если его Бог простил, как же он отправил его в ад?

Сошествие во ад. В.В.Беляева. Спас-на Крови
Сошествие во ад. В.В.Беляева. Спас-на Крови, Санкт-Петербург, Россия, 1907.

Тут бабуля мне и рассказала про Христа и как он всех ветхозаветных праведников вывел из ада, а вы об этом можете почитать в Википедии в статье "Сошествие в ад", если не знаете.


Это меня еще больше расстроило: не один только Иона по недоразумению, а все порядочные люди страдали годы, столетия и даже, может, тысячелетия, пока Христос их не спас, ну куда это годится?!

Не то, чтобы я бабуле не поверила, а она могла по старости все перепутать, хотя раньше за ней такого не водилось, но мало ли.

Папу впрямую я спросить не могла: бабуля мне объяснила, что она может мне рассказывать немножко из Библии, если я не буду говорить папе, а то он запретит.
А тайны я очень любила и, когда была сильно заинтригована, могла даже держать язык за зубами.

И тогда я при случае спросила папу в разговоре про Иоанна Крестителя, танец Саломеи, Ирода, Иродиаду и блюдо с головой, куда после смерти попал Иоанн Креститель, в ад или рай?
Папа сказал, что в рай.
Ура!

Я торжествующая не могла дождаться, когда папа сядет читать и скорее побежала к бабуле на кухню, пританцовывая пела:
- А вот и не в ад, и совсем не в ад, а в рай, ура, в рай, мне папа сказал!

Когда бабуля поняла, о чем я радостно толкую, она одним предложением уничтожила все мои надежды:
- Так ведь Николай, - так бабуля звала папу, - закон Божий в школе не проходил, тогда уже, кажется, пионеры были, откуда ему знать? Вот он книжку Косидовского читает и тебе рассказывает, а без книжки ничего и не знает.

Ад. Неизвестный художник. Фотография с картины из Национального музея древнего искусства
Ад. Неизвестный художник. Фотография с картины из Национального музея древнего искусства. Лиссабон, Португалия, XVI век.


- Но этого же не может быть, бабуля! Бог не мог быть так жесток! Ведь они там просто сидели и не мучились, как грешники, правда, ведь их не жарили на сковороде, не били, правда, да?!
- Оленька, ну как бы ад он и есть ад, там плохо, надо жить хорошо, чтобы туда не попасть.
- Бабуля, я не про вообще, я про праведников, как ты не понимаешь?!
- Ну, не знаю, это надо батюшку спросить, вот я перед Пасхой пойду на исповедь, спрошу тогда.
- Бабуля, да ты что, еще до Пасхи вон сколько!

Ужас. По ночам мне снились кошмары, как праведники ни за что, ни про что мучаются в аду, а я не могу им помочь. Часто просыпалась среди ночи в слезах.
И совсем измучившись, решила пойти в церковь, чтобы самой у священника спросить, хоть я и октябренок и готовилась в пионеры.
А вот я зайду и прямо у него так и спрошу:
- Скажите. пожалуйста, а правда ли, что Бог праведников до Христа всех отправлял в ад после смерти и они там мучились наравне со всеми или нет?!

Короче, после школы по дороге в магазин, куда мне наказала сходить бабуля, морозным солнечным мартовским днем я пошла на Серафимовское кладбище в церковь.

Церковь была открыта, там было солнечно и очень весело. Но я ужасно стеснялась, несколько раз заглядывая внутрь и снова закрывая дверь.
Пожевывая косичку, наконец я зашла, но прошла недалеко, чтобы убежать через дверь, если что.
В церкви никого не было. В солнечном луче плясали пылинки.
Несколько минут я разглядывала иконы, побольше размером, чем те две, которые были в шкафу у моей бабули. И как много икон было в церкви!

И тут услышала тихий голос сзади:
- Зашла погреться, девонька?
Обернулась и увидела высокого толстого дядьку с бородой в халате. Все это мне ужасно напомнило сказку про Морозко.
- Нет-нет, - быстро ответила я, - спасибо, это я так, просто так, я побежала.
И не спросила о самом главном - испугалась и застеснялась.
До сих пор мне стыдно, что я так.

А бабуля перед Пасхой сходила в храм, конечно, пришла и говорит, что праведников практически и не мучили, они просто там сидели и ждали, когда придет Христос и их выведет.
Но что-то было в ее голосе такое, что я не поверила.
- Бабуленька, а кто тебе сказал, а как он выглядел?
- Батюшка сказал, такой высокий, в рясе, бородатый, глаза добрые. Оленька, что ж ты мне не веришь?
- Верю, бабуленька, тебе - верю, - со вздохом ответила я.
И грустно усмехнулась, вспомнив Морозко.

Прошло более 40 лет, миновали мои детство, отрочество, юность и молодость, произошла перестройка, поменялось в обществе отношение к религии, восстановили храм Спаса-на-Крови, где сюжет сошествия во ад повторяется два раза.

За несколько минут до того, как я делала эту фотографию, детишкам примерно моего тогдашнего возраста рассказывала экскурсовод в храме Спаса-на Крови, как Христос праведников из ада выводил. Сначала Адама и Еву, потом всех остальных. Дети радовались за них.
Но когда я попыталась сфотографировать детей в храме у этой мозаики, сопровождающие их родители запротестовали и я показала им на своей камере, что фотографию стерла.

Сошествие во ад. Нестеров М. В. Спас-на Крови, Санкт-Петербург, Россия, 1907.JPG
Сошествие во ад. Нестеров М. В. Спас-на Крови, Санкт-Петербург, Россия, 1907

Справа от Спасителя храмовая икона "Сошествие во ад". Иконография образа передает смысл Воскресения Христова – освобождение людей от уз греха и смерти. М.В.Нестеров, автор живописного оригинала, следует древнерусскому канону. В центре в сияющей мандорле и белых одеждах изображен Христос. Свет, окружающий его, противопоставлен темноте вокруг. Господь правую руку подает Адаму, слева от Него — Ева. По сторонам виднеются фигуры ветхозаветных царей и праведников.

Щас тут некоторые начнут, что бабка - в смысле я - совсем рехнулась на религиозной почве на старости лет. Но, пусть говорят, мне пофиг дым, если честно.

Просто захотелось рассказать, что в Любеке вспомнилось в музее, прямо как целый год детства прошел за несколько минут перед глазами, такой напряженный, мучительный и интересный в плане душевных страданий и духовных исканий, и почему питерских коллег-блогеров, с которыми ездили на пароме из Финляндии в Германию, обратила внимание именно на эту деревянную картинку из алтаря со Страстями Христовыми. Просто для меня многие сюжеты в искусстве родные, из детства, выросла на них, и значили они всегда больше, чем подавляющее большинство современных событий.
И але, предки, все же гляньте на две книжки, которые я как бабушка, рекомендую с детьми прочитать, пересказать, обсудить и дать частично, может, почитать детям в 10 лет. Только не бросайте их наедине с этими книжками, поговорите с ними и чтобы они не боялись. Постарайтесь. Дети и сразу, и особенно потом оценят.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. В прошлые разы я приводил из Гамбурга по одному-два репортажа. В этот раз я решил разобраться с Гамбургом по-блогерски... Заглянул во все дыры и углы (некоторые еще и прилично попахивали), нажал на затвор фотоаппарата более пяти тысяч раз... Вы все знаете Берлин, многие из ...
Сегодня Монако празднует один из своих государственных праздников- День Святой Девоты. Праздник посвящён Святой Девоте — покровительнице Монако и дому Гримальди. В ночь перед праздником проходит церемония сожжения символической лодки в память о святой мученице Девоте. Юная девушка, ...
Я тут девочкам обещала совсем девичий пост (считайте, что в коллекцию к этому, про то как правильно выбирать высокие туфли ). Итак, мне лет 15 или 17 назад попал в руки хорошо оформленный трактат Шанель, о том, как правильно красить ногти. Казалось бы ...
Меня тут всю обрызгали, хвостами мокрыми нашлёпали...А сказка наша состоялась, все приплыли без насморка, здоровые и весёлые. Бодрость так и прёт. Голосовали до последней минуты и даже после того, как двери были закрыты - подсовывали в щели ...
Сегодня в Корее экономика уже была выведена в русло быстрого подъема и создан ...